Художник, кто рисует муралы

Редакция "Литер"

Со времен Леонардо да Винчи и вплоть до начала 20 века изобразительное искусство играло огромную роль в массовой культуре. Тогда художники были главными творцами, пока их не вытеснили фото и кино. Однако желание рисовать у людей никуда не делось. И сейчас оно вылилось на улицы городов в форме муралов. Произведения уличных художников можно увидеть в большинстве крупных городов страны. О том, как настенная живопись стала важной частью городской культуры, расскажем в этом материале.

Призвание — быть художником

Как правило, авторы муралов — это типичные художники, рисующие с самого детства. Многие из них позиционируют себя свободными творцами, не имеют постоянной работы, рисуют на заказ. Но создание муралов для них — не просто заработок, а возможность выразить себя и оставить свой след в облике города. Например, Бейбут Асемкул начал рисовать с трех лет, в семь осознанно выбрал профессию художника. Каждый житель столицы видел его муралы на стенах двух девятиэтажных общежитий на пересечении улиц Сарыарка и Богенбай батыра в старом центре Астаны. На одной стене нарисована молодая казашка в саукеле, а на другой — бабушка в жаулыке.

Когда-то Бейбит поступил на худграф в пединститут, но чувствовал, что это не его. Он утверждает, что художник должен быть безработным.

У меня было советское мышление — казалось, надо куда-то устроиться на работу, содержать себя. Был страх, потому что никто ничего не обещал, а мои работы были далеки от коммерции. Во время пандемии стало еще сложнее, но настоящего художника высшие силы не оставят в беде, — говорит он.

По его словам, творческое мышление нужно коммерциализировать. Но при этом принципы нравственности никто не отменял.

Ты не можешь свернуть туда, где платят больше, если изменяешь своим принципам. Немногие добиваются гармонии, сочетая монетизацию и творческую свободу. Бывает такое, что я воплотил то, что хотел, а заказчик вносит правки и дополнения. Мы можем договориться о цене, материале, об организационных вопросах, но все, что внутри полотна, — мое. В таком случае я предлагаю заказчикам вернуть деньги и расторгнуть договор, ведь это свобода, над которой я работаю всю жизнь, — объясняет он.

Работы молодого художника Мухита Мырза Али Аканая (Мухит Дулу) украшают фасады стен в двух районах Алматы. Мухит говорит про себя, что творчество окружало его всегда. Уже с 13 лет он продавал свои работы. Художник использует в своем творчестве этнические мотивы казахского эпоса, сочетая их с художественными образами других народов и эстетикой современной популярной культуры. По его словам, обычно организаторы сами задают вопрос, сколько будет стоить работа. Каждый раз цена договорная. В идеале, на создание мурала нужно около 1 миллиона тенге. Все зависит от квадратуры стены и заполнения отдельных квадратов деталями. Где-то может быть много фона, а где-то — больше рисунка. Организаторы обычно сами узнают, какая краска и оборудование нужны и закупают их.

Свой гонорар мы не завышаем, стараемся честно оценить свою работу. Работа — это обычно три четверти бюджета. Остальное — краска и расходные материалы. Мы стараемся подбирать качественную краску, которая будет отвечать требованиям нахождения на открытом воздухе. Это специальные фасадные краски. В первый год организаторы предоставили нам хорошую финскую краску на силиконовой основе. Немного краски попало на мою одежду, и она до сих пор не отстиралась. Вообще у аэрозольной краски, которую используют для граффити, обычная гарантия 5-10 лет. Я надеюсь, наши рисунки продержатся минимум 10 лет. Тут еще все зависит от предварительной подготовки стены, насколько ровной будет поверхность, — рассказывает Мухит.

По словам Николая Селютина, он начал заниматься рисованием на уроках в школе.

Раньше расписывали дома по ночам, было страшно, бегали от полиции — это был адреналин. Потом начал профессионально расписывать стены, появились заказы — расписать гараж, кафе. Затем поступил учиться на дизайнера. При работе над одним из заказов позвал Айдара Мунайтбасова на помощь — там нужно было нарисовать портреты, а это его специализация, — говорит Николай.

В Астане они работают уже несколько лет. По его словам, на картинах можно зарабатывать, но подача должна быть необычной, выделяющейся. Сейчас популярность набирают росписи в барах, ресторанах, везде хотят создать уют или что-то необычное.

Если художник любит и делает свое дело, он может в любой сфере заработать денег. Некоторые картины размером 50 на 50 продаются за миллионы, потому что в них есть что-то необычное. Везде есть перспективы, просто нужно отдаваться тому, что делаешь. Когда-то у меня не получалось, не было денег, а тут вот позвонили, попросили нарисовать мурал, что было моей небольшой мечтой, — говорит он.

Али Закир и Ержан Танаев — авторы необычного мурала "Байге" в Астане.

Эта работа мне нравится тем, что она сочная, яркая. Дает энергию, заряжает. Вписывается в мегаполис. И это работа знаковая, так как она одна из первых, где мы создали не плакат, а творчество, — говорит Али Закир.

Ребята рисуют в разных городах страны. Ряд работ ребят можно найти и в Актау. Это портреты Абиша Кекилбаева, Фаризы Онгарсыновой и Есенгали Раушанова нарисованы в Актау. Работы были нарисованы в 2021 году при поддержке городского акимата. По его словам, в среднем на одну работу уходило 3-4 дня. Эскизы портретов утверждались акиматом города. Но, пожалуй, чаще всего их работы можно встретить на улицах Алматы. Парни — авторы полюбившегося многим алматинцам мурала "Мальчик, который рисует солнце". Этот стрит-арт можно увидеть на пешеходном бульваре на пересечении улиц Сауранбаева и Молдагалиева в Алматы.

