С тех пор, как выросло поколение 90-х годов рождения, культурная жизнь страны заиграла новыми красками. Дети независимого Казахстана принесли с собой свежесть, креатив и смелость в самовыражении. Новая культурная волна захлестнула страну. Вместе с музыкантами и киношниками в авангарде оказались комики. Теперь стендап – неотъемлемая часть жизни всех крупных городов Казахстана. Да, такой жанр нередко отпугивает своей дерзостью, но эту волну уже не остановить. А потому попробуем разобраться с тем, что такое отечественный стендап.
Юмор как оружие
Истории успеха у молодых комиков примерно похожи. Часто – это КВН, затем споры с командой по поводу границ юмора, претензии родителей по типу “Найди уже нормальную работу!” и, наконец, сольное плавание. По признанию преподавателя ЕНУ Абая Женесова, он чувствует, что будто “выиграл войну”.
У родителей советский склад ума: я должен окончить университет, устроиться на работу, работать только по специальности и завести семью. Родители не принимали мою деятельность, особенно когда я пропадал ночами и был в разъездах. Но потом я начал профессионально заниматься стендапом и зарабатывать большие деньги. Тогда отец впервые одобрил мой род деятельности, но попросил не забывать, что я учусь на физика, – вспоминает он. – Мне интересно преподавать, но это вынужденная мера, потому что мне необходимо отработать грант. Вообще, преподавать в университете – идеальная работа для совмещения со стендапом. Занятия проходят утром, а выступления – вечером.
Стендап развивается столь стремительно, что еще пару лет назад комики могли еженедельно проводить мероприятия с бесплатным входом. А в качестве гостей сидели только друзья комиков и организаторов. Сами артисты ничего не зарабатывали. Сейчас же резиденты стендап-проектов могут зарабатывать больше, чем на основной работе. А если карьера складывается как надо, то можно и полностью уйти в творчество.
Кроме борьбы за любимое дело есть в жизни молодых комиков еще один источник стресса. Помните, как в “Смехопанораме” Евгений Петросян цитировал французского драматурга: “Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать”? Так вот, стендаперы сказали бы: “Если вы не посмеетесь надо мной, то я провалюсь сквозь землю”. Если несколько шуток подряд потерялись в тишине, то так можно и комплекс себе заработать. А поскольку выступления зачастую проходят в барах и ресторанах, то выступление легко может выйти из-под контроля.
Поэтому стендапер должен обладать стрессоустойчивостью, потому что на сцене может произойти что угодно. Нужно быть морально готовым к этому. Было много неудачных выступлений. Бывало, что на сцену выходили пьяные люди и вырывали микрофон. Один раз меня облил водой мужчина из-за темы шуток. На мероприятии женщина курила мне в лицо и хотела сказать тост, – делится Зарина Байболова.
Долой стыд!
Как гласит история, сто лет назад в СССР случилась культурная революция. Но дело не ограничилось лишь литературой или изобразительным искусством. В разгар НЭП появилось общество “Долой стыд!”, участники которого ходили по городам совершенно обнаженными. Стендап-культура имеет нечто общее с подобными проявлениями. Да, наши комики не дошли до того, чтобы выходить на сцену, в чем мать родила. Зато нередко можно увидеть обнаженную душу комика. Не осмелюсь привести конкретные примеры, но от откровений отдельных артистов хочется стереть себе память. Причем в ходе исповеди артист может очень болезненно реагировать на критику своего выступления. И тогда в процессе избавления от стыда можно и проблемы схлопотать. Например, в прошлом году стендапера из Алматы Анди Топалидиса арестовали на 10 суток за оскорбительные высказывания в адрес женщин. На одном из выступлений посетительница посчитала шутки комика сексистскими. Последовала перепалка с нецензурной бранью. После того, как видео попало в Интернет, полиция нашла комика. Несмотря на принесенные им извинения, суд назначил парню максимальное наказание по статье “Мелкое хулиганство”.
Невольно задаешься вопросом, а есть ли границы у юмора? По словам победителя Stand Up-фестиваля в Санкт-Петербурге Галыма Калиакбарова, есть темы, на которые хочется пошутить, но пока не получается.
Ты видишь, что люди кивают, но не смеются, и от этого некомфортно. Надо быть осторожнее с темами болезней, измен, бытового насилия. В зале могут оказаться люди, которые с этим столкнулись. Для комика важно не просто погрузить зрителя в этот фон и бросить там вместе с его флешбэками, а взять за руку, показать эту ситуацию, посмеяться над ней и таким образом ее разрушить. Смех – это терапия. Бывает, что шутка жесткая, люди начинают смеяться, а потом внезапно сами себя останавливают – стесняются или на них давят какие-то нормы. Мол, это плохо, нельзя шутить, но ты видишь, что смех был – это их первая реакция. Ты как будто достаешь внутренние чувства людей, которые они скрывают за маской порядочного человека. Для каждой темы нужно свое время и место, – объясняет он.
