Купить водительские права в Казахстане станет сложнее

Илья Астахов

В "Правительстве для граждан" разработали новые схемы сдачи экзаменов на водительские права. Предполагается, что теперь отправить на экзамен подставного человека или купить водительское удостоверение станет сложнее. Подробнее читайте в материале Liter.kz.

Раньше сотрудники спецЦОНа принимали экзаменующихся по удостоверению личности. Сдать экзамен мог просто похожий человек. Теперь же такой трюк не сработает, потому что необходимо проходить новую биометрическую систему идентификации. Это исключает любую подмену. Теперь, чтобы сдать на права, нужно получить у оператора талон, пройти через систему сканирования лица и зайти в комнату для сдачи теоретического экзамена. Там установлены видеокамеры.

 

Фото Радмира Фахрутдинова

 

По словам председателя правления «Правительства для граждан» Адиля Кожихова, новая система полностью исключит возможность подлога. В самой системе выдачи прав и прохождения экзаменов много коррупционных рисков.

 

«Не так давно Багдат Мусин приходил сюда, проверял. Мы сами проводим такую работу, в формате тайного покупателя. Результаты работы мы покажем. В частности, работу по внедрению биометрии, обновленного оборудования автоматизированного автодрома», - сказал Кожихов.

 

Сотрудники "Правительства для граждан" проводили акции по "тайной покупке" водительских удостоверений. После выявления таких фактов, документы аннулировали, а коррумпированных сотрудников спецЦОНа увольняли.

 

«После того, как мы эту работу обновили, таких случаев не было. Но в целом, сейчас упал объем людей, которые приходят на теоретический и практический экзамен в СпецЦОНы. Сейчас в среднем в день около 10 человек получают права. Багдат Мусин выявил случай и мы сами выявляли (подделки водительского удостоверения – прим.ред.), отдельные материалы передавали в правоохранительные органы. Этих людей лишили прав. Целый список заявок мы аннулировали. Это постоянный процесс. Ну несколько десятков точно. Кого-то уволили, кто-то сам уволился, таких случаев очень много», - говорит Адиль Кожихов.

 

Эту же технологию биометрического сканирования в следующем году планируют внедрить и в практическом экзамене. Сканеры установят прямо в машины, чтобы точно исключить вероятность обмана.

 

Фото Радмира Фахрутдинова

 

Автоматические системы сдачи практического экзамена тоже изменили. Раньше в бамперах авто и по периметру тренировочного полигона стояли специальные датчики, которые улавливали движение и фиксировали нарушения. Однако, на их работу было много жалоб. Они не всегда правильно считывали движение машины и ее положение по отношению к дорожной разметке.

 

Фото Радмира Фахрутдинова

 

 

"Раньше были большие проблемы в том, что технологии были устаревшие, установленные пять-шесть лет назад. На каждый бампер устанавливался небольшой датчик. Плюс по всему автодрому тоже устанавливались тоже небольшие магнитные датчики, которые вкапывали в землю. То есть при небольшой аварии, даже если бампером кто-то задевает бордюр или порог, датчик выходит из строя, машина не работает. Чтобы ее восстановить, нужно вызывать специалиста, настраивать, это может затянуться на неделю. Второй момент, когда чистили автодром, так как датчики вкопаны в землю, могли лопатой задеть и так далее. Из-за всех этих моментов система не работала эффективно. Даже если человек проезжал с нарушением, система могла его пропустить", - сказал управляющий директор по сервису "Правительства для граждан" Бахтияр Мухаметкалиев.

 

 

Фото Радмира Фахрутдинова

 

Как пояснил Мухаметкалиев, со старой системой экзамен сдавали 50% людей, с новой - всего 10-25. Технологии обновили, датчик в машину теперь ставится только один. Спутник отслеживает точный GPS-сигнал.

Такие технологии будут внедрять во всех крупных городах Казахстана.

Поделиться