"Ходить пешком – образ жизни": Каирбек Ускенбаев о плохих дорогах, "человейниках" и кресле министра

Глава МИИР о назначении после январских событий, Градостроительном кодексе и задержках авиарейсов. 

Редакция Liter.kz

Министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев вступил на свою должность после январских событий. Тогда глава государства поставил перед ним ряд конкретных задач. Глава ведомства рассказал газете “Литер” о разработке Градостроительного кодекса, строительстве дорог, “человейниках” и пеших прогулках до работы, передает Liter.kz.

“Мы разрабатываем концептуально новый документ”

– Каирбек Айтбаевич, президент в своем Послании поручил разработать Градостроительный кодекс. Если быть точнее, то по каждому городу следует создать функциональные и интерактивные карты земельных участков и схем коммунальных сетей. Но ведь об этом в правительстве говорили еще 10 лет назад. Даже был разработан проект кодекса. Почему все так медленно решается и что делали профильные комитеты раньше?

– С 2001 года в Закон РК “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности” изменения и дополнения были внесены более чем по 70 законами. Отдельные базовые принципы содержатся в обязательной для исполнения нормативно-технической документации, которой на сегодня насчитывается более 3,3 тысячи единиц. Вопрос о необходимости разработки Градостроительного кодекса поднимался неоднократно. В 2018 году, чтобы понять целесообразность разработки Концепции проекта Градостроительного кодекса, были проведены исследования в области архитектуры, градостроительства и строительства и даны рекомендации.

Вместе с заинтересованными госорганами и НПП РК “Атамекен” этой теме мы посвятили немало совещаний. По мнению Минюста, нужно определить, насколько кодификация позволит добиться эффективности правового регулирования в данной сфере? И нужно ли дополнительно работать над Градостроительным кодексом? Решили более тщательно изучить вопрос, привлечь специализированные НИИ, потому что разработка Градостроительного кодекса является преждевременной.

Сейчас МИИР активно претворяет в жизнь поручения главы государства. То есть разрабатывает концептуально новый документ – Градостроительный кодекс. Рабочая группа из представителей АО “КазНИИСА”, АО “КазЦентрЖКХ”, АО “КазДорНИИ”, НПП РК “Атамекен” и бизнес-сообщества проводит правовой и аналитический мониторинг. Она должна упорядочить, усовершенствовать и урегулировать весьма обширный перечень вопросов, которые имеют ключевое значение для поступательного развития отрасли и выведения ее на качественно новый уровень.

У МИИР есть Дорожная карта по реализации проекта Градостроительного кодекса. По поручению премьер-министра РК формируется еще одна рабочая группа. Все причастные госорганы вместе с экспертами, архитекторами и научным сообществом будут работать над его проектом. Трудимся и над интерактивными картами. С министерствами сельского хозяйства и цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности проводятся технические работы. Наша цель – интегрировать автоматизированные информационные системы градостроительного и земельного кадастров. В итоге получим Единый госкадастр недвижимости.

– В президентском Послании сказано и о необходимости укрепления транзитного потенциала страны. С учетом текущей геополитической ситуации Казахстан становится важнейшим сухопутным коридором между Азией и Европой. Казахстану предстоит стать транспортно-транзитным узлом мирового значения. Какую стратегию разрабатывает ваше министерство для достижения этой задачи?

– На совещании по вопросам развития транспортно-транзитного потенциала страны в новых геополитических условиях я рассказал президенту о дальнейших планах по развитию транспортной отрасли. Также поделился планами по реализации казахстанского экспорта и созданию ключевых инфраструктурных проектов. Все это будет в разрабатываемой Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года.

Мы сформируем новую концептуальную основу для развития транспортно-логистического комплекса, которая будет учитывать растущие требования к конкурентоспособности и качеству услуг, а также продвижению национальных интересов Казахстана.

