АО KEGOC хорошо известно казахстанцам как крупнейшее системообразующее предприятие по управлению электрическими сетями страны. Этот статус компания старается поддерживать во всех сферах деятельности, включая такие важные аспекты, как работа с кадрами и социальная ответственность.
Предприятие обладает самыми высокими показателями социальной стабильности среди организаций корпоративного сектора и в этом отношении занимает лидирующие позиции не только среди портфельных компаний АО "Самрук-Қазына", но и в целом в Казахстане. О том, как достигаются результаты, какие социальные программы реализуются в компании, в интервью "Литер" рассказал Жаңабай Бексары, управляющий директор АО KEGOC по социально-трудовым отношениям и связям с общественностью.
— Жанабай Муратбекулы, можно ли сказать, что KEGOC не был бы той компанией, которую казахстанцы знают как стабильную организацию с высоким профессиональным менеджментом, без должных результатов во внутрикорпоративной работе, в работе с персоналом?
— Скажу так: все достижения KEGOC — это, несомненно, заслуга нашего сплоченного коллектива, который можно по праву назвать сообществом единомышленников. Ведь благодаря нашим работникам АО KEGOC выполняет все производственно-финансовые показатели, достигает всевозможные высокие рейтинги. В свою очередь, руководство компании, понимая данный факт, считает развитие кадрового потенциала ключевым направлением своей работы. В итоге мы пришли к тому, что наша кадровая политика основана на принципах справедливости, уважения, равных возможностей, преемственности, ориентации на лучший мировой опыт и HR-технологии. При этом существует постоянный и конструктивный диалог между руководством и работниками по разным вопросам деятельности.
Необходимо понимать, что постоянно растущая конкуренция на рынке профессиональных кадров и стремительное развитие IТ-технологий мотивируют специалистов искать лучшие условия труда, что приводит в целом к значительной текучести кадров в корпоративном секторе. Исходя из этой простой логики, удержание лучших сотрудников и создание для них комфортных условий труда являются основными целями нашей HR-политики. В KEGOC такая работа проводится системно и стала одной из ключевых компетенций в руководстве компании.
В последние несколько лет, в целях повышения конкурентоспособности уровня оплаты труда, в KEGOC проводятся меры по увеличению заработной платы своим специалистам. Так, с января этого года всем работникам была повышена заработная плата, увеличен размер ежеквартальных премий и в ближайшие годы ожидается дальнейшее поэтапное повышение доходов наших сотрудников.
Параллельно в компании усиливаются меры по социальной поддержке работников. В этом году мы возобновили Программу добровольного медицинского страхования персонала, в рамках которой наши коллеги получают квалифицированную медпомощь в ведущих медицинских учреждениях по всему Казахстану.
Этот год также был отмечен началом реализации еще одной корпоративной программы — Программы льготного кредитования жилья, которая пополнила социальный пакет компании. В рамках данной программы за эти месяцы уже получили жилье на льготных условиях 37 наших работников, и в KEGOC намерены продолжить эту работу и в дальнейшем. Все эти меры, которые я озвучил, имеют главную цель — социальная поддержка работников, сохранение кадрового потенциала и привлечение новых востребованных в компании высококвалифицированных специалистов.
— Работники, стремящиеся работать в KEGOC, еще при приеме на работу осведомлены о существующем социальном пакете или же это обговаривается как-то индивидуально?
— Все социально-трудовые отношения внутри коллектива, в том числе между работодателем и работником, регулируются базовым корпоративным документом — Коллективным договором на 2021-2025 годы. Этот документ между АО KEGOC и представителями работников служит эффективным инструментом при выстраивании сбалансированных взаимоотношений в компании. Это достаточно "живой" документ, который по мере необходимости дорабатывается и дополняется новыми пунктами по улучшению условий труда и повышению благосостояния работников по итогам обратной связи руководства и коллектива. Могу сказать, что нынешний коллективный договор предусматривает достаточно широкий спектр эффективных мер, связанных с социальной поддержкой и дополнительной мотивацией работников.
