Код да Винчи: выставка знаменитых репродукций прошла в Астане

Редакция Liter.kz

Тихий размеренный вечер при свечах, которому суждено обернуться большой бедой. За длинным столом сидят тринадцать человек – это не к добру. Один из них – предатель, на чьих руках скоро будет невинная кровь. Это последний ужин Иисуса Спасителя со своими учениками. Более 500 лет назад этот библейский сюжет изобразил Леонардо да Винчи на стенах трапезной в итальянской церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Однако, чтобы увидеть “Тайную вечерю”, необязательно лететь в Милан. Достаточно посетить выставку репродукций “От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира” в арт-галерее Has Sanat.

 Это уже третья передвижная выставка, подготов­ленная совместно с московской галереей VEKARTA. Продолжительное сотрудничество двух творческих пространств началось с нидерландского художника-постимпрессиониста, чьи работы при жизни не оце­нивались по достоинству. Все верно, это великий и уж точно небезызвестный Винсент ван Гог. Следующая выставка была посвящена его французскому совре­меннику, живописцу Клоду Моне. Как говорится, не путать с Мане.

В текущей экспозиции “От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира” участвует около 70 кар­тин 26 художников. Выставка запустилась в начале этого месяца и продлится вплоть до конца зимы. На этот раз арт-галерея приготовила две экскурсионные программы. Первая посвящена периоду эпохи Воз­рождения и располагается на первом этаже. В тече­ние января гости галереи смогут узнать о тайнах и за­гадках, которые скрывают труды Леонардо да Винчи, Тициана, Босха, Караваджо и многих других гениев.

Февральская программа, в свою очередь, расска­жет о художниках более позднего периода – их ра­боты приходятся на конец XIX – начало XX века. Что символизирует картина “Крик” Мунка? Почему лица “Влюбленных” Магритта покрыты тканью? Кого на самом деле изобразил Чонтвари на полотне “Старый рыбак”? Вопросов слишком много, но ответы на них вполне себе можно узнать. И теперь вы знаете где.

Картины на выставке представляют собой полотна в технике “жикле”, которая позволяет воссоздавать бессмертные шедевры на натуральном холсте. Про­ще говоря, это цифровая перепечатка изображения. На картинах в этой технике вы сможете увидеть даже волоски кисти художника, которые были на ориги­нальном полотне. Кроме того, можно разглядеть и кракелюры. Для справки, кракелюр – это француз­ское слово (как и почти все слова, связанные с искус­ством), которое означает трещину красочного слоя или лака в произведении живописи. Поэтому технику «жикле» принято считать одной из самых высокока­чественных – она показывает все детали настоящего произведения, даже те, что образовались на нем с течением времени.

Так, экспозиция “От Мунка до Босха” предлагает вниманию публики полные мистики и скрытых сим­волов картины, которые пыталось разгадать не одно поколение искусствоведов и зрителей. Некоторые полотна обладают такой мощной силой, что букваль­но гипнотизируют. Их можно рассматривать часами, пытаясь разгадать смыслы, которые стремился донести художник.

Настоящее чудо

Но вернемся к “Тайной вечере”, репродукцию которой вы сможете подробным образом разглядеть на выставке. Это монументальная роспись Леонардо да Винчи, созданная в 1495–1498 годы. Представьте себе, за пять столетий данное произведение пере­жило девять реконструкций. Девятая длилась боль­ше двадцати лет! Процесс был очень медленным, но тщательным, чтобы шаг за шагом приблизить творе­ние мастера к его оригинальному виду, ведь за такой длительный срок половина красок успела выцвести и потеряться. Реставраторам пришлось удалять за­твердевшую многовековую пыль, плесень и инород­ные материалы. Под последним подразумеваются кусочки снарядов. Вспомним, что во время Второй мировой войны Англия бомбила Италию, а один сна­ряд попал прямо в трапезную монастыря Санта-Ма­рия-делле-Грацие. Была полностью снесена крыша, большая часть стен, но стена с росписью уцелела – настоящее чудо.

