На сцене театра "Астана Балет" состоится показ последнего шедевра выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа "Роман бутона розы и мотылька" на музыку итальянского композитора Рикардо Дриго. В балете примут участие воспитанники Казахской национальной академии хореографии. Мероприятие состоится при поддержке Министерства культуры и спорта РК.
Мариус Петипа — французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог. Родился в 1818 году в Марселе в семье артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Поэтому и любовь к творчеству у Мариуса Петипа возникла еще в детстве. Сестра его, как и мать, тоже работала актрисой. В свою очередь старший брат Мариуса — Люсьен Петипа — был известным танцовщиком, балетмейстером и премьером Парижской оперы, а также служил директором Французской оперы. Разумеется, в будущем Мариус Петипа продолжил окружать себя людьми искусства — обе его супруги были актрисами Императорских театров.
Петипа учился балетному искусству у отца, а также брал уроки у французского хореографа Огюста Вестриса. Впервые на сцене Мариус Петипа выступил, когда ему было всего девять лет, в балете Жана-Антуана Петипа "Танцемания". Вообще, юный артист часто гастролировал со своим папой, выступая не только во Франции, но и за рубежом. Например, в Испании и США.
В 1847 году Мариус Петипа по приглашению российских властей приехал в Санкт-Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого театра. Со временем он окончательно обосновался в России, работая сначала солистом балета и педагогом, а позже став главным балетмейстером театра. В 1894 году получил российское подданство.
К слову, в России балетмейстеру пришлось обзавестись отчеством — он выбрал незатейливое "Иванович". Так французу, приехавшему покорять Северную столицу, было легче адаптироваться к местной культуре.
На самом деле изначально в Россию должен был приехать не Мариус Петипа, а его старший брат. Дирекция Императорских театров хотела нанять хорошего классического танцовщика, будущего партнера прима-балерины Елены Андреяновой. Переговоры вели с Люсьеном Петипа, однако он порекомендовал вместо себя младшего брата. Прошение удовлетворили, и таким образом Мариус Петипа оказался в Петербурге.
Кстати, французскому балетмейстеру довелось работать аж при четырех императорах! При Николае I, Александре II, Александре III и Николае II. Между прочим, он сразу понравился Николаю I. Первой постановкой Мариуса Петипа в России был романтический балет "Пахита". Через неделю после премьеры спектакля Петипа получил от Николая І подарок — перстень с рубинами и восемнадцатью бриллиантами.
Последней работой балетмейстера стал балет "Роман бутона розы и мотылька" для Эрмитажного театра. Мариус Петипа создал его в начале ХХ столетия, однако спектакль так и не увидел профессиональной сцены при жизни хореографа. Лишь век спустя состоялась его мировая премьера — на сцене театра "Астана Балет". В 2021 году Казахская национальная академия хореографии подарила столичным зрителям этот маленький шедевр о любви.
Это последнее творение Мариуса Петипа, которое так и не было поставлено на сценах больших театров, но память о нем сохранилась. И вот спустя столетие благодаря усилиям талантливых хореографов и юных артистов мы воссоздали этот спектакль. Для нас премьера балета, которая состоялась в 2021 году, является исторически важной вехой, поскольку отныне этот маленький шедевр станет нашей визитной карточкой. "Роман бутона розы и мотылька" — бесценный дар учащихся Академии хореографии своей стране, — подчеркнула художественный руководитель академии Алтынай Асылмуратова.
А ведь этот спектакль поистине уникален. Либретто балета воссоздано выдающимся хореографом Василием Медведевым и либреттистом Яной Темиз на основе оригинального произведения русского режиссера и сценариста Ивана Всеволожского. Хореография балета была практически утеряна, поэтому Василию Медведеву пришлось создавать ее заново — специально для казахстанской постановки. Автором оркестровой партитуры выступил музыкант и аранжировщик Даулет Шакиров. Костюмы к балету созданы по мотивам оригинальных эскизов Императорских театров художницей Натальей Протасовой.
Хореографию нужно было создавать заново, основываясь на лучших традициях петербургской школы и наследии великого Петипа. В этом балете я старался показать все формы классического танца. Мне хотелось, чтобы балет получился красивым, динамичным и современным — в хорошем смысле этого слова. Петипа тоже вряд ли стал бы ставить какой-либо балет так же, как это делали за сто с лишним лет до него, поскольку искусство развивается, это живой и непрерывный процесс, — поделился деталями хореограф-постановщик Василий Медведев.
Каждый показ балета "Роман бутона розы и мотылька" сопровождается восторженными отзывами и бурными овациями. Блестящая техника исполнения, дополненная эмоциональной составляющей, позволяет артистам создавать на сцене яркие и незабываемые образы.
На самом деле у постановки не слишком сложный сюжет. Поэтому "Роман бутона розы и мотылька" больше напоминает наполненный танцами дивертисмент. В нем можно увидеть черты и других произведений Мариуса Петипа. Например, танцующие цветы и мотыльки также появлялись в балете "Пробуждение Флоры".
Однако, несмотря на то, что интрига в "Романе бутона розы и мотылька" достаточно проста, в нем все же есть впечатляющая драматическая кульминация, и, конечно же, счастливая развязка. В некотором смысле эта постановка завершает череду многочисленных балетов Мариуса Петипа, которые объединяются общими темами природы и торжества добра над злом.
Восстановление забытых балетов — совершенно уникальный опыт для хореографа. "Роман бутона розы и мотылька" — это пример сохранения творческого наследия великого русского хореографа, его переосмысления в духе неоклассики и, безусловно, вклад в развитие мирового балетного искусства, — добавил ассистент хореографа-постановщика Станислав Фечо.
Посмотреть легендарный спектакль "Роман бутона розы и мотылька" и насладиться очаровательными танцами цветов и бабочек можно в театре "Астана Балет" 21 и 22 апреля.
Диана Тысымбаева, Астана