Кто бы что не говорил, а кино остается важнейшим из искусств. По крайней мере, в Казахстане точно. Об этом говорят, как достижения наших киношников на международных фестивалях, так и успехи на внутреннем рынке. Не страшась конкуренции от коллег из Голливуда, местным киноделам удалось переплюнуть по кассовым сборам самых именитых режиссеров и продюсеров. Как такое стало возможным и как отечественное кино покорило зарубежных зрителей, поразмышляем в этом материале.
Новое лицо народного кино
Одним из самых востребованных молодых режиссеров можно назвать Дархана Саркенова. Ему всего 31 год, а он уже снял несколько популярнейших фильмов. По итогам прошлого года его комедия "Бишарашки" стала лидером проката. Этот фильм почти два месяца демонстрировал неослабевающий интерес зрителей. Согласно данным компании Meloman Entertainment, за 48 дней проката сборы картины "Бишарашки" составили 510 миллионов тенге, при бюджете 60 миллионов тенге. Успех фильма можно объяснить его сюжетом, который, с одной стороны, очень актуален, с другой — уже изрядно заезжен. Семья богатого бизнесмена Байтемира вынуждена бежать из города в аул, где их ожидает непривычная жизнь и неожиданные приключения. Да, подобные истории во всей красе ранее показывал Нуртас Адамбай. Но, видимо, противоречия села и города настолько велики, что тема себя еще не исчерпала.
Ранее режиссер снял фильм "Квартиранты", который также бьет по больному месту — молодая семья сталкивается с квартирным вопросом. И многие зрители увидели в нем предпосылки к социальной драме. Как и в фильме "Паразиты" здесь встретились две совершенно разные семьи.
Другой крупной работой Дархана Саркенова можно назвать фильм "My love is Aisulu". Сотрудничество с продюсером и актером Нурланом Коянбаевым подарило казахстанцам легкую и трогательную комедию, позволив последнему примерить на себя новый образ влюбленного романтика. О самом Нурлане, как о продюсере, и о его влиянии на киноиндустрию мы еще поговорим ниже. Что касается сюжета, то он чисто голливудский. Фильм рассказывает о газонокосильщике Санжаре, мечтающем снять свой фильм. Находясь в самолете после очередного провального собеседования, он знакомится с Айсулу и сразу в нее влюбляется. На вопрос, кем он работает, Санжар отвечает, что снимает фильмы в Америке. Как долго длилась бы его ложь — неизвестно, но однажды Айсулу решает отправиться в США, чтобы сделать сюрприз любимому. И Санжар отправляется следом, чтобы попросить прощения у возлюбленной. По словам Дархана Саркенова, авторам картины было интересно изучить причины и следствия лжи: "Ложь — это, конечно, плохо, нехорошо. Но в нашей интерпретации главный герой положительный, он врет как бы между делом и случайно. И вот это его как бы делает каким-то положительным”.
Главную женскую роль после долгого перерыва в кино сыграла популярнейшая казахстанская актриса Асель Сагатова.
Этот фильм мне запомнился всем, потому как это, можно сказать, первая моя главная роль за последние семь лет, и поэтому для меня было очень все ново, — говорит актриса.
Съемки картины проходили в Алматы и Лос-Анджелесе.
Сложностей в Алматы и Лос-Анджелесе не было, потому что все зависит от команды, насколько она профессиональна. Здесь, в Казахстане, и в Америке обе команды были абсолютно профессиональны. Поэтому никаких организационных сложных моментов не было, все работало как часы, — рассказал Дархан Саркенов.
К слову, съемки в США не обошлись без участия местных знаменитостей. В картине снялись такие звезды Голливуда, как Кэри-Хироюки Тагава и Бэй Лин.
Работа с Кэри Тагавой — для меня уникальный опыт, потому что у голливудских актеров профессионализм совсем на другом уровне. Если мы сравниваем их с казахстанскими актерами, то они более дисциплинированные: они заранее берут текст, готовятся, приходят и предлагают много идей. Они максимально вовлечены и стараются из одного съемочного дня выжать все, — добавил режиссер.