Именно данное чудо я хочу связать с последней заповедью Иисуса Спасителя, с заповедью о любви. Я верю в то, что именно любовь, а не красота спасет наш мир. Если вдруг произойдет такой момент, что наступит конец света, то я поеду именно туда и дос­тойно приму свою смерть, – рассказывает арт-менед­жер галереи Has Sanat Алмагуль Маликова.

Сюжет “Тайной вечери” посвящен трапезе, кото­рая проходила накануне ареста Христа римлянами. Иисус знал, что один из учеников предаст его, и сказал об этом за ужином. Именно этот момент изобразил да Винчи. Он постарался передать эмоции каждого из апостолов. Чтобы получить более достоверную кар­тину, художник пристально изучал эмоции простых людей. Он ходил по городу, разговаривал с прохожи­ми, стараясь вызывать у них разные чувства. Затем пытался отразить их живые эмоции в работе. И ему это удалось – картина до сих пор вызывает целую гамму чувств у зрителя.

Каждый образ продуман до мельчайших деталей. Особое внимание привлекает Иуда. До Леонардо все художники помещали его на противоположную сторону стола. Здесь же он сидит рядом с другими учениками Иисуса. В руках Иуда держит маленький мешочек, ведь за свое преступное деяние он получил 30 серебреников. Что еще вызывает интерес, так это цветовые решения. Все ученики изображены в свет­лых тонах, один лишь Иуда как “темное пятно”. А все потому, что на него не попадает “Божий свет”.

Помимо “Тайной вечери”, на выставке вы сможе­те увидеть и ряд других репродукций знаменитых картин художника. Это и легендарная “Мона Лиза”, и загадочная “Дама с горностаем”, и мистический “Ио­анн Креститель”, и удивительный “Витрувианский человек”.

Смерть следует за их женами по пятам

Следующая картина, о которой мы расскажем, счи­тается одной из самых оригинальных и непонятых в западном искусстве. Все благодаря ее сложной ико­нографии, геометрической перспективе и необычно­му приему расширения пространства – при помощи зеркала. Многие вопросы, относящиеся к “Портрету четы Арнольфини” художника-новатора Северного Возрождения Яна ван Эйка, до сих пор не получили однозначного ответа и являются предметом много­летних споров между учеными. Прежде всего, искус­ствоведы не могут прийти к общему мнению, явля­ется ли этот двойной портрет свадебным. Об этом задумывается и Алмагуль Маликова.

Возможно, это предсвадебный портрет. Сие тор­жество, возможно, скоро произойдет, поскольку дама у нас в «пикантном положении», которое она всячески пытается скрыть. Попутно на это намекает находя­щийся на картине апельсин, который является симво­лом плодородия, – комментирует арт-менеджер.

Некоторые ученые, в свою очередь, выдвигают другие предположения – гораздо более жуткие. О том, что молодая дама на портрете на самом деле скончалась за год до написания картины. Или же во время работы над ней. Об этом говорит ряд подска­зок на полотне. Например, в железной люстре над мужчиной изображена горящая свеча, а над женщи­ной – погасшая. Второй признак – это сцены Страстей Христовых, выписанные в крошечных медальонах в раме зеркала за спиной героев. Со стороны супруга находятся прижизненные сцены Иисуса, а со стороны жены – сцены после смерти.

Тема смерти, хоть и косвенно, также проявляется в знаменитой картине Василия Пукирева “Неравный брак”. Вообще, для того времени – а это 1862 год – сюжет картины являлся очень актуальным. Браки со­вершались с большой разницей в возрасте, и зачастую исходя только из материальной выгоды. Ну и, как было принято, нередко против воли молодых девушек.

На картине изображен церковный обряд бра­косочетания. Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, про­тив воли которого идти не посмеет никто, особенно сама «возлюбленная». Образ девушки – полная про­тивоположность жениху. Она бледна и совсем поте­ряна. Зритель сразу обращает внимание на ее лицо, искреннее сочувствуя заложнице своего положения.

