Из 100 легковых автомобилей на дорогах РК 64 приходится на автохлам.
Количество зарегистрированных легковых автомобилей с каждым годом сокращается в Казахстане. Дефицит будет сохраняться весь 2022 год, а цены на автомобили растут. При этом выбора на рынке немного, и больше половины из предложенных вариантов уже давно можно отнести к хламу. Что происходит на рынке авто, разбирались аналитики Finprom.
На конец октября 2021 года на дорогах РК было зарегистрировано 3,8 миллиона легковых автомобилей — на 2,6% (или на 100,7 тысячи) меньше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Из них 94,5% приходится на легковые автомобили физических лиц: 3,6 миллиона авто — на 96,6 тысячи меньше, чем годом ранее.
Почти две трети зарегистрированных легковых автомобилей пришлось на машины с объемом двигателя от 1,1 тысячи до двух тысяч кубических сантиметров: 2,4 миллиона авто. При этом их количество за год сократилось на 3,3%.
Следом идут легковые автомобили с объемом двигателя от двух до трех тысяч кубических сантиметров: 1,1 миллиона — на 2,1% меньше, чем в октябре 2020 года. Количество автомобилей с объемом двигателя свыше трех тысяч кубических сантиметров составило 200,9 тысячи машин — на 1,5% меньше, чем годом ранее. На малолитражки с объемом двигателя до 1,1 тысячи кубических сантиметров пришлось лишь 46,9 тысячи легковых автомобилей — на 2% меньше по сравнению с октябрем 2020 года.
Количество зарегистрированных автомобилей сокращается вне зависимости от объема двигателя. При этом, несмотря на рост количества новых легковых автомобилей почти на 12%, их доля составила лишь 13,4%, или 506,8 тысячи авто; пять лет назад она достигала 15%, или 589,8 тысячи машин.
На дорогах РК продолжают преобладать автомобили возрастом более 10 лет, на долю которых пришлось почти 64%, несмотря на то, что за год их количество сократилось на 4,4% (или на 111 тысяч) и составило 2,4 миллиона авто. Количество автомобилей возрастом от трех до семи лет за год уменьшилось на 12,7%, до 508,8 тысяч, а вот количество автомобилей возрастом от семи до 10 лет выросло сразу на 16,2%, до 304,7 тысяч машин.
Между тем стоимость автомобилей продолжает расти. Так, цены на них в январе–декабре 2021 года увеличились на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Удорожание обусловлено дефицитом полупроводников, ростом цен на металлы и логистическим кризисом. Тем не менее за период 2017–2020 годов ежегодный рост цен на автомобили варьировался в пределах 8,1%–8,8%.
С 1 января 2016 года за ввоз транспортного средства в РК взимается обязательный утилизационный сбор ТОО «Оператор РОП». С 1 января 2022 года утильсбор на легковые автомобили в зависимости от объема двигателя варьируется от 459,5 тысячи тенге до 3,5 миллиона тенге, что накладывается на конечную стоимость автомобиля. Более того, как передает Хабар24, по словам председателя Независимого автомобильного союза Э. Эдокова, аналогичный сбор в Европе составляет лишь около 200 евро (порядка 100 тысяч тенге).
11 января на заседании Мажилиса Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству прекратить работу компании «Оператор РОП» и пересмотреть ставки утильсбора.
После вмешательства Президента, в Минэкологии заявили, что они планируют создать госоператора по утильсбору и пересмотрят коэффициентов утилизационного платежа.
Глава министерства рассказал, что оставшиеся от утильсбора 220 миллиардов тенге находятся в банках второго уровня. Подробнее здесь.
Что будет с ценами на автомобили после заявления Токаева, рассказали эксперты. Об этом можно прочитать здесь.
Если вы хотите приобрести автомобиль, то прислушайтесь к советам автоэкспертов, которые расскажут, когда лучше всего покупать машину в 2022 году.