О продаже аэропорта Шымкента стало известно в сентябре 2020 года. Тогда на портале E-auction появилась информация о том, что в рамках второй волны приватизации объект планируется реализовать по стартовой цене 5,2 млрд тенге. Начало торгов было запланировано на 8 октября 2020 года. Но после вмешательства депутатов и представителей авиакомпаний, тендер отложили. Однако, как оказалась, история началась намного раньше и вызывает много вопросов. В конечном итоге эта приватизация может отразиться не только на авиационной сфере, но и на конечных тарифах для пассажиров, передает Liter.kz.
По программе приватизации на 2016-2020 годы, аэропорт Шымкента планировалось передать инвестору в доверительное управление на 10 лет с последующим правом выкупа. За это время новый управляющий должен вложить около шести млрд тенге на реконструкцию пассажирского терминала и обновление специальной техники и оборудования. При этом, авиакомпания SCAT еще в 2018 году заключила соглашение с акиматом на строительство нового пассажирского терминала, и получения для этого шести гектаров земли.
«Мы предложили собственный проект создания и развития аэропорта Шымкент, выступая в роли генерального инвестора проекта. Подписав меморандум, компания без промедлений приступила к реализации утвержденных панов, которые, наряду с терминалом включают в себя строительство ряда стратегически-значимых объектов: возведение авиационного ангара, крупнейшей авиационно-технической базы, современного цеха кейтеринга, отеля для пассажиров, современного тренажерного комплекса и авиационного учебного центра», – сообщали ранее в СМИ в авиакомпании, отмечая, что уже вложили в проект пять млрд тенге.
Теперь же возникает вопрос по тем самым шести гектарам земли: кому в конечном итоге они будут принадлежать?
Как рассказал заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Мухтар Коканбаев, в 2018 году Первый Президент Нурсултан Назарбаев поручил построить в городе аэропорт, соответствующий всем международным требованиям. В качестве инвестора выступил SCAT, акимат заключил с компанией меморандум. При этом, для реализации такого крупного проекта премьер-министр Аскар Мамин поручил рассмотреть вопрос и выделить землю для инвестора. Затем вице-премьер Роман Скляр также поручил рассмотреть передачу земли инвестору для реконструкции перрона под строящимся терминалом.
«Этот вопрос тянулся, рассматривался на совещании под председательством министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова, он поручил это своему заместителю Берику Камалиеву, который, на выездном совещании в Шымкенте поручил разработать Дорожную карту по передаче земли», - пояснил Коканбаев.
При этом, дорожная карта и отчуждение шести гектаров земли не обсуждали с другими участниками рынка. У них вызывает опасение тот факт, что половина стоянок аэропорта (12 из 24) отойдет в пользу частной авиакомпании. Соответственно, это может привести не только к конкурентному преимуществу, но и к ухудшению авиационной безопасности и нарушению централизованного управления аэродромной системой, так как перрон не будет принадлежать единому оператору.
«Эти шесть гектаров до сих пор принадлежат аэропорту», - заверяет замруководителя управления.
Вы считаете, что тарифы для других авиакомпаний не вырастут?
«Тарифы от аэропорта? Смотрите, здесь опять-таки, тарифы на обслуживание пассажиров или тарифы на обслуживание воздушных судов? Если касательно авиакомпаний, то я думаю, тарифы не поднимутся. Потому что обслуживание воздушных судов остается за аэропортом – все услуги остаются за аэропортом. А раз уж если SCAT, скажем гипотетически, терминал построил, запустил, он, как инвестор, будет получать доходы от обслуживания пассажиров. Не от обслуживания борта и так далее. Борты и так далее, это все будет оставаться у аэропорта. А за безопасность полетов ответственность несет обладатель сертификата эксплуатанта. То есть, это будет АО «Аэропорт Шымкент», - заверил Коканбаев.
В пресс-службе авиакомпании Air Astana также прокомментировали возможное отчуждение шести гектаров перрона.
«Очевидно, что такие конкурирующие авиакомпании как Qazaq Air, Air Astana, FlyArystan будут платить своему конкуренту авиакомпании SCAT за обслуживание пассажиров и стоянку воздушных судов, что явно противоречит логике справедливой и добросовестной конкуренции, в части антиконкурентных действий. Получив шесть гектаров земли от действующего перрона, авиакомпания SCAT будут иметь конкурентные преимущества по парковке и базированию своих воздушных судов. Тогда как другие авиакомпании, такие как Fly Arystan и Air Astana будут лишены такого преимущества в аэропорту города Шымкент», - сообщили в пресс-службе Air Astana.