Ее зовут Махабрат
Говорят, что у женщин нет чувства юмора. Но как показывает стендап, это мнение перестает быть актуальным. Казахстанские девушки взялись за развитие жанра не менее воодушевленно, чем парни. Причем если последних в начале творческого пути родители уговаривали найти серьезную работу и “бросить свои шуточки”, то девушкам напоминают о семейных ценностях.
Сначала мама думала, что это глупо. Она говорила: “Тебе двадцать с лишним лет, надо детей рожать, семью заводить, а ты шутки шутить пытаешься”. Мама начала воспринимать занятие стендапом всерьез только, когда я заработала первые деньги, – вспоминает менеджер по продажам Аида Асаубаева.
Махаббат Сарсимбаева и вовсе решила обрубить канаты в погоне за мечтой.
В конце 2019 года решила переехать в Москву, чтобы окончательно заниматься стендапом: уволилась с работы и отдала диплом родителям. Там я полностью занималась юмором, но не знала, как можно монетизировать увлечение. Пробовала себя на кастинге “Открытого микрофона” на ТНТ, – вспоминает она.
По ее словам, не все верят, что девушки выступают со своими шутками.
Я сама готовлю материал, записываю то, что происходит в жизни. Почему-то многие думают, что девушкам кто-то пишет. Сейчас в ходе разговоров с друзьями могу придумать шутку и сразу записываю это в заметки, либо когда что-то внезапно придет в голову. Все уже к этому привыкли. Воспринимаю свою жизнь как материал для стендапа, – рассказывает она.
Причем женский юмор также строится на откровениях и комплексах. Махаббат как-то в выступлении говорила о том, что ей 25 лет, а у нее никогда не было парня.
Моя имя, скорее, переводится не как “Любовь”, а как “У меня никогда не будет отношений”. Парням в этом смысле проще, им легче подкатывать. А если мне кто-то понравился, я просто живу с этой информацией. Я не люблю ходить в клубы, потому что не умею танцевать, как девушки из клипов Фифтисент. Я, скорее, сама танцую, как Фифитисент, – рассказала она.
Может, поэтому девушка и получила прозвище Махабрат.
Смешные философы
Но не только ради смеха люди слушают комиков. Американский стендапер Крис Рок объяснил, почему многие люди смотрят стендап: раньше слушали философов, а сейчас о жизни размышляют стендаперы. И процесс написания материала может также доставлять творческие муки.
Это самый нудный и неинтересный процесс в моей жизни, когда ты сидишь перед ноутбуком с каменным лицом и печатаешь. У меня есть четкая структура того, как я пишу шутки: сначала объясняю какую-то тему, потом рассказываю проблему и свою позицию, прихожу к выводу. Получается цельный текст, и уже в него я внедряю шутки. Таким образом, не теряется нить повествования, моя позиция и проблема, – говорит Абай Женесов.
Зарина Байболова также говорит о ежедневной рутинной работе.
Все, что комик говорит со сцены, в основном правда. Поэтому 80% материала комик пишет сам. А оставшиеся 20% “добивает” с другими комиками. Материал обрабатывается практически каждый день. Пишешь шутки, проверяешь их вечером на сцене, снимая на видео, утром снова редактируешь материал. На хороший десятиминутный монолог уходит один-два месяца, – объясняет Зарина Байболова.
Менеджер по закупкам Мухамед Саудегеров говорит, что пришел к стендапу через книгу для сценаристов “Библия комедии” Джуди Картер.
Я тогда не знал, что в стендапе есть каноны, правила, техники и фишки. Я начал ее читать, потом пошел на открытый микрофон в SUN project, чтобы узнать, какой там уровень, – сказал он.
Всего за несколько лет стендап в нашей стране проделал большой путь. Во многих городах появились площадки, где постоянно выступают местные артисты. А самое большое событие состоялось в 2022 году. Так, прошлой осенью состоялся первый стендап-фестиваль в Казахстане Аlem Comedy Fest. Три дня комики со всего Казахстана и Центральной Азии выступали в барах, стендап-клубах, кинотеатрах и концертных залах по всему Алматы. Некоторые комики даже назвали ушедший год Годом стендапа в Казахстане.
Темирлан Куспаев, Астана