KEGOC: Делая хорошо свое дело, мы вносим вклад в успех страны

Редакция Liter.kz

АО KEGOC хорошо известно казахстанцам как крупнейшее системообразующее предприятие по управлению электрическими сетями страны. Этот статус компания старается поддерживать во всех сферах деятельности, включая такие важные аспекты, как работа с кадрами и социальная ответственность.

Предприятие обладает самыми высокими показателями социальной стабильности среди организаций корпоративного сектора и в этом отношении занимает лидирующие позиции не только среди портфельных компаний АО "Самрук-Қазына", но и в целом в Казахстане. О том, как достигаются результаты, какие социальные программы реализуются в компании, в интервью "Литер" рассказал Жаңабай Бексары, управляющий директор АО KEGOC по социально-трудовым отношениям и связям с общественностью.

— Жанабай Муратбекулы, можно ли сказать, что KEGOC не был бы той компанией, которую казахстанцы знают как стабильную организацию с высоким профессиональным менеджментом, без должных результатов во внутрикорпоративной работе, в работе с персоналом?

— Скажу так: все достижения KEGOC — это, несомненно, заслуга нашего сплоченного коллектива, который можно по праву назвать сообществом единомышленников. Ведь благодаря нашим работникам АО KEGOC выполняет все производственно-финансовые показатели, достигает всевозможные высокие рейтинги. В свою очередь, руководство компании, понимая данный факт, считает развитие кадрового потенциала ключевым направлением своей работы. В итоге мы пришли к тому, что наша кадровая политика основана на принципах справедливости, уважения, равных возможностей, преемственности, ориентации на лучший мировой опыт и HR-технологии. При этом существует постоянный и конструктивный диалог между руководством и работниками по разным вопросам деятельности.

Необходимо понимать, что постоянно растущая конкуренция на рынке профессиональных кадров и стремительное развитие IТ-технологий мотивируют специалистов искать лучшие условия труда, что приводит в целом к значительной текучести кадров в корпоративном секторе. Исходя из этой простой логики, удержание лучших сотрудников и создание для них комфортных условий труда являются основными целями нашей HR-политики. В KEGOC такая работа проводится системно и стала одной из ключевых компетенций в руководстве компании.

В последние несколько лет, в целях повышения конкурентоспособности уровня оплаты труда, в KEGOC проводятся меры по увеличению заработной платы своим специалистам. Так, с января этого года всем работникам была повышена заработная плата, увеличен размер ежеквартальных премий и в ближайшие годы ожидается дальнейшее поэтапное повышение доходов наших сотрудников.

Параллельно в компании усиливаются меры по социальной поддержке работников. В этом году мы возобновили Программу добровольного медицинского страхования персонала, в рамках которой наши коллеги получают квалифицированную медпомощь в ведущих медицинских учреждениях по всему Казахстану.

Этот год также был отмечен началом реализации еще одной корпоративной программы — Программы льготного кредитования жилья, которая пополнила социальный пакет компании. В рамках данной программы за эти месяцы уже получили жилье на льготных условиях 37 наших работников, и в KEGOC намерены продолжить эту работу и в дальнейшем. Все эти меры, которые я озвучил, имеют главную цель — социальная поддержка работников, сохранение кадрового потенциала и привлечение новых востребованных в компании высококвалифицированных специалистов.

— Работники, стремящиеся работать в KEGOC, еще при приеме на работу осведомлены о существующем социальном пакете или же это обговаривается как-то индивидуально?

— Все социально-трудовые отношения внутри коллектива, в том числе между работодателем и работником, регулируются базовым корпоративным документом — Коллективным договором на 2021-2025 годы. Этот документ между АО KEGOC и представителями работников служит эффективным инструментом при выстраивании сбалансированных взаимоотношений в компании. Это достаточно "живой" документ, который по мере необходимости дорабатывается и дополняется новыми пунктами по улучшению условий труда и повышению благосостояния работников по итогам обратной связи руководства и коллектива. Могу сказать, что нынешний коллективный договор предусматривает достаточно широкий спектр эффективных мер, связанных с социальной поддержкой и дополнительной мотивацией работников.