К примеру, по коллективному договору работникам предоставляются дополнительные отпуска с сохранением заработной платы при регистрации брака, рождении детей, похорон близких родственников, в связи с 50- и 60-летним юбилеями, родителям — во время первого дня начала учебного года и в день проведения в школе "последнего звонка". Есть также варианты социальной поддержки родителям, имеющим детей-инвалидов до 18 лет, пенсионерам, состоящим на учете в АО KEGOC.
Совсем недавно в коллективный договор были внесены новые условия, охватывающие более широкий спектр инструментов поддержки и мотивации сотрудников. Новые положения предусматривают единовременные выплаты накануне национальных, государственных и профессиональных праздников.
Кроме того, в целях дополнительной мотивации обладателям государственных, ведомственных и отраслевых наград выплачивается единовременная премия, размеры которой определяются в зависимости от статуса или уровня награды. Такого рода выплаты также осуществляются победителям в спартакиадах АО KEGOC, фонда "Самрук-Қазына" и других официальных соревнованиях и конкурсах профессионального мастерства.
И, конечно, в коллективе очень позитивно воспринимаются изменения по усилению мер социальной поддержки работников, которые предпринимаются руководством компании в последнее время.
— Хорошо выстроенная HR-стратегия — залог успеха многих известных в мире компаний. Причем у каждой компании есть свои "фишки" в обустройстве благоприятного рабочего процесса, в мотивации. Например, Google известен "несправедливостью зарплат" по принципу — чем лучше человек работает, тем больше ему нужно платить. В этом плане какими приемами пользуется KEGOC?
— На мой взгляд, у нас достаточно продуманная HR-политика, основанная на принципах меритократии, лучшем мировом опыте и многолетних традициях компании — она создает все условия для "внутреннего" карьерного роста. Главная цель в HR-работе является формирование интеллектуального высококвалифицированного кадрового потенциала, способного реализовать все цели, обозначенные в Стратегии развития АО KEGOС. Это, что называется, эффективная корпоративная культура, ориентированная на достижение высоких результатов.
Скажу, что наши усилия по линии HR дают свои результаты. Так, например, в последние годы на позиции пяти управляющих директоров были назначены работники из кадрового резерва, а руководителями структурных подразделений у нас становятся лучшие работники из этих же подразделений. Также на периодической основе проводятся ротации руководителей среднего звена и специалистов, что дает возможность для выявления потенциала людей и взращивания своих управленцев.
Одним из важных направлений HR-политики является кадровое пополнение. В большей части этот вопрос решается путем привлечения специалистов посредством корпоративного портала Samruk Qyzmet, на конкурсной основе. Через данный портал могут обратиться все потенциальные кандидаты.
— Кстати, хотелось бы заострить внимание на проблеме трудоустройства молодых специалистов, выпустившихся из вузов и техникумов. Наверняка, как национальная компания, KEGOC причастна к ее решению?
— Безусловно, у нас вопрос привлечения молодых кадров не остается без внимания, поскольку предприятие постоянно развивается. Мы сейчас сотрудничаем с рядом учебных заведений, студенты и учащиеся которых проходят стажировку в профильных подразделениях или региональных филиалах компании. Ответственная молодежь, те, кто смотрит вперед, прекрасно понимают, что такие стажировки — это шанс для дальнейшего трудоустройства и начала карьеры. Я имею в виду нашу компанию, где присматриваются к стажерам и лучшие кандидатуры берутся "на заметку". Впоследствии они могут на конкурсной основе устроиться на работу в компанию.
Вновь прибывшим молодым специалистам в компании оказывается помощь в адаптации на рабочем месте — сначала под руководством руководителя, затем — опытного коллеги-наставника. И таким образом завершается процесс интеграции молодого специалиста в коллектив.
В целом руководство компании всегда открыто к диалогу с работниками, к их предложениям, в том числе к инициативам молодежи.