Уже имеется алгоритм действий, МИИР активно работает над концепцией вместе с группой экспертов. Вовлечены все причастные госучреждения и организации, отраслевые ассоциации, представители научно-преподавательской среды и бизнес-сообщества. Готовый проект концепции после согласования с госорганами и ассоциациями отправим в Канцелярию премьер-министра. Крупные проекты – контейнерный хаб в Актау и развитие Транскаспийского коридора – уже претворяются в жизнь. Идут переговоры с потенциальными инвесторами, такими как PSA, Abu Dhabi Ports, Adani Group, и мировыми контейнерными операторами CMA CGM, Maersk.

Проект будет доведен до ума в рамках Нацпроекта "Сильные регионы – драйверы развития страны” до 2025 года. Будут построены специализированный комплекс по перетарке повагонных грузов в контейнеры, контейнерный терминал, реконструированы сухогрузные причалы и обновлена погрузочная техника. Проект будет реализован в формате совместного предприятия с потенциальным инвестором. Он нацелен на увеличение грузопотока, а также развитие контейнерных перевозок по транскаспийским маршрутам. Для повышения привлекательности для иностранных инвесторов проект будет на базе СЭЗ Морпорт Актау.

“Строительство дорог будет полностью автоматизировано”

– По итогам 2020 года в Казахстане износ сетей теплоснабжения составил 59%, а водоснабжения – 50%. В рамках финансирования государством износ инженерных сетей снижается только на 1–2%. Как встретят надвигающую зиму казахстанцы?

– По итогам прошлого года износ сетей тепло-водоснабжения и водоотведения составляет 53% (сети теплоснабжения – 57%, водоснабжения – 48%, водоотведения – 55%). В 2022 году доля износа снизится до 51% (сети теплоснабжения – 55%, водоснабжения – 46%, водоотведе­ния – 53%). Для бесперебойного обеспечения отопительного сезона 2022/2023 года местными исполнительными органами отремонтировано более 1 200 километров теплосетей и двух тысяч километров сетей водоснабжения и водоотведения. Обеспечен и необходимый запас топлива, подготовлено более 12 тысяч автономных котельных. Думаю, что отопительный сезон пройдет в штатном режиме согласно утвержденным температурным графикам.

– В текущем году в Казахстане планируется построить 15,1 миллиона квадратных метров жилья или 138 тысяч жилищ, это цифры из вашего доклада в правительстве. Астана и Алматы застраиваются “человейниками”. Законы и законодательные акты разрабатывает ваше ведомство, а действуют по ним уже акимы. Люди пишут петиции с требованием дать им и их детям возможность отдыхать в скверах, детворе бегать на площадках.

– МИИР “за” внедрение на законодательном уровне института градостроительной экспертизы. Мы над этим работаем, чтобы решить проблему с точечной, уплотняющей застройкой городов и минимизировать некачественную разработку градостроительной документации. Поправки по внедрению градостроительной экспертизы инициированы в рамках проекта Закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам цифровизации государственных услуг в рамках Единого государственного кадастра недвижимости”. Заключение правительства по ним скоро будет внесено в Мажилис Парламента. Это позволит уже на этапе градостроительного планирования предотвратить отклонение от архитектурно-строительных норм (плотность, этажность, озеленение, санитарно-защитные зоны, экологические требования и так далее), а также исключить нарушения по утверждению градостроительной экспертизы.

К сожалению, пока акиматами проекты детальной планировки разрабатываются с отклонениями от проектных решений генпланов. В частности, не соблюдаются плотность застройки, этажность объектов, обеспечение объектами социальной инфраструктуры и общественными пространствами, нагрузка на улично-дорожные сети, инженерные коммуникации и другие. Хочу отметить, что при обсуждении и принятии решений ведомство учитывает мнение общественности. Мы работаем над предложениями по внесению изменений в закон “Об общественных советах”, чтобы расширить их полномочия.

– У нас, как в одной известной поговорке, есть еще одна беда – это дороги. Президент жестко потребовал навести порядок с выделением средств на ремонт дорог. Каковы планы по устранению этой проблемы?