Человек-рекорд
Появление бывшего КВН-щика, капитана команды "Астана.kz" Нурлана Коянбаева в киноиндустрии можно назвать эпохальным событием. Продюсер и главный актер франшизы "Бизнес по-казахски" неоднократно переписывал историю отечественного кинематографа. Начиная с 2016 года, каждая новая часть устанавливала новые рекорды по кассовым сборам. Последний фильм стал абсолютным рекордсменом среди казахстанских картин. Кассовые сборы "Бизнеса по-казахски в Корее" составляют свыше миллиарда тенге. Действие четвертой картины происходит в Корее, куда герои отправляются, чтобы починить высокотехнологичного робота, и где всю компанию ждут новые приключения. По сюжету бизнесмен Жомарт Канатович, владелец крутого отеля в Алматы, договорился о том, что в его отеле пройдет презентация новейшего робота и системы управления отелем через искусственный интеллект. Но случается непредвиденное — Бакдаулет по собственной глупости ломает робота, и теперь за короткий срок его нужно починить. Причем ремонт могут сделать только в Корее. Придя в большое кино с историей одной предприимчивой семьи, за несколько лет Нурлану Коянбаеву удалось занять лидирующие позиции в кинобизнесе Казахстана, превратив "Бизнес по-казахски" в настоящий бренд. Так, первая часть заработала в прокате 299 млн, тогда как показатели "Бизнеса по-казахски в Америке" составили уже 581 млн тенге. Приключения Жомарта и его родственников на самом жарком континенте — в Африке — и вовсе принесли ее создателям 772 млн тенге.
По картинке "Бизнес по-казахски в Корее" не уступает зарубежным фильмам. Отдельно отметим работу гримеров, художников по костюмам, оператора и других специалистов, Также в съемках приняли участие корейские актеры и техническая группа, от этого фильм только выиграл.
Стоит отметить, что первый фильм "Бизнес по-казахски" стал для нашего кино если не новым явлением, то хотя бы чем-то свежим. Казахстанскому зрителю представили героев, чем-то напоминающих отряд самоубийц на минималках из одноименного фильма DC. Тогда нерадивому лентяю Жомарту Канатовичу помогали спасти от банкротства элитный отель, доставшийся ему по наследству, родственники из аула — хамоватая уборщица, идеальная келинка, пьяница, драчун, сельская простушка.
Вечная тема: город vs аул
Похоже, КВН стал плацдармом для будущих кинозвезд. Ведь, помимо Нурлана Коянбаева, успешную карьеру в кинематографе построил его коллега Нуртас Адамбай. Именно он ярче всех продемонстрировал в своем творчестве конфликт аула и города. Да, его картины не принесли столько денег, сколько работы его коллеги-рекордсмена. Однако его влияние на индустрию также весьма велико. Дошло до того, что героиня его комедии "Келинка Сабина" после выхода фильма стала самой обсуждаемой женщиной Казахстана. Между тем Сабина Карсыбаева стала первой героиней телешоу Нуртаса "KZ-ландия", которая выросла из отечественного скетчкома и попала на большие экраны. На съемку первой части студия Nurtas Production потратила собственных $300 тыс. По словам автора, "Келинка Сабина" "отбила" все расходы и даже принесла доходы студии. За время проката у комедии появились как преданные поклонники, которые ходили на фильм по несколько раз, так и противники, которые обвинили Нуртаса Адамбая во всевозможных грехах. Адамбаю ставили в вину то, что он исказил действительность: мол, про келинок нужно снимать не комедию, а трагедию, что опорочил национальные традиции, и даже то, что стал пропагандировать ЛГБТ-движение. Сейчас звучит забавно, но когда-то Нуртас Адамбай сражался с теми, кто критиковал и пытался запретить прокат "Келинки". Некоторым гражданам казалось недопустимым, что мужчина надевает платья и играет роль женщины.
Я в Facebook написал пост, навеянный последними вещами, что в нашей стране уже пора запретить запрещать (группа людей требовала запретить кинопрокат "Келинки Сабины"). У нас что ни произойдет — сразу требуют запретить. Мы как будто в каменном веке живем. Мы любим говорить о толерантности, дружбе народов. "Келинка Сабина", наверное, единственный фильм, на который пошли люди из аулов и городов, взрослые и дети, люди разных национальностей — и всем было смешно. А когда псевдопатриоты пытаются раскачать эту лодку, они занимаются нехорошими вещами. В ответ на их жалкие попытки мы снимем продолжение "Келинки Сабины", — говорил тогда режиссер.
В продолжение темы свадьбы и культурных различий между городом и аулом Нуртас снял фильм "Кудалар" (2018). Здесь режиссер решает вернуться к старому трюку — переодеться в женщину и включить стервозный режим. На этот раз героиней стала бизнесвумен Жаннет, которая постоянно прессует своего мужа Толика и не горит желанием породниться с будущими шымкентскими родственниками. Не менее ярко противоречия между сельчанами и горожанами были показаны в фильме "Аким". По сюжету сын чиновника, не знающий казахского языка, становится главой аула. Нас знакомят с богатой казахстанской семьей с абсолютно европейским бытом. Затем зрителя буквально окунают в контраст в виде казахстанской глубинки, без интернета, сотовой связи и прочих "благ цивилизации".