На свадьбе присутствуют и две некие пожилые женщины. Одна стоит сразу за женихом, а вторая – позади священника, ее лицо едва можно разглядеть. Расположение второй женщины считается странным, даже неуместным, ведь по церковным правилам ни­кого за священником стоять не должно. А еще, если присмотреться, то можно заметить свадебные венки на головах женщин – такие же, как у невесты. Одна из них даже надела белое свадебное платье. Мистика, да и только. Однако многие искусствоведы считают, что эти две старые невесты на самом деле мертвы. Эти призраки, ожившие в божественном свете, – быв­шие жены жениха.

Кровожадный Караваджо

“Юдифь и Олоферн” – картина итальянского ху­дожника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году. Произведение основывается на мотивах ветхозаветной книги Иудифи.

Согласно легенде, Олоферн был полководцем ар­мии, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветулию, в котором жила целомудренная богобояз­ненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Но Юдифь взяла инициативу в свои руки. Надев красивые одежды и взяв с собой служан­ку, она отправилась в стан врага. Там она сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул пьяным, Юдифь отрезала ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия поняла, что оказалась без начальника, после чего в панике разбежалась. Так Юдифи удалось подарить победу своему народу.

Большинство художников изображали Юдифь уже после убийства, с головой Олоферна в руках. Кара­ваджо, напротив, запечатлел сам момент обезглав­ливания – голова наполовину отделена от тела, но жертва все еще жива. Черты лица Юдифи на картине Караваджо выражают не триумф или страсть, а ско­рее решимость и отвращение. Художник был зачаро­ван процессом обезглавливания, которое тогда было привычной формой казни для преступников из аристократической среды. Есть версия, что лицо Олофер­на – это автопортрет, в котором художник выражал мазохистские желания быть жертвой насилия.

Вместе с тем итальянский художник неоднократно обращался к библейской истории о противостоянии молодого пастуха Давида и великана Голиафа. Карти­на “Давид с головой Голиафа” была написана в 1610 году незадолго до смерти великого живописца.

Согласно Библии, войско филистимлян выступило против израильтян. В то время их царем являлся Саул. Три старших брата Давида отправились на защиту своего народа, а самого Давида оставили дома вместе с престарелыми родителями. Спустя несколько дней отец отправил младшего сына в стан врага, по­ручив ему передать братьям еду и узнать, как обстоят дела. Придя к братьям, Давид увидел облаченного в доспехи великана. Это был Голиаф. Тогда Давид обратился к царю с просьбой разрешить ему высту­пить против злодея. Так, отказавшись от доспехов и оружия, Давид вышел на поединок с одной только пращей. К слову, праща – это древнее ручное оружие для метания камней. Первый же выпущенный из нее камень угодил Голиафу точно в лоб – великан рухнул замертво. Испуганные филистимляне стали убегать, и войско Саула одержало быструю победу.

На полотне Караваджо изображен Давид, стоящий с отрубленной головой Голиафа в руке. Несмотря на по­беду, Давид не выглядит триумфатором, на лице юноши печаль и сожаление. По одной из версий, в образе Давида заключен сам художник в юности, а вот голова Голиафа отражает автопортрет уже зрелого Караваджо. Известно, что художник не раз нарушал закон, совершая различные преступные деяния. В этом случае полотно можно интер­претировать как психологический конфликт. Это проти­востояние между испытывающим вину и нуждающемся в наказании “Я” – образ Голиафа, и карающим “Сверх-Я” – образ Давида.

Если смотреть на картину внимательно, то можно многое для себя открыть. Чего мне не хватает, когда я смотрю на произведения нынешних художников, так это страстей. Даже если вы не знаете историю произведения или художника, вы все равно поймете эмоции и суть картины, настолько ярко все это изо­бражается. Чувствуются характер, смелость и откры­тость, – считает Алмагуль Маликова.

Это далеко не все истории, которые вы услышите в ходе экскурсии. Попытаться разгадать тайны великих мировых полотен можно в арт-галерее Has Sanat. Передвижная международная выставка “От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира” продлит­ся до 28 февраля.

Диана Тысымбаева, Астана

Фото автора

Новости партнеров