Председатель партии AMANAT Ерлан Кошанов поставил перед Комитетом партийного контроля важную задачу — обеспечить оперативную обратную связь на запросы общества. О концепции "слышащего государства" не раз заявлял и Глава государства Касым-Жомарт Токаев. На особом контроле стоит и другая задача — реализация каждого пункта Дорожной карты по исполнению предвыборной программы партии AMANAT "Вместе с народом!". В интервью газете "Литер" председатель Комитета партийного контроля (КПК) Павел Казанцев рассказал об итогах работы за прошлый год, о том, какие уроки удалось извлечь и какие цели партия намеревается воплотить в этом году.
— Павел Олегович, уже не первый год Комитет партийного контроля партии AMANAT, можно сказать, держит руку на пульсе и активно вовлекает партийцев в работу по общественному контролю исполнения поручений Президента и предвыборной программы партии "Вместе с народом!". Для начала расскажите об основных инструментах системы партийного контроля, как она работает?
— Спасибо за оценку. Да, действительно структура партийного контроля — это на сегодняшний день одна из самых мощных вертикалей в структуре партийных органов. Комиссии партийного контроля действуют при каждом региональном и районном филиале партии. И это не случайно. Такая система позволяет нам более эффективно содействовать в решении возникших в конкретном населенном пункте или регионе проблем.
Более того, хочу отметить, что если комиссии партийного контроля не находят понимания на местном уровне, то могут подключиться региональные комиссии или даже сам республиканский Комитет партийного контроля, который в свою очередь вовлечет в процесс выработки решения центральные государственные органы.
В последнее время мы часто вносим на повестку дня заседания Комитета наиболее острые и актуальные вопросы местного характера. При этом часто именно на примере таких, казалось бы, очень ограниченных по месту и времени вопросов мы вскрываем целые пласты системных проблем.
Не все знают, что система Комитета партийного контроля — очень серьезный и действенный механизм, в работу которого включены самые авторитетные, активные, опытные и принципиальные члены партии.
При этом мы ежегодно обновляем состав Комитета, привлекая в его ряды партийцев, которые являются настоящими патриотами своей страны.
Хотелось бы отметить, что все они работают на общественных началах, и если брать всю систему комиссий партийного контроля, то это целая армия, насчитывающая более 1 700 человек.
А если к ним прибавить первичные партийные организации, которые мы также активно привлекаем к нашей работе, то эта цифра возрастает кратно. Но количество — это не главное. Сегодня мы должны работать в режиме быстрых решений. Президент задает темп реформ, и мы должны ему соответствовать.
Сегодня о партийном контроле мы можем смело сказать, что это полноценный многоуровневый системный и комплексный механизм. В его работу вовлечены практически все партийные структуры и наиболее активные общественники. Сегодня именно простые люди часто задают тон работе контрольных органов, вносят предложения и активно вовлекаются в процесс.
— Павел Олегович, как вы оцениваете деятельность КПК за прошлый год?
— Год прошел очень продуктивно. В рамках реализации поручений Президента и руководства партии мы серьезно активизировали деятельность Комитета партийного контроля и комиссий партийного контроля. Если говорить о реализации предвыборной программы партии "Вместе с народом!", эти вопросы были на нашем постоянном контроле. Например, мы продолжили и расширили практику оперативного рассмотрения проблем и актуальных вопросов, которые наши граждане поднимали и поднимают в СМИ и социальных сетях. Стоит отметить, что эта практика хорошо себя зарекомендовала.
Еще один важный блок работы — обеспечение внутрипартийной дисциплины.
В течение всего года региональными и территориальными комиссиями партийного контроля обеспечивалось оперативное реагирование на факты нарушений положений Устава партии и Кодекса этики членами партии. К сожалению, такие случаи имели место.
Ну, и, конечно, тем, кто совершил коррупционные или уголовные правонарушения, не место в нашей партии. За этим мы тоже следим очень строго.