Такое отношение к молодежи, а также поощрение инициатив, связанных с общественной и культурной деятельностью, привело к образованию своеобразного комьюнити прогрессивных молодых специалистов. С 2013 года в компании действует Совет молодежи. Там молодые люди уже создали спортивное сообщество, успешно участвуют в форумах молодежи среди группы компаний АО "Самрук-Қазына", проводят интеллектуальные игры, благотворительные акции, многие из которых стали уже регулярными. Только за 2022 год нашими волонтерами оказана добровольная помощь нуждающимся на сумму около 18,2 миллиона тенге.
— Упоминание о статусе национальной компании было не случайным. Достижение сугубо корпоративных задач, тем не менее, должно быть созвучно с некими общенациональными задачами. Это так?
— Не скажу нового, но, делая хорошо, честно свое дело, гражданин или компания уже вносят вклад в успех своей страны. В нашем случае создаваемая атмосфера общей сопричастности заставляет работников ценить свою работу и порядок в коллективе. Люди гордятся тем, что работают в KEGOC. Все это трансформируется в семьи и уже в домашних условиях происходит своеобразная "профессиональная ориентация". Дети многих работников в выборе профессии ориентируются на опыт родителей и планируют работать в KEGOC.
Так формируются целые династии, о которых мы уже неоднократно рассказывали. У нас данная тенденция хорошо поощряется — с периодичностью один раз в три года проводятся конкурсы "Трудовых династий". И как результат, число семей, лояльных и приверженных компании, растет из года в год.
KEGOC не теряет связь со своими работниками и после завершения трудовой деятельности. При выходе на заслуженный отдых пенсионерам, состоящим на учете в компании, выплачивается компенсация и ежегодно оказывается единовременная материальная помощь к профессиональному празднику — Дню энергетика. Ветераны участвуют в различных мероприятиях, проводимых в компании.
Достойная оплата труда, возможности повышения квалификации, перспективы карьерного роста, поддержка коллег и в целом благоприятная обстановка становятся теми составляющими, которые нацеливают работников не только эффективно выполнять непосредственные должностные обязанности, заниматься самообразованием, а также активно участвовать в общественной жизни.
Приведу отдельный пример. Недавно в АО KEGOC прошел семинар по итогам анализа применения государственного языка в документообороте национальных компаний. Почему именно на нашей базе? Возможно, потому, что показатели нашей компании в данном направлении оцениваются на высоком уровне. В 2022 году в ходе мониторинга использования казахского языка на официальных интернет-ресурсах государственных и негосударственных организаций KEGOC вошел в число организаций, набравших наиболее высокие баллы. По критериям оценки объема и качества передачи контента казахского языка АО "KEGOC" набрало 10 баллов и было признано лучшим среди национальных компаний по содержанию и качеству всех языковых версий материалов, размещенных на сайте.
Объективно, у нас созданы хорошие условия для изучения и улучшения уровня знания государственного языка. В прошлом году 372 сотрудника компании приняли участие в курсах по изучению государственного языка и получили специальные сертификаты. В этом году планируется обучение еще 515 сотрудников, в том числе 300 сотрудников из центрального аппарата и 215 сотрудников из производственных филиалов.
В качестве методической помощи сотрудникам в подготовке документов на государственном языке обеспечивается консультативно-разъяснительная поддержка. В помощь пользователям разработаны и размещены на внутреннем портале KEGOC методическое пособие "Делопроизводство на государственном языке" и словарь, содержащий более пяти тысяч терминов по энергетике и другим отраслям.
В компании функционирует кабинет казахского языка, оснащенный необходимыми учебными пособиями, в котором проводятся обучающие курсы, тестирования, семинары для делопроизводителей, а также подготовка к языковому экзамену по системе КАЗТЕСТ. Кстати, по итогам диагностического тестирования, прошедшего недавно в мае, стало известно, что порядка 90 процентов наших сотрудников владеют языком на уровне выше среднего. Я считаю это хорошим результатом и, главное, мы видим результат проделанной нами системной работы.
Это только небольшая часть достижений, которые вкупе характеризуют нашу корпоративную культуру и нашу приверженность к участию в судьбе своей страны. Наши работники искренне гордятся работой в KEGOC, и этот позитив настраивает их на "одну волну" — они успешно решают производственные задачи, делая компанию лидером в электроэнергетической отрасли Казахстана и за его пределами.