К примеру, по коллективному договору работникам предоставляются дополнительные отпуска с сохранением заработной платы при регистрации брака, рождении детей, похорон близких родственников, в связи с 50- и 60-летним юбилеями, родителям — во время первого дня начала учебного года и в день проведения в школе "последнего звонка". Есть также варианты социальной поддержки родителям, имеющим детей-инвалидов до 18 лет, пенсионерам, состоящим на учете в АО KEGOC.

Совсем недавно в коллективный договор были внесены новые условия, охватывающие более широкий спектр инструментов поддержки и мотивации сотрудников. Новые положения предусматривают единовременные выплаты накануне национальных, государственных и профессиональных праздников.

Кроме того, в целях дополнительной мотивации обладателям государственных, ведомственных и отраслевых наград выплачивается единовременная премия, размеры которой определяются в зависимости от статуса или уровня награды. Такого рода выплаты также осуществляются победителям в спартакиадах АО KEGOC, фонда "Самрук-Қазына" и других официальных соревнованиях и конкурсах профессионального мастерства.

И, конечно, в коллективе очень позитивно воспринимаются изменения по усилению мер социальной поддержки работников, которые предпринимаются руководством компании в последнее время.

— Хорошо выстроенная HR-стратегия — залог успеха многих известных в мире компаний. Причем у каждой компании есть свои "фишки" в обустройстве благоприятного рабочего процесса, в мотивации. Например, Google известен "несправедливостью зарплат" по принципу — чем лучше человек работает, тем больше ему нужно платить. В этом плане какими приемами пользуется KEGOC?

— На мой взгляд, у нас достаточно продуманная HR-политика, основанная на принципах меритократии, лучшем мировом опыте и многолетних традициях компании — она создает все условия для "внутреннего" карьерного роста. Главная цель в HR-работе является формирование интеллектуального высококвалифицированного кадрового потенциала, способного реализовать все цели, обозначенные в Стратегии развития АО KEGOС. Это, что называется, эффективная корпоративная культура, ориентированная на достижение высоких результатов.

Скажу, что наши усилия по линии HR дают свои результаты. Так, например, в последние годы на позиции пяти управляющих директоров были назначены работники из кадрового резерва, а руководителями структурных подразделений у нас становятся лучшие работники из этих же подразделений. Также на периодической основе проводятся ротации руководителей среднего звена и специалистов, что дает возможность для выявления потенциала людей и взращивания своих управленцев.
Одним из важных направлений HR-политики является кадровое пополнение. В большей части этот вопрос решается путем привлечения специалистов посредством корпоративного портала Samruk Qyzmet, на конкурсной основе. Через данный портал могут обратиться все потенциальные кандидаты.

— Кстати, хотелось бы заострить внимание на проблеме трудоустройства молодых специалистов, выпустившихся из вузов и техникумов. Наверняка, как национальная компания, KEGOC причастна к ее решению?

— Безусловно, у нас вопрос привлечения молодых кадров не остается без внимания, поскольку предприятие постоянно развивается. Мы сейчас сотрудничаем с рядом учебных заведений, студенты и учащиеся которых проходят стажировку в профильных подразделениях или региональных филиалах компании. Ответственная молодежь, те, кто смотрит вперед, прекрасно понимают, что такие стажировки — это шанс для дальнейшего трудоустройства и начала карьеры. Я имею в виду нашу компанию, где присматриваются к стажерам и лучшие кандидатуры берутся "на заметку". Впоследствии они могут на конкурсной основе устроиться на работу в компанию.

Вновь прибывшим молодым специалистам в компании оказывается помощь в адаптации на рабочем месте — сначала под руководством руководителя, затем — опытного коллеги-наставника. И таким образом завершается процесс интеграции молодого специалиста в коллектив.

В целом руководство компании всегда открыто к диалогу с работниками, к их предложениям, в том числе к инициативам молодежи. 