Для иллюстрации отмечу, что за прошедший год за нарушения Кодекса этики члена партии, а также действие или бездействие, дискредитирующие партию или наносящие ущерб ее интересам, по рекомендации Комитета и комиссий партийного контроля к партийной ответственности было привлечено 66 человек. Среди них — заместители акимов областей, акимы и заместители акимов городов и районов, руководители департаментов и управлений центральных и местных государственных органов, а также депутаты маслихатов различного уровня.
21 человек привлечен к партийной ответственности за нарушения положений Кодекса этики члена партии AMANAT. 15 человек исключены из партии за уголовные и коррупционные правонарушения.
Но еще раз подчеркну, мы не измеряем эффективность своей работы количеством привлеченных к ответственности. Для нас важно обеспечить качество и эффективность работы партийцев при решении как системных вопросов развития государства, так и конкретных проблем людей.
— Какие вопросы были в центре внимания Комитета партийного контроля в прошедшем году?
— Мы постарались охватить целый спектр самых актуальных вопросов и проблем. В частности, на заседаниях Комитета, два из которых были выездными (одно — в городе Аркалыке, а другое — в офисе НАО "ГК "Правительство для граждан"), рассматривались вопросы подготовки к паводкам, реализации проектов в сфере экологии (полигоны, мусороперерабатывающие заводы и т. д.), субсидирования сельхозтоваропроизводителей, совершенствования процесса оказания качественных государственных услуг, готовности теплоисточников (ТЭЦ) к отопительному сезону, обеспечения чистой питьевой водой и т. д.
И это только системные вопросы, которые пришлось рассматривать на уровне Комитета, то есть на республиканском уровне.
А сколько оперативных вопросов и проблем решалось региональными и территориальными комиссиями партийного контроля на областном и районном уровнях, в конкретных поселках, аулах и городах.
Всего комиссии в прошлом году рассмотрели на своих заседаниях более 2 000 вопросов и проблем.
— Расскажите подробней о региональных комиссиях партийного контроля, других формах контроля на местах. Там ведь охват проблем априори должен быть шире?
— Я бы не сказал, что он шире... Скорее проблемы там более конкретные, практические и связаны с конкретными людьми, жителями конкретных населенных пунктов или с целыми социальными группами.
Более того, именно региональные и территориальные комиссии партийного контроля вкупе с первичными партийными организациями и депутатами наших фракций в маслихатах — наш основной боевой костяк, на который мы опираемся и посредством которого функционирует система партийного контроля.
Конечно, под специфические задачи нам приходится создавать новые организационные структуры.
Приведу пример. В прошлом году довольно остро обозначилась проблема с ценообразованием на социально значимые продовольственные товары.
Нам пришлось реагировать максимально оперативно. В итоге в областях и районах на базе комиссий партийного контроля с привлечением "первичек" мы сформировали 216 мониторинговых групп по контролю изменения цен на продовольственные товары, лекарства и ГСМ.
Ими проведено более восьми тысяч рейдов на более чем 18 тысячах объектов (более 8 300 магазинов, торговых точек и ТЦ, более 3 600 аптек, более 3 300 заправок и более 2 600 объектов ЖКХ.). Выявлено 640 нарушений.
Особенно хотел бы выделить работу мониторинговых групп в СКО, ВКО, ЗКО, Абайской, Акмолинской, Жамбылской и Костанайской областях, а также в Алматы и Шымкенте.
Важно, что именно после замечаний членов мониторинговых групп и передачи ими материалов в акиматы во многих торговых точках нарушения при торговле социальными продуктами питания устранялись незамедлительно.
И это при том, что у нас нет функций государственных контрольных органов. Мы общественная организация. Мы можем выявить нарушения, указать на них и потребовать от ответственных за это органов принять меры по их устранению.
Учитывая положительный опыт работы мониторинговых групп по контролю изменения цен на продовольственные товары, лекарства и ГСМ как дополнительного механизма реагирования на запросы населения в сфере ценообразования, они будут функционировать и в 2024 году.