– В первую очередь надо завершить действующие проекты и потом начинать новые. Для исполнения поручения главы государства по качеству дорог республиканского и местного значения мы выработали меры по повышению их качества. Имею в виду усиление контроля, планирования, солидарной ответственности участников строительного процесса, а также повышение качества содержания дорог, разработки ПСД и применяемых материалов, включая битум. У нас есть Дорожная карта из комплексных мероприятий, направленных на повышение качества дорог, и пакет соответствующих поправок по внесению изменений в действующее законодательство.

Тема качественного строительства автомобильных дорог, в том числе местного значения, заняла значительное место в Послании Президента народу Казахстана. Как вы помните, ранее глава государства поручал к 2025 году довести долю местных дорог, находящихся в хорошем состоянии, до 95%. Этот вопрос – на постоянном контроле МИИР. Во-первых, повышена эффективность планирования. В частности, предлагается внедрение ЕРСМ-контракта, который предусматривает проектирование, строительство и эксплуатацию в одном лице. В свою очередь данная мера позволит снизить риски удорожания и обеспечить качество работ, а также сэкономить средства на содержание и средний ремонт. Также прорабатывается вопрос внедрения условий международных правил FIDIC на всех проектах автодорожной отрасли.

Во-вторых, усилена персональная ответственность всех участников строительного процесса и контроля качества, разработаны поправки в законодательные акты в части объединения функции технического и авторского надзора, а также предлагается введение единой республиканской системы контроля качества дорог на всей сети. В-третьих, повышено качество разработки ПСД. А именно, совершенствование нормативной базы с научным подходом и введение электронной базы дорожно-строительных материалов и новых технологий для правильности принятия проектных решений и изыскательских работ. В-четвертых, развитие науки, совершенствование нормативной базы, научная экспертиза, а также техническое сопро­вождение изыскательских и проектных решений. Это подвигнет подрядные организации применять новые технологии для снижения эксплуатационных затрат. Техническая часть проектов будет согласовываться с Наццентром качества. Дорожный институт будет проводить экспертизу на наличие применения новых технологий и материалов на этапе разработки проекта. В-пятых, процесс строительства автодорог будет полностью автоматизирован на платформе “Е-курылыс”. Это позволит исключить бумажный документооборот.

“Ходишь пешком – образ жизни”

– В августе вы встречались с главой Air Astana Питером Фостером. Тогда стало известно, что до конца года Казахстан получит пять новых самолетов и даже “Боингов”. Какие в целом задачи и вызовы стоят перед Комитетом гражданской авиации?

– Я не стал скрывать, что обеспокоен задержками и отменами рейсов авиакомпании. Летом были установлены факты задержки и отмены рейсов, которые доставляли неудобства пассажирам. Я поручил авиакомпаниям ускорить поставки воздушных судов и следить за тем, чтобы не нарушались права пассажиров. На своих страницах в соцсетях я писал о том, что в пиковый период имело место увеличение пассажиропотока на воздушном транспорте. В свою очередь это привело к цепным задержкам рейсов, что вызвало справедливую критику со стороны населения. Проанализировав ситуацию, я поручил казахстанским авиаперевозчикам приобрести новые самоле­ты. До конца текущего года казахстанские авиакомпании должны пополниться еще восемью воздушными судами, что даст дополнительно 20% провозной емкости. Парк воздушных судов Казахстана с начала года был пополнен шестью воздушными судами.

Если говорить о среднесрочной перспективе, авиаперевозчики до 2025 года ожидают получение 51 самолета. По работе Комитета гражданской авиации хотел бы в первую очередь отметить, что мы внедрили единственную в СНГ новую европейскую модель регулирования отрасли гражданской авиации, что уже дает свои результаты. Так, показатель соответствия уровня обеспечения безопасности полетов, согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), по результатам последнего аудита в 2021 году составил 84%, что на 15% выше среднемирового показателя и соответствует уровню таких стран, как Нидерланды (87%), Бельгия (87%), Дания (85%), Исландия (84%), Польша (84%) и других.