Но создатель самой монструозной дамочки на нашем экране не стал ограничивать себя рамками. После беззаботной комедии он максимально ушел в противоположном направлении, сняв криминальную драму про родной город — "Тараз". Это темная, без тени юмора драма, которая по своему стилю близка альтернативному европейскому кино. Ее герои в основном мрачные мужчины, среди которых трудно выделить и четко определить хороших и плохих персонажей. В Таразе в одном месте и в одно время сойдутся основные персонажи этой истории, после чего события начнут неумолимо развиваться. Сам же Нуртас Адамбай впервые за свою актерскую карьеру не стал тянуть одеяло на себя, а скромно предоставил другим возможность проявить талант в полной мере. Из очевидных плюсов картины — это, конечно же, отличный кастинг. Актеры в фильме хороши. Еще одна сильная сторона "Тараза" — это операторская работа. Добавляет эмоций прекрасная музыка к фильму от Галымжана Молданазара. "Тараз" получил две награды на Genre Celebration Film Festival в Лос-Анджелесе в номинациях "Лучший драматический фильм" и "За лучшую операторскую работу".
Визитные карточки страны
Не каждый иностранец может уловить нюансы местного юмора, зато все понимают универсальный язык драмы. Поэтому, несмотря на бешеные кассовые сборы фильмов Нурлана Коянбаева и Нуртаса Адамбая, все же наибольшую славу казахстанскому кино за рубежом создали картины Акана Сатаева. Именно по работам этого режиссера судят о нашем кинематографе в интернете. Если спросить у зарубежного зрителя, что он знает о нашем кино, то в первую очередь большинство назовут фильм "Рэкетир". История бывшего боксера Саяна настолько полюбилась зрителям, что этот фильм, вместе с продолжением "Рэкетир-2″, собрал на Ютубе почти 30 млн просмотров и тысячи восторженных комментариев со всего света. Первая часть имеет оценку на "КиноПоиске" — 7,5 баллов (около 24 000 оценок). Во время премьеры фильма люди ходили на него по несколько раз, и именно с "Рэкетира", можно считать, и началось наше хорошее коммерческое кино, способное собрать приличную кассу.
Другой фильм Сатаева — "Районы" также был положительно встречен публикой. На Ютубе он собрал 24 млн просмотров. Но здесь показаны уже не лихие 1990-е, а 1980 годы. Главный герой фильма — десятиклассник Арсен — спортсмен и парень с характером, который после смерти отца-афганца переезжает в центр Алматы. Здесь его встреча.т не только новая школа, новые друзья и любовь по имени Дина, но и новая, городская, субкультура. Главные здесь — хулиганы. Хотя сам Акан — уроженец Караганды, по словам алматинцев, живших в то время, ему удалось передать атмосферу Алматы тех лет — с жестокими драками, "пацанским" юмором, лидерами того времени и модой, порожденной советским дефицитом. Атмосфера 1980-х в "Районах" так хороша, самобытна и достоверна, что можно даже считать ее приквелом "Рэкетира". Тогда становится понятно, что 1990-е с рэкетирами и молодежным бандитизмом не возникли у нас в одночасье, а произросли на самом деле из 1980-х. Техническая часть в картинах Акана Сатаева всегда безупречна. Акан все время пробует новые приемы и экспериментирует с операторской работой. Большинство сцен в фильме "Районы" сняты одним планом, что дает зрителю эффект присутствия.
Таким образом, именно "Рэкетир" и "Районы" породили желание зарубежных зрителей посмотреть еще один фильм казахстанского производства. Другая картина, завоевавшая сердца зарубежных киноманов, — "Сказ о розовом зайце" Фархата Шарипова. Его рейтинг на "КиноПоиске" составляет 7,4 (9 000 оценок). Это история провинциального парня-студента, который приехал в Алматы в надежде добиться успеха в будущем. Он попадает в среду "золотой" молодежи, у которой свои законы и собственные порядки. Из положительных сторон картины — крепкий сценарий, затягивающий сюжет, сносная игра актеров, живые диалоги.
Покоритель сети
Не только кассовые сборы могут быть показателем успеха фильма. Это доказал Алишер Утев, прекрасно вписавшийся в постоянно меняющиеся условия кинорынка. Премьеры всех его кинохитов проходили в интернете. Наверное, только глухой не слышал о его детективном сериале "5:32″. На сервисе "КиноПоиск" у фильма очень высокий рейтинг — 8,1 (более шести тысяч оценок). Сериал рассказывает о казахстанских полицейских, раскрывших серии жестоких убийств и задержавших маньяков. Картина основана на реальных событиях, произошедших в 1990 годах. Проект жестокий. Слабонервным и беременным не смотреть, потому что имеются сцены, которые могут вызвать непроизвольную тошноту и испуг. Много крови и обилие жестоких сцен. Чтобы воспроизвести атмосферу времен Советского Союза, авторам не нужны были дорогостоящие декорации. Съемки проходили в моногородах Каратау и Жанатас Жамбылской области, где время будто застыло. После развала СССР эти города покинули тысячи жителей, и теперь половина домов здесь пустует. Сезон состоит из двенадцати эпизодов. Примечательно, что Алишер Утев, как и Акан Сатаев, подбирает на главные роли своих фильмов малоизвестных, а то и вовсе неизвестных актеров. Помимо Ютуб-канала, сериал "Пацанские истории" выкладывался на отечественной платформе Aitube. Сериал Алишера Утева вполне можно назвать настоящим событием прошлого года.
