Почему манипуляция информации становится опасным инструментом влияния, и как с ней справляться.
Сегодня информация — это не просто средство коммуникации, но и мощное оружие влияния. Манипуляция в СМИ и соцсетях стала настолько изощренной, что порой сложно отличить факты от намеренного искажения. Президент международного фонда защиты свободы слова “Әділ сөз” Карла Джаманкулова в беседе с корреспондентом Liter.kz рассказала, как отличить манипуляцию от пропаганды и какие формы этого явления наиболее распространены в современном медиапространстве.
– Карла, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью. Вы, как никто другой, знаете, что манипуляция в СМИ и соцсетях – один из острых и наболевших вопросов. Как вы определяете манипуляцию в информации, и какие формы ее наиболее распространены сегодня?
– Здравствуйте! Стоит отметить, что манипуляция в информации — это целенаправленное искажение или представление данных таким образом, чтобы повлиять на восприятие или действия аудитории. Мы должны отличать манипуляцию от пропаганды, когда такие действия носят особенно губительный характер.
Также, заимствуя из английского языка, мы различаем мизинформацию, неверные данные, распространяемые без злого умысла, от дезинформации, то есть ложных сведений, распространяемых преднамеренно и с особым умыслом.
К сожалению, манипулятивная информация стала частью ежедневной практики недобросовестной журналистики, как кликбейтные заголовки, или, контекстная манипуляция, когда факты берут вне контекста, и тогда их интерпретация искажается. Самым ярким примером последнего можно назвать так называемое “дело Лизы”, когда новости в Германии о пропаже и насилии над девушкой Лизой подавались умышленно в одном материале в контексте растущего числа сирийских мигрантов в квартале проживания девушки. Несмотря на то, что информация о росте мигрантов была фактически верной, но в контексте материала, это приводило читателя к неверным заключениям, будто виновниками ситуации являются именно беженцы.
– Как современные технологии, такие как искусственный интеллект и алгоритмы соцсетей, способствуют распространению манипулятивной информации?
– Я не сторонник обвинять во всех бедах только новые технологии. Но определенные опасения имеют право быть в связи с тем, что искусственный интеллект и алгоритмы соцсетей усиливают распространение манипулятивной информации за счет персонализации контента или создание аккаунтов, без указания его синтетического происхождения, используя глубокие фейки ИИ. В принципе, профайлинг активного пользователя сегодня позволяет вычислить с высокой вероятностью личные предпочтения, политические взгляды и даже предугадывать, как бы нам казалось, очень личный выбор, как, например, партнера. Не забывайте, что ИИ на каком-то этапе “тренируют” люди, которые непредумышленно могут “заразить” субъективными взглядами. И даже самообучающиеся программы оперируют с данными из интернета, которые могут быть предвзятыми.
– Почему манипуляции так эффективно воздействуют на людей и какие психологические приемы чаще всего используются?
– “Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!”. Вы правы, что наша уязвимость против манипулятивной информации крепко связана с тем, как устроен наш мозг. Психоэмоциональные и когнитивные способности человека, то как мы обрабатываем информацию, а также те самые short-cuts, “короткие тропинки”, которые создает наш мозг для экономии времени или энергии, могут привести к необъективному восприятию ситуации. Особенно часто это происходит, если информация нам кажется “периферийной”, то есть малозначимой. Мы не станем тратить время на ее проверку. К сожалению, накопленная искаженная информация может привести к созданию неверных убеждений, то есть тех самых “коротких тропинок” для ума, когда он прыгает от полученного сигнала сразу к заключениям, обходя критическую оценку. Апелляция к эмоциям еще больше усилит эффект подтверждения. Из-за лени мозга, мы часто доверимся мнению авторитетного источника. Вообще существует огромное количество исследований в этом направлении, начиная от лауреата Нобелевской премии Амоса Тверски или менее известной в широких кругах, но не менее влиятельной Элизабет Ноэль-Нойман. Ее “спираль молчания” очень удачно объясняет, как неверные предубеждения обретают статус-кво и трудно преодолимы меньшинством.
– Какие шаги вы порекомендуете для защиты себя и своих близких от воздействия манипулятивной информации?
– Думать, думать и еще раз думать. Один из популяризаторов критического мышления Адам Грант так и просит взять в привычку подумать дважды. Всегда надо проверять источник информации. Если информация влияет на принятие ваших решений – проверьте факты. Если проверить информацию в строгом смысле невозможно, попробуйте найти альтернативные источники. Всегда отслеживайте свое эмоциональное состояние – знайте себя и свои эмоции. Это поможет использовать их во благо, а не вводить вас в заблуждение.
– Как уровень медиаграмотности влияет на уязвимость к манипуляциям и что можно сделать для его повышения?
– Влияет, конечно. Чем выше когнитивные способности, тем ниже риски.
– Должны ли платформы и СМИ нести ответственность за распространение манипулятивной информации? Как это должно быть организовано?
– Умышленное введение в заблуждение наказуемо законом. Это даже не стоить обсуждать. Но есть случаи неумышленного искажения информации. Создание независимых комитетов этики поможет сохранить редакторскую независимость и при этом снизить риски для аудитории. Что касается социальных платформ, то там требуется регулирование на уровне международных законов, улучшение алгоритмов и большая прозрачность работы платформ. Это жизненно важно для таких стран, как Казахстан.
– Какие ресурсы или практические советы вы можете порекомендовать для лучшего понимания и защиты от манипуляций?
– Проблема всех проектов по медийной грамотности, что на такие программы и курсы по критическому мышлению обычно приходят люди, уже стремящиеся смотреть на мир объективно. К сожалению, те, кто нуждается в таких курсах, ими даже не интересуются. Поэтому, мой главный совет не будет связан с инструментами – вы их можете легко найти, а, скорее, будет призывом к согражданам делиться своими навыками и знаниями со своим окружением.