– Правда ли, что министр, курирующий сферу транспорта, ходит на работу и обратно домой пешком? Вы не ездите на велосипеде или автомобиле?

– Я считаю, что это не повод для гордости, а всего лишь образ жизни, который я воспринимаю как данность. Стиль пешего движения для себя выработал уже давно. Учитывая плотный график работы, не хотелось бы терять такое удовольствие, как занятие спортом. Считаю, что здоровый образ жизни невозможен без движения, ведь спорт и ЗОЖ неразрывно связаны друг с другом. Активный образ жизни является для меня неотъемлемой частью, как и для любого современного человека. Поэтому каждому надо глубоко задуматься, как сохранить наше самое большое богатство – здоровье.

В моем случае пешее движение служит укреплению здоровья. Конечно, когда возникает необходимость ехать на срочные совещания вне офиса, к примеру, в Администрацию Президента либо Канцелярию премьер-министра, я пользуюсь автомобилем.

– Вы назначены на этот пост после январских событий. Все поручения президента успели реализовать? Что для вас главное в этой должности: кресло, всеобщее почитание, привилегии?

– В целом считаю, что госслужба – один из главных элементов всей госсистемы, которая играет важную роль в ор­ганизации госуправления. Ведь только эффективная государственная власть способна повысить уровень и качество жизни населения. В свою очередь работа госслужащего требует большой ответственности и выдержки. Поэтому считаю, что нет более почетной профессии, чем служение народу.

С начала года МИИР РК исполнено 118 поручений президента. В частности, внедрены механизмы льготного кредитования, перепроверена достоверность данных по вводу в эксплуатацию жилья за последние три года. Также была утверждена Дорожная карта по повышению эффективности деятельности специальных экономических зон и укреплению кадрового состава управляющих компаний СЭЗ, разработан план организационных мероприятий по развитию международных грузовых перевозок и повышению транзитного потенциала страны.

К примеру, мы запустили цифровую платформу по приему заявок на субсидирование арендного жилья для социально уязвимых слоев населения, разработали новые стандарты комплексной и комфортной застройки городов. Кроме того, была введена единая цифровая экосистема ЖКХ “Е-шаңырақ”, которая даст возможность принимать более эффективные управленческие решения за счет анали­тики больших данных. Также изучили возможности страны по импортозамещению и увеличению экспортного потенциала.

Как уже говорилось ранее, на июльском расширенном заседании правительства Касым-Жомарт Токаев поручил объединить “КазАвтоЖол” и “Казахавтодор” в единую дорожную компанию. Это уже сделано. Также на базе Отбасы банка успешно реализуется программа субсидирования аренды жилья на коммерческом рынке, разработанная по поручению главы государства для поддержки определенных социально уязвимых групп населения. Что касается программы льготного автокредитования, как вы знаете, она стартовала в Казахстане 16 мая этого года. Оператором программы определено АО “Фонд развития промышленности”, общая сумма финансирования – 100 миллиардов тенге из средств АО “Жасыл даму”. МИИР подготовило необходимую базу – правила программы. Также прорабатывается вопрос внедрения льготного кредитования для приобретения отечественной сельхозтехники. Что касается поручения президента по расширению географии полетов назначенных авиаперевозчиков по новым направлениям, на сегодняшний день международные полеты выполняются в 28 стран по 112 маршрутам с частотой 490 рейсов в неделю. Один из важных шагов инициированной Касым-Жомартом Токаевым концепции “слышащего государства” – обратная связь с обществом. Так, по моей инициативе в ведомстве создана новая диалоговая площадка “Ашық сағат алаңы”.

Работа у нас не останавливается ни на один день. Все поставленные главой государства задачи министерством будут выполнены качественно и в срок.

Жанна Ойшыбаева 

Новости партнеров