Логика транзита и «Семь столпов государственности» Елбасы

Редакция "Литер"

23 ноября 2021 года ознаменовалось очередной политической новацией от Лидера Нации. Во время расширенного заседания политсовета правящей партии Nur Otan, лидер партии в течение двух десятков лет, Нурсултан Абишевич Назарбаев, выступил с фундаментальными инициативами, меняющими политическую конфигурацию народа в эпоху перемен.

Закономерными шагами Лидера Нации после 19 марта 2019 года, когда Нурсултан Абишевич оставил пост президента Казахстана, являются постепенная передача своих властных полномочий в различных ключевых сферах влияния в стране действующему Главе государства.

Так, прежде 28 апреля 2021 на XXIX сессии Ассамблеи народа Казахстана Лидер Нации высказался в пользу передачи должности Председателя Ассамблеи Народа Казахстана президенту страны Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву. Теперь следующим поступательным шагом в направлении эволюционного политического транзита стала инициатива руководителя правящей партии Nur Otan о передаче лидерства в этой главной политической силе страны действующему Главе государства.

По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, это весомый и продуманный шаг Елбасы, позволяющий Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву не только усилить собственный политический вес, но и обрести действенный инструмент политического влияния и проектирования партийно-политического поля Республики Казахстан.

Знаковой на заседании Политсовета партии Nur Otan стала презентация ценностных основ национального строительства Казахстана, представленная Лидером Нации в виде Концепции «Семь столпов Государственности». Надо сказать, что этот короткий, но яркий документ представляет стратегическое видение и итог философских размышлений Елбасы об основополагающих принципах развития нашей страны.

Ранее данное концептуальное предложение было апробировано в целом ряде публицистических работ Лидера Нации, таких, как «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания», «Семь граней Великой Степи», «Социальная модернизация: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» и других. Нынешние «Семь столпов Государственности» являются квинтэссенцией политических взглядов Елбасы.

Говоря о феномене Нурсултана Назарбаева, следует отметить, что это выдающийся политический деятель мирового значения, который является основателем современного независимого Казахстана, сумевший обеспечить единство и целостность страны, защиту конституционного строя, поступательное реформирование экономической системы страны на рельсы эффективного рыночного регулирования.

В своей деятельности на посту президента и уже после сложения своих полномочий, Нурсултан Абишевич проявил себя прозорливым и инициативным лидером, способным «опережать время и события», обладающим политической интуицией, позволяющей своевременно упреждать кризисные ситуации и находить оптимальные решения.

Его лидерство и широкий политический кругозор позволили создать в Казахстане прецедент эволюционного и управляемого политического транзита. Предложенная им модель трансформации власти впитала в себя как национальные политические традиции, так и совокупный международный опыт.

Не секрет, что целый ряд государств мира в период кардинальных изменений в своих странах «спотыкались» именно на вопросах передачи власти. В итоге происходили серьезные социально-политические коллизии, отбрасывавшие государства на десятилетия назад, а то и вовсе лишавшие их устойчивой и стабильной государственности. Казахстан в этом ряду является исключением, продемонстрировав модель постепенной передачи полномочий от лидера-основателя страны к новоизбранному Главе государства, удостоверяясь шаг за шагом в правильности выбранной кандидатуры и политического курса.

При этом центральной идеей такой модели является сохранение независимости государства и стабильности общественных отношений, устойчивости политических институтов и постепенной модернизации сознания людей.

Реформаторский дух Первого Президента Казахстана проявился за 30 лет практически во всех сферах жизни суверенной страны, с первых шагов принятых судьбоносных решений по юридическому оформлению независимости, делимитации и демаркации государственных границ, миролюбивому и безъядерному статусу государства, переносу столицы государства. Фундаментальным принципом национального строительства, формирования социально ответственного государства стала реализация принципа межэтнического мира и согласия. В результате страна достигла конкретных результатов, войдя в число 50-ти наиболее развитых стран мира и ставя еще более амбициозную задачу вхождения в тридцатку ведущих государств.

В мировой истории есть достаточно красноречивые примеры того, как политико-экономический успех государств был обусловлен долгосрочным лидерством правящих партий. В Казахстане такой партией стала партия Nur Otan. Логика политической модернизации в разных странах подтверждает, что для становления сильного государства и развитого гражданского общества необходимо 40-50 лет стабильного движения страны вперед. Такое долгосрочное лидерство правящих политических партий во многих странах было условием успеха и социально-экономического роста. Таковы примеры  Швеции, Японии, Сингапура, Малайзии и КНР. В этой связи, политический опыт и успех партии Nur Otan в течение более 20 лет в проведении эволюционных и последовательных реформ по повышению благосостояния казахстанцев и укреплению национального суверенитета вполне логичен и закономерен.