При этом филиалам поручено организовать их работу таким образом, чтобы проведение рейдов не было формальным мероприятием, а проверки торговых точек, аптек и АЗС проводились именно по просьбам граждан.
Подчеркну еще раз: к проверкам в обязательном порядке будут привлекаться сотрудники соответствующих управлений акиматов, представители общественных организаций, местных обществ потребителей и СМИ.
Еще одна форма контроля — посты партийного контроля.
В 2023 году на всех объектах, строящихся, ремонтируемых или реконструируемых в рамках реализации предвыборной программы партии "AMANAT", мы открыли посты партийного контроля.
В настоящее время действуют 644 поста. Общее количество членов постов — около 1 450 человек.
Всего нами было организовано 1 172 поста партийного контроля, но на данный момент 528 постов уже закрыты в связи с тем, что объекты, на которых они открывались, введены в эксплуатацию.
Наибольшее количество уже введенных объектов, на которых закрылись ранее открытые на них посты, в СКО, Актюбинской Павлодарской и Туркестанской областях.
Посты действуют открыто и гласно. На каждом объекте имеется вся информация о том, кто возглавляет открытый на нем пост, контакты, краткие сведения о самом объекте.
И я хочу особо заострить ваше внимание на том, что любой гражданин, абсолютно любой, может мгновенно обратиться к руководителю ППК и узнать что-либо по объекту или просигнализировать о проблеме. И это очень четко и системно работает.
Также вся деятельность постов партийного контроля освещается в социальных сетях.
В среднем за неделю в СМИ и социальных сетях публикуется порядка 300 материалов, посвященных деятельности постов партийного контроля. Действует более 700 аккаунтов членов постов в социальных сетях.
Там, где нет стационарного объекта для размещения информации о посте партийного контроля, мы открываем мобильные посты непосредственно в строительных и ремонтных бригадах, размещая сведения на технике, грузовиках, кранах и т. д.
Такой опыт мы использовали, в частности, при открытии поста партийного контроля на ремонтируемом в данное время участке Нуринского водопровода в Егиндыкольском и Коргалжынском районах Акмолинской области.
— Осуществляется ли постконтроль за исполнением рекомендаций комиссий партийного контроля?
— Безусловно. Мы стараемся, чтобы все наши рекомендации проверялись также на заседаниях комиссий партийного контроля и отчитывались по их исполнению те члены партии, которые были назначены ответственными.
Хотелось бы обратить внимание на то, что мы в последнее время мы ввели в практику рассмотрение на наших заседаниях одного-двух резонансных вопросов, находящихся на нашем оперативном контроле.
Это дает нам возможность держать руку на пульсе и понимать динамику хода решения вопроса, позволяет эффективно и оперативно вносить корректировки, оказывать своевременное содействие тем, кто непосредственно реализует наши рекомендации.
Отмечу, что сейчас мы добились не только повышения оперативности реагирования комиссий партийного контроля, но и значительно расширили охват попавших в поле зрения комиссий проблем.
Следовательно, возросли требования и по контролю за реализацией и исполнением рекомендаций и решений комиссий партийного контроля.
Мы стараемся не допускать случаев, когда, принимая постановления по тому или иному вопросу или проблеме, комиссия больше не возвращается к его рассмотрению и фактически теряет контроль и обратную связь.
Лучшее средство избежать этого — составление и утверждение детальных дорожных карт по решению рассматриваемой проблемы с обязательным указанием того, кто, когда и как должен отчитаться об ее исполнении перед комиссией.
Кроме того, к процессу контроля мы активно привлекаем первичные партийные организации, депутатов фракции в маслихатах, активистов, общественников и СМИ.
Таким образом, мы обеспечиваем эффект мультипликации (распространения, расширения) функции контроля и вовлекаем в этот процесс все партийные структуры и ресурсы, а также общественность.
— Знаете, нам, журналистам, всегда был интересен такой аманатовский партийный инструмент выстраивания диалога с общественностью, как общественные приемные. Именно там живые проблемы и вопросы, чаяния и надежды простых людей. Это очень удачный проект партии и эффективный способ обратной связи с населением. Используют ли этот канал комиссии партийного контроля?
— Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года четко определил, что "наша общая задача — воплотить в жизнь концепцию "слышащего государства", которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Это прямое указание Главы государства должно беспрекословно исполняться на всех уровнях управления.
Наша задача — не только обеспечить это исполнение, но и вскрыть наиболее системные вопросы и проблемы, поднимаемые людьми, помочь государственным органам организовать комплексную работу, открыть для людей новые оперативные и эффективные каналы обмена информацией с госструктурами.
Одним из наиболее эффективных каналов стала разветвленная система общественных приемных партии. Именно они на сегодняшний день — один из наиболее действенных механизмов, реализации принципов "слышащего государства".
КПК плотно взаимодействуют с этим чувствительным барометром социальной ситуации в регионах.
Общественные приемные стали эффективной площадкой реализации самых насущных запросов и интересов граждан, решения актуальных вопросов и проблем, поднимаемых ими, выявления и нейтрализации системных рисков.
Ежегодно мы делаем анализ работы членов партии в общественных приемных, выявляем факты, когда члены партии — руководители госорганов, акимы, депутаты — не проводят приемыов или делают это не регулярно.
Нам приходится реагировать на такие факты незамедлительно. И меры партийного реагирования в таких случаях одни из самых жестких.
— Павел Олегович, одним из резонансных вопросов, которые Комитет партийного контроля поднимает регулярно, является водоснабжение регионов. Вы продолжаете держать эту тему на контроле?
— Разумеется. На данный момент выявлено 27 рисков неисполнения пунктов дорожных карт по реализации предвыборной программы партии, связанных со строительством или реконструкцией объектов водоснабжения.
Кроме того, на оперативном контроле Комитета партийного контроля в настоящее время два таких вопроса.
Во-первых, это работа по обеспечению чистой питьевой водой жителей Иргизского района Актюбинской области (этот вопрос мы рассматривали в мае текущего года).
Во-вторых, ремонт участка Нуринского водопровода в Егиндыкольском и Коргалжынском районах Акмолинской области (этот вопрос мы обсуждали в июле).
Отмечу, что, несмотря на то, что вода жителям двух сел Иргизского района Актюбинской области подается, водонасосная станция в селе Жаныс би до сих пор не передана на баланс местному исполнительному органу из-за отсутствия акта приемки объекта.
Что же касается Егиндыкольского района Акмолинской области, то завершение восстановительных работ на аварийном участке планировалось до конца 2023 года, но было перенесено, и сейчас работы там на завершающей стадии.
Для полного завершения строительства Нуринского группового водопровода в ПСД были заложены средства как на 2023 год, так и на 2024 год. После вмешательства Комитета партийного контроля нам удалось с коллегами сдвинуть с места данный вопрос. На каждом заседании мы рассматривали проблему водопровода. Буквально в ручном режиме с коллегами были на связи с кабмином, и строительство водопровода началось летом. Деньги государство выделило, теперь качество строительства водопровода и срок его исполнения тоже у нас на особом контроле. Комиссия партийного контроля Акмолиинской области практически ежедневно докладывает нам о ходе строительства водопровода, а также постоянно информирует местное население через СМИ и социальные сети.
— Вот уже вторую зиму тревогу вызывает тема отопления, теплоснабжения. Комитет партийного контроля участвует в решении этих проблем?
— Данный вопрос мы также держим на особом контроле. Например, в ходе выездного совместного заседания в июне прошлого года обсуждался вопрос устранения выявленных дефектов в рамках пусконаладочных работ на Аркалыкской ТЭЦ.
В результате комиссии партийного контроля и Совету регионального развития Костанайского областного филиала партии "AMANAT" было поручено взять на особый контроль работу по устранению выявленных нарушений при вводе в эксплуатацию Аркалыкской ТЭЦ.
Также члены нашей партии приняли участие в тепломеханических испытаниях (тестовом запуске) котлов ТЭЦ.
