Кыргызстан не будет выходить из ЕАЭС из-за разногласий с Казахстаном. Об этом сообщил замминистра экономики соседней страны Эльдар Алишеров. Более того, он уточнил, что Кыргызстан готов принять ряд условий казахстанской стороны, передает Atameken Business.
https://www.youtube.com/watch?v=HuNqVTMndxk&feature=youtu.be
Действительно, градус напряжения между двумя республиками в торговых вопросах пошел на спад. Во-первых, заместитель министра экономики Кыргызстана опроверг информацию о возможном выходе страны из состава ЕАЭС из-за разногласий с Казахстаном. Эльдар Алишеров сообщил, что заявления были неверно интерпретированы и подобные угрозы с их стороны не звучали. А две недели назад представители их экономического ведомства провели видеопереговоры с отечественным министерством торговли и комитетом госдоходов. В итоге рабочие группы договорились разработать механизмы для урегулирования сложившейся ситуации. Среди них – маркировка товаров, создание дорожной транзитной карты и построение цифрового транспортного коридора. Кроме того, Кыргызстан заявил о готовности внедрения навигационных пломб, то есть систем слежения за передвижением грузовых транспортов для решения проблемы лжетранзита. Не остался без внимания и вопрос неуплаты налогов.
«Допустим, погранконтроль совместно работает с вашими налоговиками. Предоставляет информацию, что такая-то машина заехала в Казахстан, сказала, что едет в Россию, но в Российскую Федерацию не выехала. Все. По номерам машины ее поймали и оштрафовали. Вот так со лжетранзитом можно решить вопрос. По поводу того, что у вас налогоплательщики не хотят регистрироваться и платить налоги - эта проблема и у нас есть. Это в любой стране, особенно, в постсоветском пространстве. Мы сказали, давайте попробуем пилот «пломб». Хотя мы у себя ловим таких нерадивых налогоплательщиков, которые привозят товар и не регистрируют, чтобы не платить. Только мы это делаем не на границе, а другими инструментами посредством счет-фактур, фискальных чеков», - сказал заместитель министра экономики Кыргызстана Эльдар Алишеров.
По мнению заместителя министра, ужесточение проверок на границе в отношении предпринимателей стран-участниц ЕАЭС нарушает принцип свободы передвижения товаров. Но, поскольку казахстанская сторона выступила инициатором разработки электронных систем и Кыргызстан ответил согласием, Алишеров уточнил, что теперь их сторона в ожидании ответа.
«Теперь ждем, они («казахстанская сторона» – прим. ред.) сказали, с этой компанией поговорят, дадут нам ответ. Мы ждем. Мы готовы принять все условия в рамках перевозки грузов, но это не должно быть так, что только Кыргызстан это делает. Давайте пилот проведем в течение месяца-двух, как вам удобно. Вы устанавливаете, и мы смотрим, что происходит. И все видят. Всем странам ЕАЭС покажем эффективность этой работы», - сказал он.
Ранее государства обменялись взаимными упреками. Кыргызстан направил жалобу в ВТО, заявив об ужесточении мер пропуска грузового транспорта и досмотра товаров. Казахстан же ответил, что подобные мероприятия проводятся в отношении всех стран-участниц ЕАЭС. Но недостаточное администрирование с кыргызской стороны приводит к потерям бюджета от неуплаты НДС и таможенных пошлин. Например, в 2019-ом было зарегистрировано более 2,5 тысяч фактов ввоза товара фиктивным резидентам Казахстана и при этом НДС кыргызские предприниматели не оплатили. Сейчас казахстанские министерства торговли и финансов от комментариев воздерживаются. Сторона Казахстана также рассматривает способы разрешения имеющихся проблем.
В начале 2020 года кыргызская сторона пожаловалась в ВТО на незаконные проверки и массовое скопление грузовых автомашин на границе с Казахстаном.
В ответ на это Комитет госдоходов Казахстана пояснил: проверки связаны с тем, что в товаросопроводительных документах автоперевозчиков, следующих из Кыргызстана в Казахстан и Россию цены на перевозимые товары многократно занижаются. За 2019 год с кыргызской стороны по товаросопроводительным документам, оформленным в адрес фиктивных резидентов Казахстана, проследовало более 2,6 тысячи грузовых автомашин.
Кроме того, в Казахстан ввезены товары, заявленные в документах как транзит в Россию, на более 4,8 тысяч грузовых автомашин, которые оседали в Казахстане без уплаты НДС.
Подробнее о том, с чем казахстанская сторона связывает скопление автомашин на границе с Кыргызстаном, можно прочитать здесь.