Символично, что в год 30-летия независимости Елбасы обобщает свой политический опыт и стратегическое видение процесса нациеобразования в единую концепцию «Семь столпов государственности», отражающую политические взгляды Лидера Нации и незыблемые ценности Независимости. Эти ценности аккумулируют в себе исторический и современный опыт государственного и национального строительства, которые вобрали в себя прошлое и настоящее, определили контуры и логику развития будущего.

Таким образом, концепция «Семь столпов Государственности» - это политико-философское осмысление и обобщение политической теории и практики Елбасы. В ней сосредоточены как передовой международный опыт, так и исконные национально-культурные традиции нашего народа. В ней просматривается опыт политико-идеологического проектирования многих развитых стран мира. К примеру, известная из политической истории Турецкой республики кемалистская доктрина «шести стрел» (национализм, республика, народность, светскость, госрегулирование, революция), воплотившаяся в программе Республиканской народной партии Турции. Сегодня долгосрочная реализация идей кемализма заложена в официальном тексте присяги президента этой страны. В США идеи отцов-основателей, изложенные в «Записках Федералиста», послужили основой стратегического курса США в XIX веке. Так, перед каждым открытием сессии конгресса зачитывается обращение Джорджа Вашингтона к народу страны.

Становление адекватной политической концепции развития страны невозможно без опоры на национальные историко-культурные традиции собственного народа, отражающие роль и деяния выдающихся правителей казахов через заветы, оставленные в памяти народа: «Есім ханның ескі жолы» (Исконный путь Есим хана, т.е. приверженный устоявшейся степной традиции предков), «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый Путь Касым хана, т.е. обращенный к обновлению), Тәуке ханның «Жеті жарғысы» («Семь установлений» хана Тауке), «Абылайдың ақ жолы» (Справедливый Путь Абылая).

Полагаем, что «Семь столпов государственности» Лидера Нации по своему историческому и идеологическому значению для нашего независимого современного государства стоят в одном ряду с глубокими этико-правовыми кодами-посланиями своим потомкам выдающихся деятелей Великой Степи. Ценности, предложенные Нурсултаном Абишевичем в качестве оснований и опор государственности, безусловно, своими корнями уходят не только в седую древность и нашу национальную историю, но и аккумулируют в себе общечеловеческие этико-нравственные ориентиры. Это фундаментальный документ, отражающий незыблемые ценности Независимости любого государства.

Елбасы предлагает Свод принципов, дающих для будущих поколений емкую и абсолютно обоснованную с точки зрения логики национальной истории, формулу силы и лидерства суверенного Казахстана. Без преувеличения можно сказать, что в нем заложены духовные основания и принципы  национальной идеологии. Среди провозглашаемых Лидером Нации ценностей и принципов, следующие:

Первое. Независимая государственность нашего народа как воплощение мечты и устремлений, смысла существования Казахстана как равноправного члена мирового сообщества равных народов.

Второе. Защита целостности страны и неприкосновенности родной земли как сакрального символа, объединяющего начала и корневого основания государства.

Третье. Безусловное согласие народа, объединяющего представителей разных этнических групп, культур, конфессиональной и сословной принадлежности, пола и возраста. Устремленность к изучению и глубокое знание государственного языка и культурно-цивилизационного кода нации, консолидирующего общество, передающееся из поколения в поколение, обеспечивающего идентичность и сплоченность нашего народа.

Четвертое. Опора на семейные ценности и национальные традиции, представляющие духовно-нравственную основу и крепость уз каждого человека, его привязанность к изначальному родовому началу, родному очагу и неразрывность его судьбы с судьбой взрастившей его Родины.

Пятое. Знание, любовь и почитание национальной культуры как моральной основы развития общества, формирующие на ее основе крепкий и ответственный национальный социальный капитал страны.

Шестое. Способом достижения национального успеха являются глубокие знания и честный труд - ключевые условия прогресса, способного менять жизнь людей, определять будущее каждого гражданина, семьи, аула, города, региона и всей  страны.

Седьмое. В условиях международной турбулентности и конкуренции стран между собой, внедрение в сознание нашего народа принципов прагматичной, рациональной оценки собственных сил и возможностей, выработки разумной и рачительной стратегии использования национальных богатств и ресурсов развития, опоры на собственные силы в достижении своих амбициозных целей является несомненно выверенным курсом обеспечения нашей независимости и пополнения функциональной силы государства.

Таким образом, обобщая сказанное, можно сказать, что «Семь столпов государственности» является настоящим и перспективным идеологическим ориентиром консолидации национального духа, уверенности и стабильности отношений казахстанцев друг к другу, важной консолидирующей основой всех политических сил сейчас и в будущем. Гарантом реализации и осмысленности данного пути является опыт «ответственного лидерства», продемонстрированного страной за прошедшие 30 лет современного суверенного развития. На деле эти безусловные достижения Эпохи Независимости Казахстана были обеспечены фактором успешной реализации «Модели Назарбаева» в нашей стране.

Айдар Амребаев, директор Центра политических исследований ИФПР КН МОН РК

Новости партнеров