Коронакризис как экзамен: справилась ли казахстанская экономика?

Редакция "Литер"

На пороге 30-летия независимости Казахстан столкнулся с большим вызовом – пандемией COVID-19. С одной стороны, это большая эпидемиологическая угроза, с другой – экономический кризис, который идет уже почти 2 года. Мировая экономика прошла через локдаун, до сих пор есть проблемы с цепочками поставок, инфляция растет во всем мире – это вызов и для США, и для стран Европейского Союза, и для наших ближайших соседей. Этот контекст позволяет нам по-новому взглянуть на устойчивость нашей политической и экономической системы, которую мы выстроили за 30 лет и основу для которой создавал Елбасы в начале и середине 90-ых годов.

К концу 2021 года можно констатировать тот факт, что у Казахстана к моменту тяжелого кризиса оказалось достаточно ресурсов, чтобы выстоять и не прекратить развитие. Один из важнейших вызовов пандемии заключался в том, что ни одно правительство мира не было готово к подобной ситуации, и никто не был застрахован от ошибочных решений. Поэтому особенную важность приобретала та база, которую государство наработало – резервы, способность рынков и отраслей к действиям и развитию, мобильность гражданского общества и его дееспособность в столкновении с эпидемией, необходимостью мобилизоваться и сначала сидеть дома, а потом – экстренно вакцинироваться.

Вызов 1991 года был похожим: тогда тоже никто не знал, что делать со страной. Правильных решений практически не было, и долгосрочные последствия были неясны. Единственное, что было понятно – это то, что наступил серьезный кризис, институты, способные его преодолеть, еще не созданы. Страна пережила резкий спад ВВП – на 61%. Промышленный спад к 1994 году достиг 28%. 130 крупных казахстанских предприятий прекратили свою работу, оставшись без рынков сбыта, сырья и оборотных средств. В результате с 1991 по 1995 годы количество безработных достигло 2-ух миллионов человек. Годовая инфляция превысила 2000%. При этом по уровню жизни тогдашний Казахстан находился на 12-13 месте среди союзных республик.

Казахстан – очень молодая страна. Дело не только в возрасте государства, речь и о демографии – половина казахстанцев не застали советский союз в зрелом возрасте, а значит, и описанные выше проблемы для них – это воспоминания далекого детства. Наши родители помнят эту ситуацию значительно лучше, потому что видели все это своими глазами. Особенно тяжело приходилось тем, кто не жил в областных центрах и столицах, где стоял вопрос не только экономических возможностей, но и банального доступа к инфраструктуре – люди столкнулись с отсутствием света, воды, тепла. Страна была близка к гуманитарной катастрофе.

Из 2021 года, безусловно, уже очевидно, какие решения были нужны, а какие оказались ошибочны. Точно так же из 2051 года можно будет взглянуть на пандемию и оценить ее с совершенно другого ракурса. Однако в момент кризиса, особенно, когда ситуация, в которой оказывается руководство страны, незнакома и ни у кого внутри нет экспертизы, как с ней справляться, все выглядит совершенно иначе. И принцип “сначала экономика, потом политика”, который Елбасы провозгласил в самом начале независимости, оказался рабочим. Сначала нужно было мобилизовать страну на выход из катастрофического состояния, а потом заниматься строительством более верхнеуровневых институтов.

В чем была специфика той ситуации? К 1991 году Казахстан, бывший частью СССР, подошел в статусе источника сырья. Это было единственной понятной моделью, и она тоже рухнула, когда исчез СССР и пропал единый центр, который координировал экономическую политику огромного союзного государства. Вместе с ним исчезли и связи между предприятиями и целыми секторами экономики. Надо отметить, что, несмотря на то, что развитие нашего государства ушло далеко вперед, далеко не все последствия долговременной сырьевой направленности нашей экономики преодолены.

Что произошло за 30 лет, благодаря усилиям Елбасы? У нас построена урбанизированная современная экономика, создана новая финансовая система, которая успела пройти через мировой кризис и восстановиться, изменился полностью демографический состав населения. При этом развивается обрабатывающая промышленность, постепенно мы ушли и от аграрной направленности, и преодолеваем зависимость от нефтяной ренты.

После транзита власти в 2019 году началась и политическая динамика – проведены реформы, которые фиксируют новое общественное устройство государство с большим уровнем демократизации и самоуправления. Казахстан постепенно становится точкой притяжения в регионе за счет более живой общественной дискуссии, развития таких институтов, как МФЦА, которые направлены на привлечение талантов и инвестиций. За последние десятилетия Казахстан инвестировал около 30 млрд долларов США в инфраструктуру, транспортные и логистические активы и развитие конкурентоспособности.

За 30 лет Казахстан привлек 330 млрд долларов иностранных инвестиций из более чем 120 стран. Похожая задача стоит перед нами и в будущем: учитывая зеленый переход на низкоуглеродную экономику Казахстану нужно привлекать сравнимое количество инвестиций на полное переустройство государства и бизнеса к 2060 году. Казахстан за время независимости продемонстрировал, что является устойчивым и надежным партнером, которому можно доверять и ответственные проекты, и технологии.

В сущности, то, в каком состоянии Казахстан подошел к, возможно, самому сильному кризису со времени распада СССР, хорошо характеризует достижения Елбасы как человека, который заложил институциональную основу современного государства. Важнее всего, что в последние 2 года нам не пришлось выбирать между спасением жизней и экономическим развитием, особенно в ситуации, когда никакого другого рецепта борьбы с COVID-19, кроме локдауна, не было. У Казахстана оказалось достаточно ресурсов, чтобы выстоять перед глобальной угрозой и сохранить общественную стабильность, несмотря на то, что хороших выходов из ситуации практически не было.

Автор: политолог Никита Шаталов

Новости партнеров