Ведется постоянный мониторинг хода реализации программы по модернизации теплоснабжения, водоснабжения, а также реконструкции дорог в рамках Комплексного плана развития г. Аркалыка.
И эта работа проводится во всех регионах без исключения с охватом всех важных объектов жизнеобеспечения населения.
Кроме того, в июле прошлого года мы рассмотрели вопрос готовности теплоисточников к отопительному сезону более комплексно, с охватом всей республики.
В этом году мы также планируем уделить внимание данному вопросу.
— Журналисты холдинга "Nur Media" довольно часто вовлечены в работу партийного контроля. Особенно в последнее время это частые выезды совместно с инспекторами в регионы, где они проводят журналистское расследования, готовят острые репортажи на актуальные темы. Будет ли эта практика продолжена?
— Хотелось бы поблагодарить журналистов за активное участие и совместную работу. Тем более, что она дает очень хорошие результаты.
Также хочу отметить, что, когда мы показываем проблемы, поднимаемые Комитетом партийного контроля в СМИ, люди не только видят результаты нашей работы, но активно подключаются к ней. А это для нас очень важно.
Кроме того, медийный резонанс позволяет более оперативно обратить внимание на затрагиваемые нами проблемы представителей исполнительной власти, ускорить процесс их решения.
Поэтому в соответствии с поручениями руководства партии и государства мы всегда рекомендуем комиссиям партийного контроля особое внимание уделять реализации активной, а иногда даже и проактивной информационной стратегии.
При этом, конечно же, одним из важнейших направлений деятельности комиссий партийного контроля в информационном пространстве является широкое использование такого эффективного и востребованного инструмента как журналистские расследования.
Помимо этого, мы считаем, что следует расширить вовлеченность в деятельность комиссий партийного контроля актива партии, депутатского корпуса маслихатов, общественности, СМИ, активных неравнодушных граждан. Особенно это касается первичных партийных организаций, являющихся основой в общей организационной структуре партии, базисом для организации контрольной и информационной работы, неисчерпаемым кадровым резервом для комиссий.
— Павел Олегович, на что еще, по вашему мнению, комиссиям партийного контроля следует уделить особое внимание в текущем году?
- Приоритетным направлением деятельности контрольных органов партии будет организация и осуществление эффективного комплексного контроля за реализацией республиканской и региональных дорожных карт по исполнению предвыборной программы партии.
Как показывает практика, там, где комиссии опираются на сильные первичные партийные организации, они действуют гораздо оперативнее, эффективнее и обладают более широкой номенклатурой инструментов для реагирования и решения конкретных задач.
Также нам следует еще больше повысить уровень оперативности взаимодействия с общественными приемными партии, государственными и общественными структурами, что способствует оперативному выявлению и рассмотрению наиболее актуальных системных и конкретных местных проблем и вопросов.
Еще раз подчеркну, что для нас крайне важно, чтобы комиссии партийного контроля при рассмотрении вопросов вырабатывали конкретные, персонифицированные рекомендации по их решению, которые обеспечивали бы применение своевременных, эффективных и объективных мер партийного реагирования, а также мер партийного взыскания в отношении членов партии, дискредитирующих деятельность и наносящих ущерб репутации партии AMANAT.
Также, на мой взгляд, в настоящее время необходима более тесная координация действий Комитета и комиссий партийного контроля с другими общественными советами, созданными и действующими при партии. И эта работа уже начата.
— Спасибо, Павел Олегович, за интервью. Нам действительно важно держать наших читателей в курсе того, что делает партия, каковы результаты работы по налаживанию и расширению возможностей партийно-народного контроля.
— Спасибо и вам за интересные вопросы и искренний интерес. Надеюсь, что и впредь мы будем стараться держать в курсе нашей работы многочисленных читателей вашего издания. Ведь партийно-народный контроль становится неотъемлемой частью Нового Казахстана. И это очень здорово!
Миргуль Джилкишинова, Астана