У меня не было задачи, сделать кровавый сериал. Когда я изучал материалы 1990-х, я наткнулся на информацию о том, что в то время милиция была занята противодействием ОПГ и упустила из вида момент с маньяками и серийными убийцами. Я потом пообщался с оперативниками и следователями, и они этот факт подтвердили. Тогда я решил сделать такой сериал и занялся разработкой сценария. Я встречался и общался с оперативниками, проводил с ними очень много времени, наблюдал за их привычками, манерой речи, поведением. В итоге у меня родился собирательный образ героев, которые играют следователей. Примерно из личностей 20–30 работников полиции они собраны, — говорит режиссер, сценарист и продюсер сериала.
Другим успешным проектом Алишера Утева стал сериал "Сержан Братан", снятый в 2021 году. Он победил в номинациях "Лучшая драма" и "Лучший режиссер" на фестивале Stareable Fest LA в США. Создатели гордятся тем, что смогли покорить жюри одного из самых престижных ежегодных фестивалей независимых теле- и веб-сериалов. То, что судьба авторитетного рэкетира из Алматы, пролежавшего в коме долгих 23 года и неожиданно пришедшего в себя, захватила зрителей, режиссер и продюсер Алишер Утев понял с первых серий. Каждая из них набирала больше миллиона просмотров за сутки и стала вирусной на Ютубе. Такое в Казахстане было впервые, что позволило критикам назвать "Сержан Братан" самым популярным сериалом нашей страны. По мере выхода в эфир новых серий статистика показывала: за жизнью героя, которому после комы пришлось осознать, что все вокруг изменилось, следили уже не только казахстанцы, но и граждане России. Зрители писали, что благодаря сериалу уже прилично выучили казахский язык.
Мировое признание
За всю историю независимого Казахстана местные фильмы не раз получали признание на международных фестивалях. Среди триумфаторов фестивалей прежде всего стоит выделить молодого режиссера Эмира Байгазина. Его картина "Уроки гармонии" успела наделать шума, еще не попав в прокат. Министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы даже причислил картину Байгазина к списку фильмов, "позорящих Казахстан", что вызвало недоумение у казахстанских пользователей соцсетей. "Уроки гармонии" были представлены и отмечены призами на более чем двадцати кинофестивалях мира, включая самую известную награду за операторскую работу на 63-м Берлинском международном кинофестивале. Фильм завоевал 6 гран-при на фестивалях в США, Швейцарии, Бразилии и других странах. Почти год кинокартину возили на международные кинофестивали. Перед показом в кинотеатрах страны она собрала множество призов на них, став самым успешным казахстанским фильмом по этому показателю.
Это холодная картина. Как медицинский анализ. И то, что в начале медосмотр проходит, — это все взаимосвязано. Изначально я сказал, что действие надо давать с холодностью медицинского скальпеля, — отмечает режиссер.
Действующие лица фильма — учащиеся 13–14 лет сельской школы где-то в Алматинской области. Главный герой — Аслан, который во время планового медосмотра был подвергнут унижению в ситуации, подстроенной его сверстником Болатом. Это школьный авторитет, который под страхом физического наказания запретил одноклассникам любое общение с Асланом. Болат в школе занимается вымогательством денег и ценных вещей у сверстников и подростков, которые младше его. Уклоняющихся от выплаты подвергает жестоким избиениям. Но он всего лишь звено в иерархии поборов. Выбитые из учащихся деньги он передает близнецам-старшеклассникам. В итоге Аслан становится изгоем, замыкается в себе. Свое изолированное положение в школе компенсирует тем, что отыгрывается на тараканах. Способный и хорошо успевающий в школе Аслан мастерит мини-модель электрического стула, на котором устраивает истязания и казни пойманным насекомым. Возможно, так бы и продолжалось еще долгое время, если бы не ряд событий, которые довели конфликт между Асланом и окружением до критической точки. Самое ужасное — Болата переводят в один класс с Асланом. Положение последнего кажется теперь безвыходным. Но происходит то, о чем знают охотники: загнанная жертва проявляет агрессию и нападает на преследователя. Аслан замышляет убийство Болата, которое приводится в исполнение.
Темирлан Куспаев, Астана