Такое отношение к молодежи, а также поощрение инициатив, связанных с общественной и культурной деятельностью, привело к образованию своеобразного комьюнити прогрессивных молодых специалистов. С 2013 года в компании действует Совет молодежи. Там молодые люди уже создали спортивное сообщество, успешно участвуют в форумах молодежи среди группы компаний АО "Самрук-Қазына", проводят интеллектуальные игры, благотворительные акции, многие из которых стали уже регулярными. Только за 2022 год нашими волонтерами оказана добровольная помощь нуждающимся на сумму около 18,2 миллиона тенге.

— Упоминание о статусе национальной компании было не случайным. Достижение сугубо корпоративных задач, тем не менее, должно быть созвучно с некими общенациональными задачами. Это так?

— Не скажу нового, но, делая хорошо, честно свое дело, гражданин или компания уже вносят вклад в успех своей страны. В нашем случае создаваемая атмосфера общей сопричастности заставляет работников ценить свою работу и порядок в коллективе. Люди гордятся тем, что работают в KEGOC. Все это трансформируется в семьи и уже в домашних условиях происходит своеобразная "профессиональная ориентация". Дети многих работников в выборе профессии ориентируются на опыт родителей и планируют работать в KEGOC.

Так формируются целые династии, о которых мы уже неоднократно рассказывали. У нас данная тенденция хорошо поощряется — с периодичностью один раз в три года проводятся конкурсы "Трудовых династий". И как результат, число семей, лояльных и приверженных компании, растет из года в год.

KEGOC не теряет связь со своими работниками и после завершения трудовой деятельности. При выходе на заслуженный отдых пенсионерам, состоящим на учете в компании, выплачивается компенсация и ежегодно оказывается единовременная материальная помощь к профессиональному празднику — Дню энергетика. Ветераны участвуют в различных мероприятиях, проводимых в компании.

Достойная оплата труда, возможности повышения квалификации, перспективы карьерного роста, поддержка коллег и в целом благоприятная обстановка становятся теми составляющими, которые нацеливают работников не только эффективно выполнять непосредственные должностные обязанности, заниматься самообразованием, а также активно участвовать в общественной жизни.

Приведу отдельный пример. Недавно в АО KEGOC прошел семинар по итогам анализа применения государственного языка в документообороте национальных компаний. Почему именно на нашей базе? Возможно, потому, что показатели нашей компании в данном направлении оцениваются на высоком уровне. В 2022 году в ходе мониторинга использования казахского языка на официальных интернет-ресурсах государственных и негосударственных организаций KEGOC вошел в число организаций, набравших наиболее высокие баллы. По критериям оценки объема и качества передачи контента казахского языка АО "KEGOC" набрало 10 баллов и было признано лучшим среди национальных компаний по содержанию и качеству всех языковых версий материалов, размещенных на сайте.

Объективно, у нас созданы хорошие условия для изучения и улучшения уровня знания государственного языка. В прошлом году 372 сотрудника компании приняли участие в курсах по изучению государственного языка и получили специальные сертификаты. В этом году планируется обучение еще 515 сотрудников, в том числе 300 сотрудников из центрального аппарата и 215 сотрудников из производственных филиалов.

В качестве методической помощи сотрудникам в подготовке документов на государственном языке обеспечивается консультативно-разъяснительная поддержка. В помощь пользователям разработаны и размещены на внутреннем портале KEGOC методическое пособие "Делопроизводство на государственном языке" и словарь, содержащий более пяти тысяч терминов по энергетике и другим отраслям.

В компании функционирует кабинет казахского языка, оснащенный необходимыми учебными пособиями, в котором проводятся обучающие курсы, тестирования, семинары для делопроизводителей, а также подготовка к языковому экзамену по системе КАЗТЕСТ. Кстати, по итогам диагностического тестирования, прошедшего недавно в мае, стало известно, что порядка 90 процентов наших сотрудников владеют языком на уровне выше среднего. Я считаю это хорошим результатом и, главное, мы видим результат проделанной нами системной работы.

Это только небольшая часть достижений, которые вкупе характеризуют нашу корпоративную культуру и нашу приверженность к участию в судьбе своей страны. Наши работники искренне гордятся работой в KEGOC, и этот позитив настраивает их на "одну волну" — они успешно решают производственные задачи, делая компанию лидером в электроэнергетической отрасли Казахстана и за его пределами.

Новости партнеров