Кому в Казахстане подходят облачные технологии
Компании Казахстана, включая малый и средний бизнес, начали активнее автоматизировать процессы, внедрять различные ИТ-решения и использовать онлайн-сервисы. Для цифрового развития компаниям необходим технологический фундамент.
По данным Бюро национальной статистики на 1 мая 2023 года, в Казахстане действует около двух миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Их количество выросло на 31,6% год к году, в том числе благодаря притоку бизнеса из других стран. Так, число иностранных юрлиц и филиалов зарубежных компаний, подавляющее большинство которых являются субъектами МСП, выросло на 30,6%.
По данным исследования Halyk Research, количество только российских малых предприятий, работающих в Казахстане, за восемь месяцев 2022 года увеличилось в два раза.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев на открытии первой парламентской сессии 29 марта 2023 года заявил, что малое и среднее предпринимательство (МСП) должно стать движущей силой экономики и рынка труда.
В малом и среднем бизнесе Казахстана занято больше 4,1 миллиона человек — это на 18,3% больше, чем годом ранее. Субъекты МСП в 2022 году выпустили продукции на 59,2 триллиона тенге, нарастив объемы на 38,2%. Доля небольших компаний в ВВП страны, по последним оценочным данным, составила 36%. В разрезе регионов есть и более высокие показатели: в Алматинской области — 45,5%, в Алматы — 57,5%, в Астане — 75,7%.
Количественный рост должен перейти в качественный
Наиболее действенный способ повысить эффективность любого бизнеса — цифровизация.
Согласно исследованию BRIF Research Group в июне 2021 года, 92% казахстанских предприятий уже используют те или иные IT-решения в бизнесе: 78% предпочитают электронные таблицы, 77% работают в бухгалтерском софте, 61% пользуется офисными программами, а 28% — подключили самописное ПО.
Для малого бизнеса точкой роста становится внедрение CRM (системы управления взаимоотношениями с клиентами). Исследование казахстанского рынка показало, что более 40% МСБ Казахстана уже знакомы с этим классом решений, а более 20% компаний установили или устанавливают CRM. Интерес к этим системам обусловлен их понятной эффективностью.
Так, опрос BRIF Research Group показал, что 28% казахстанских организаций, которые пользуются программами для ведения учета, привлекают до 50 покупателей в год. В то же время 29% компаний, которые работают с CRM, привлекают больше тысячи покупателей за год.
Казахстанские компании постепенно оцифровывают свои бизнес-процессы: продажи товаров и услуг из точек продаж перетекают на онлайн-площадки, электронные документы вытесняют бумажные архивы, вместо блокнотов и таблиц в Excel появляются специализированные ИТ-решения, первую линию поддержки клиентов берут на себя чат-боты. Примеров множество, – говорит глава представительства VK Tech Казахстан, директор по развитию VK Cloud Арман Нурушев. – Спрос на цифровые решения для бизнеса растет. Но по мере усиления ИТ-составляющей увеличивается потребность компаний в вычислительных ресурсах. Поддержать темпы цифровизации помогают облачные технологии.
Железо против Облака
Существуют две модели распространения программного обеспечения — on-premise и on-cloud. В первом случае системы установлены на собственных серверах. Во-втором — в Data-центре облачного провайдера.
При этом есть три модели использования облачных ресурсов. Компания может использовать облако как удаленный сервер — устанавливать на него необходимые для работы системы, арендуя вычислительные мощности (IaaS — инфраструктура как сервис). Компании, которые реализуют проекты в области аналитики больших данных, могут воспользоваться специальными инструментами, которые упрощают эти задачи (это PaaS — платформа как сервис). Либо использовать уже размещенные в облаке программы по модели SaaS (программное обеспечение как услуга).
