Ключевые акценты Послания президента: взгляд российского политолога

Дмитрий Солонников оценил Послание Касым-Жомарта Токаева.

Редакция Liter.kz

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев огласил свое традиционное Послание народу, в котором обозначил ключевые направления развития страны. Глава государства уделил особое внимание вопросам совершенствования политической системы, внедрения цифровых технологий, модернизации энергетической и водной инфраструктуры, а также реформирования международных организаций, передает Liter.kz.

В этой связи директор Института государственного развития в России, политолог Дмитрий Солонников, высказал свое мнение, отметив значимость инициатив, озвученных в Послании.

- В своем Послании президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстан вступает в эпоху искусственного интеллекта и цифровых преобразований. Как вы оцениваете значение этих шагов для будущего страны и региона?

- Цифровые технологии и искусственный интеллект, безусловно, являются ключевыми драйверами мировой экономики и технологического развития. С ними связывают новые прорывы и возможности: оптимизацию управленческих процессов, упрощение принятия решений, появление новых профессий, перераспределение на рынке труда, снижение себестоимости продукции, развитие компетенций и многое другое.

С одной стороны, во всем мире в эту сферу направляются колоссальные инвестиции. С другой – она дает возможность создавать оригинальные, эксклюзивные продукты. Государства, которые смогут найти свое место и достойно заявить о себе в этом направлении, получат серьезные конкурентные преимущества в экономике будущего.
Однако существует и обратная сторона: многие экономисты отмечают формирование крупных финансовых "пузырей", основанных на завышенных ожиданиях в сфере цифровых технологий и ИИ. В ближайшие годы они могут лопнуть, что приведет к значительным потерям. Поэтому к этому сектору необходимо относиться с особой осторожностью.

Работа в данной сфере должна вестись системно и организованно, при обязательном участии государства – с оценкой возможностей и рисков, подготовкой к глобальной конкуренции, поиском места национальной экономики и заблаговременной готовностью к возможным кризисам. Для этого необходимы специальные управленческие структуры. В этом контексте позиция Касым-Жомарта Токаева абсолютно верна – это зона ответственности государства. Частные инвестиции и инициативы не способны в одиночку обеспечить защиту общества и устойчивый прорыв. История показывает, что все фундаментальные технологии создавались при поддержке государства. В этом смысле подход президента полностью оправдан.

- Президент предложил перейти к однопалатному парламенту для повышения эффективности и открытости законодательной власти. Как это может повлиять на развитие политической системы Казахстана?

- Вопрос о форме парламента – однопалатной или двухпалатной, вопрос эффективности и открытости законодательной власти не тождественны. Законодательная власть может быть эффективной и прозрачной и в двухпалатной системе – в мире существует множество таких примеров.

Важно, чтобы работа парламента была понятной и открытой для граждан. В последние годы Касым-Жомарт Токаев уделяет этому особое внимание, в том числе через конституционные реформы. Переход же к однопалатному парламенту – это отдельный процесс.

Смысл двухпалатного парламента заключается в том, что одна палата представляет интересы всей страны, а другая – регионов. Выборы могут проходить как по одномандатным округам, так и по партийным спискам. Переход к однопалатному парламенту, избираемому исключительно по спискам, означает формирование единого политического пространства и предотвращение регионального сепаратизма.

Идея состоит в том, чтобы депутаты думали о развитии всей страны, а не лоббировали исключительно интересы своих регионов. Это своего рода защита от переноса регионального сепаратизма в парламентскую плоскость. В этом есть логика. Существуют разные способы противодействия сепаратизму, и, возможно, однопалатная модель сможет доказать свою эффективность.

При этом до принятия таких конституционных изменений крайне важно провести широкое общественное обсуждение, чтобы решение воспринималось как общее и легитимное.

- В Послании особое внимание уделено модернизации энергетической и водной инфраструктуры. Каково значение этих инициатив с точки зрения устойчивого развития и "зеленого перехода"?

- Энергетика – ключевая сфера, особенно в условиях развития цифровых технологий. Искусственный интеллект, дата-центры и суперкомпьютеры требуют огромных объемов электроэнергии. В ряде стран, активно развивающих цифровизацию, стоимость электроэнергии выросла в разы, и это может стать серьезной проблемой и для Казахстана.

Без создания новых мощностей и источников энергии электричество может стать недоступным для населения, а высокая стоимость фактически "похоронит" цифровизацию. Поэтому при обсуждении развития экономики в первую очередь необходимо решать энергетические вопросы.
"Зеленая повестка" во многом не оправдала ожиданий: в США и Европе многие проекты сворачиваются, а рост цен на электроэнергию продемонстрировал признаки "пузыря". В этом контексте курс Касым-Жомарта Токаева на строительство атомных электростанций представляется правильным и перспективным.

Не менее важны и водные ресурсы. Для Казахстана с его обширной территорией это вопрос жизненного значения: сохранение водохранилищ, развитие систем орошения, совместное использование водных ресурсов с соседними странами Центральной Азии. Это направление должно оставаться под особым контролем государства.

- Президент подчеркнул важность партнерства государства и бизнеса при реализации национальных проектов. Как вы оцениваете потенциал Казахстана в этом направлении?

- Партнерство государства и бизнеса рассматривается как один из ключевых драйверов развития на всем постсоветском пространстве – в России, Беларуси, Центральной Азии, на Южном Кавказе.

Государство определяет стратегические направления развития, а частному бизнесу необходимо создавать условия для роста. Для этого требуется система кооперации, прозрачные правовые и экономические правила. Все это должно формироваться и работать совместно.
Это одно из ключевых направлений современного развития, и у Казахстана здесь есть значительный потенциал.

- Президент Токаев заявил о намерении выступить на Генеральной Ассамблее ООН с инициативами по реформированию организации. Какую роль Казахстан может сыграть в укреплении справедливого и сбалансированного мирового порядка?

- Реформа ООН сегодня является предметом активных дискуссий. Вопрос в том, каким образом ее проводить.
Западные страны предлагают расширение Совета Безопасности за счет собственных союзников, таких как Германия и Япония. Однако это лишь усиливает доминирование западной цивилизации, учитывая фактическую зависимость Японии от США.

Альтернативный подход предлагают страны БРИКС и Глобального Юга – предоставление постоянного представительства Африке и Латинской Америке, в частности Бразилии и Индии. Индийская цивилизация, безусловно, заслуживает представительства.

Сегодня ООН переживает кризис: многие ключевые решения принимаются в обход Совета Безопасности. Примером являются действия США и Израиля против Ирана, не санкционированные ООН. Фактически доминирует "право сильного", а организация оказывается бессильной.

Тем не менее альтернативы ООН пока не существует. Появляются новые структуры – ШОС, БРИКС, но ни одна из них не способна заменить ООН. Поэтому ее реформирование – необходимость.

Касым-Жомарт Токаев способен представить как национальную позицию Казахстана, так и общее видение Центральной Азии или ЕАЭС. Его выступление на Генеральной Ассамблее будут внимательно слушать как участники, так и эксперты. Это не приведет к мгновенным изменениям, но каждое подобное заявление – важный вклад.

Даже небольшой импульс способен со временем изменить баланс. Именно поэтому позиция Казахстана вызывает столь пристальное внимание.

Новости партнеров