Эта работа так выстрелила. Во многих зарубежных стрит-арт-сообществах ее выкладывали, получили немало хороших отзывов. Этот мурал мы делали зимой, на День Независимости Казахстана. Во время процесса жители этого дома, а также того, что напротив, приходили и угощали чаем, так как было холодно. Такая поддержка вдохновляла работать в те холодные дни 2020 года, — вспоминает рабочий процесс над популярным муралом Али Закир.

Али и Ержан одними из первых начали их рисовать в стране и неплохо на этом зарабатывают.

Когда есть заказы, хорошо получается заработать. Но я сравниваю с зарплатами, допустим, учителей-художников. Зачастую после окончания академии художники идут в педагоги либо занимаются творчеством. Но живопись практически не продается. Такие наши картины нас не прокормят, раз в год-два если одну картину продашь, то уже хорошо. Муралы сегодня более востребованы, — добавляет Ержан Танаев.

Нет плохой погоды

Но рисовать муралы не только очень интересное, но и сложное занятие.

В основном мы берем фасады пятиэтажных домов и рисуем их 3-4 дня, высокоэтажные дома — около 5 дней. Это уже не кажется чем-то сложным, руку мы набили, а все остальное — дело техники. Первое нанесение рисунков на стену происходит ночью: проектором мы отображаем эскиз на стене и обводим его контур. На следующий день с утра до вечера мы полностью окрашиваем мурал. Краска держится минимум 3-4 года, потом начинает выцветать. Работу, безусловно, жалко, — рассказывает Ержан Танаев.

В процессе художники часто сталкивается с неблагоприятными погодными условиями. Они рисуют и в дождь, и в снег, и во время сильного ветра. Последнее, кстати, самое страшное.

Две из наших последних работ, одна из которых нарисована в декабре в минус четырнадцать градусов. Жители дома нам всячески помогали, согревали, приносили чай с печеньками. А когда рисовали летом в Астане — столкнулись с жуткими комарами, — рассказывает Али Закир.

В процессе работы появляется немало зрителей из числа местных жителей. Не всем нравится чувствовать чужие глаза на затылке. Уличному артисту приходится мириться с этим каждый день. Бывает, что люди равнодушно проходят мимо, но часто вокруг собирается толпа. Задают много вопросов, чем мешают сфокусироваться на работе. Так что важно быть ментально и психологически сильным, иметь терпение и хорошую выдержку.

Как отмечает Мухит Дулу, основная сложность заключается в физической подготовке. Нужно много лазить по лесам, поднимать краску, и делать это аккуратно, чтобы вся конструкция не тряслась. Леса используются достаточно старые, поперечные доски не закреплены жестко.

Когда поднялся на них первый раз на 4-ый этаж, было очень страшно, ноги тряслись. Одной рукой держишься за леса, одной работаешь. Бывает, сложно объяснить, что мы не просто стену красим, а создаем сложный рисунок. Люди, привыкшие работать на этих лесах, здорово справляются, могут без страховки на 9-ый этаж забраться.

Еще одна трудность — правильно оценить пропорции, чтобы детали рисунка при взгляде издалека не терялись.

Шанс заявить о себе

В жизни авторов муралов большое значение имеют фестивали, где можно заявить о себе. Бывший участник конкурса "Astana Art Fest" Асхат Ахмедьяров именно благодаря участию в этом мероприятии нарисовал свой первый мурал. Тогда жюри выбрало его одним из финалистов и дало добро на исполнение работы при поддержке акимата. Заплатили небольшой гонорар, предоставили краски, технику, подъемник.

Ты оставляешь след в культурном развитии города, и это очень серьезная и ответственная задача. Нам предложили выбрать тему, и я остановился на национальной тематике, так как она очень востребована и лучше всего получается у меня. Важно, чтобы у рисунка была какая-то идея, но не слишком замудренная. Я решил сделать репродукцию одной из уже существующих своих работ — портрет казахской девушки в саукеле. Когда я создавал ее в 2013-ом, то прорабатывал и смаковал каждую деталь. С одной стороны, это отсылка ко временам скифов, звериному стилю, который я с легкой руки родителей полюбил с детства, — делится художник.

А Бейбиту Асемкулу даже довелось съездить в Россию, где проходил фестиваль по граффити "Meeting of Styles". Там он познакомился с зарубежным художниками, с которыми обменялся опытом.

Нас хвалили артисты из Германии, восхищались уровнем стрит-арта в Казахстане. Это было невероятное событие, и мы до сих пор поддерживаем связь с некоторыми ребятами из Бразилии, Панамы и Германии. Сейчас хочется поехать куда-нибудь в Европу на более крупные фестивали. В Казахстане же участвуем в разных выставках и конкурсах. Если отдельно говорить про заказы за пределами нашей страны — мы рисовали в Норвегии в прошлом году, а еще ездили в Индию, где экспериментировали с граффити в кругу местных ребят, — говорит он.

По его словам, у нас много отечественных художников, которые занимаются стрит-артом. И при этом они все очень разные и у них нестандартное мышление.

В Казахстане нужно устраивать больше фестивалей и конкурсов, заниматься организацией, финансированием, глубже развивать эту сферу и вкладываться в молодые таланты. Только при поддержке государства и народа у нашей страны появятся хорошие перспективы в искусстве в целом

Темирлан Куспаев, Астана

Новости партнеров