В этой связи, по мнению авиакомпании, возникают три основные проблемы:
Авиакомпания SCAT будет иметь гарантированные места для стоянки своих воздушных судов, где платить за стоянку своих воздушных судов им вовсе не придется, поскольку эти места будут принадлежать самой авиакомпании SCAT.
Конкурирующие авиакомпании Qazaq Air, Air Astana, FlyArystan будут платить за обслуживание пассажиров и стоянку воздушных судов своему прямому конкуренту, тем самым осуществляя субсидирование авиакомпании SCAT, что противоречит антимонопольному законодательству.
Ранее авиакомпания FlyArystan столкнулась с аналогичной ситуацией на примере аэропорта Тараза, который также принадлежит авиакомпании SCAT. В результате повышения тарифов аэропортом Тараза и создания невыгодных условий для конкурирующей авиакомпании FlyArystan, рейсы были прекращены в Тараз. Обращение авиакомпании в антимонопольные органы по ситуации с аэропортом Тараза не привели к каким-либо позитивным результатам. Как следствие, FlyArystan до сих пор не осуществляет полеты в Тараз.
В свою очередь, в авиакомпании SCAT сообщили корреспонденту Liter.kz, что в настоящий момент на всей территории перрона аэропорта Шымкента существует всего девять стоянок для воздушных судов, осуществляющих пассажирские перевозки. Все они находятся в непосредственной близости от действующего пассажирского терминала и не пересекаются с объектами застройки.
«Участок, о котором идет речь, включает в себя всего восемь стоянок для легкомоторных самолетов и вертолетов. То есть, они не пригодны для базирования пассажирских воздушных судов и не используются ни одним из казахстанских перевозчиков, выполняющих регулярные пассажирские перевозки. Выполнив программу застройки, SCAT преобразует восемь небольших стоянок, непригодных для пассажирских судов в 10 стоянок для большой авиации. Часть стоянок будет способна принимать крупнейшие дальнемагистральные лайнеры. Для выполнения программы компания оборудует под стоянки часть земель, прилегающих к существующей в настоящий момент территории перрона. То есть, говоря простым языком, сегодня этих стоянок просто не существует, и они будут возведены за счет инвестиций компании», - объяснили в пресс-службе.
Здесь обратили внимание на тот факт, что речь не идет о безвозмездной передаче земли. Все преобразования осуществляются за счет средств перевозчика. То есть, общий размер инвестиций в оборудование территории перрона и мест будущих стоянок, включая места под телескопическими трапами и места стоянок для обработки судов противообледенительной жидкостью, составляет порядка двух млрд тенге.
В пресс-службе SCAT также отметили, что за предоставление перрона авиакомпании не платят, и стоянки для воздушных судов предоставляются бесплатно до трех часов. Таким образом, слоты времени вылета и прилета воздушных судов будут выделяться в соответствии с правилами, установленными службой планирования полетов Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).
«Переходя к вопросам возможных «конкурентных преимуществ», возникает понимание, что перевозчикам предоставляются равные условия работы. Кроме того, Агентство по защите и развитию конкуренции РК проводит работу по защите конкуренции и проверке обоснованности тарифов. В случае нарушения эксплуатантом требований законодательства по обеспечению добросовестной конкуренции, данный орган может провести проверку и принять меры», - подчеркнули в авиакомпании.
В пресс-службе заявили, что ни сама авиакомпания, ни госорганы Шымкента не намерены допускать нарушения законодательства в части безопасности и справедливой конкуренции, а лишь намерены принять меры по развитию аэропорта.
«Наши действия в рамках реализуемой инвестиционной программы развития аэропорта Шымкента направлены на создание авиационного хаба, как центра высокоэффективного обслуживания колоссального потока пассажиров и грузов с высоким уровнем безопасности, комфорта и качества, с хорошо развитой инфраструктурой, достаточной для удовлетворения постоянно растущих потребностей населения в авиаперевозках, а авиаперевозчиков в производственных мощностях», - пообещали в компании.
По планам акимата и авиакомпании, строительство подъездных путей, привокзальной площади и подведение коммуникаций позволит новому терминалу обслуживать одновременно две тысячи пассажиров и 16 воздушных судов. Пассажиропоток увеличится с 800 тысяч до 3,5 млн человек в год.
Но в пресс-службе Air Astana задаются вопросами: почему другим авиакомпаниям не предложили участие в строительстве нового терминала?