По мнению экспертов Gartner, облачные технологии являются драйвером цифровизации бизнеса. Поэтому глобальные расходы компаний на услуги облачных провайдеров ежегодно растут в среднем на 20%, – отмечает Арман Нурушев. – Казахстан движется в том же направлении: мы ожидаем существенного роста интереса и доверия к облакам со стороны казахстанского бизнеса.
Чем облако для бизнеса лучше локальной инфраструктуры?
Эксплуатация и администрирование собственной инфраструктуры требует значительных капитальных вложений и большой ИТ-команды. Если потребуется что-то разрабатывать, то надо нанимать Data-инженеров и DevOps специалистов.
Если же бизнес переходит на on-cloud размещение, то все эти проблемы решает провайдер. А компания может направить свои ресурсы на профильную деятельность, а не на содержание вычислительных мощностей.
Вот только самые явные преимущества облачных технологий:
— Аутсорс ИТ-инфраструктуры: не нужно покупать и обслуживать серверы.
Администрированием технологий занимается провайдер платформы облачных сервисов.
— PaaS: для быстрой и удобной разработки и сокращения Time-to-Market.
— Запуск виртуальной машины с настроенной операционной системой за пять минут.
— Работа по системе Pay-as-you-go: оплата только за потребленные облачные услуги.
Провайдер облачных услуг покупает и обслуживает оборудование, строит или арендует дата-центры, где созданы необходимые условия для работы серверов, настраивает средства информационной безопасности и резервное копирование данных. Обеспечить такой уровень надежности и безопасности собственной ИТ-инфраструктуры может только крупная компания, способная выделить значительный бюджет на эти цели. Для всех остальных проще и дешевле использовать облачные сервисы.
Облака обеспечивают скорость цифрового развития – в этом их главная сегодня ценность, – считает эксперт. – В случае развития собственной ИТ-инфраструктуры компаниям нужно выбрать и закупить оборудование, дождаться поставки, установить его и настроить – это может занять несколько месяцев. Это оправданно для работы с чувствительными данными и критической инфраструктурой. Но если у вас другие задачи, то лучше арендовать ресурсы в облаке у подрядчика. При этом их можно добавить в любой момент – в несколько кликов, а платить только за фактически использованные мощности.
Как используют облачные технологии для бизнеса?
Стратегия компании, ее размеры, организационная структура, ограничения в законодательстве — все это может повлиять на то, как применять облачные технологии в бизнесе. Вот только несколько сценариев использования облачных решений.
Для стартапа важно быстрое и простое масштабирование, и облако для них — это отличное решение. У молодых компаний нет возможности приобретать новое оборудование, а запрос на новые вычислительные мощности — большой. Облачные технологии помогают стартапам мгновенно увеличивать количество ресурсов и не покупать дорогое "железо". Ведь главная задача стартапов — первыми тестировать гипотезы, для этого нужно иметь доступ к современным ИТ-инструментам, таким как большие данные, СУБД под различные задачи, машинное обучение.
Интернет-магазины испытывает пиковые нагрузки в определенное время года. И устранить риски сбоев помогают облака. Владелец интернет-магазина может подключать и отключать мощности по мере необходимости, чтобы не платить в спокойные периоды за простаивающие ресурсы.
Компании-разработчики ПО используют не только облачную инфраструктуру, но и инструменты для автоматизации, а также для безопасности разработки (мониторинг кода на закладки, поиск уязвимостей и т. д.) — они доступны в облаке по модели pay as you go (PAYG).
Облачные сервисы по модели SaaS помогают организовать удаленную работу сотрудников: офисные программы, приложения для видео-конференц-связи и мессенджеры, хранилища данных и многое другое можно использовать напрямую из облака из разных точек страны и мира.
Использование облачных сервисов – инфраструктурных, платформенных, прикладных – может стать драйвером роста для бизнеса из любой сферы. Облака упрощают доступ к технологиям, делают цифровое развитие проще, сокращают трудозатраты команд на реализацию проектов и расходы компаний на построение ИТ-инфраструктуры, – резюмирует директор по развитию VK Cloud.