Матчество, или матроним, дается человеку вместо отчества и образуется от имени матери. Совсем недавно в Кыргызстане государственная регистрационная служба подала в суд на мать-одиночку, которая записала троих детей на свою фамилию и дала им матчество вместо традиционного отчества. Она посчитала, что раз отцы детей не участвуют в их жизни, то их имена не должны значиться в свидетельствах о рождении. Ситуация вызвала большой общественный резонанс: кто-то посчитал поступок кыргызстанки абсурдным, а кто-то выступил в ее поддержку. Редакция Liter.kz решила узнать у казахстанцев, что они думают о матчестве, актуально ли это сегодня. Также свое мнение выразили феминистки и профеминисты Нур-Султана и Алматы.
Что такое матчество?
Матчество, или матроним, является частью имени человека. Оно дается по аналогии с отчеством, но образовано от имени матери, например Айгулевич, Зифовна, Натальевич.
Многие считают, что матронимы придумали совсем недавно феминистки и матери-одиночки, однако это совсем не так. О матчестве говорили еще в древние времена в странах Скандинавии: к примеру, в XI веке Данией правил король Свен Эстридсен, названный в честь своей матери – принцессы Эстрид Свенсдоттер.
В испаноязычных странах ребенку по сей день при рождении бывает присваивают двойную фамилию – по фамилиям отца и матери, соответственно. В Великобритании известны фамилии, в прошлом образованные от женских имен.
Закон и матчество в Казахстане
В Казахстане ребенку в основном присваивается отчество. Практика давать ребенку не отчество, а матчество в законодательстве не закреплена. В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Кодекса РК о браке (супружестве) и семье отчество по желанию родителей или других законных представителей присваивается по имени лица, указанного его отцом. В случае, если у отца два имени, отчество ребенку присваивается по одному из имен либо в слитном написании обоих имен отца. Отчество ребенка изменяется только при перемене имени его отца. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка.
Если оба родителя ребенка неизвестны, фамилию, имя и отчество ребенку присваивает орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, медицинские или другие организации, в ведении которых функции по защите прав ребенка по месту его нахождения.
О матчестве в законах Казахстана нет и слова. Подробнее с ним вы можете ознакомиться здесь.
Феминистки и профеминисты Казахстана о матчестве
Соосновательница Казахстанской феминистской инициативы "Феминита", докторка социальных наук Жанар Секербаева поддерживает кыргызстанскую мать-одиночку Алтын Капалову, которая записала троих детей на свою фамилию и дала им матчество вместо традиционного отчества.
"Я полностью поддерживаю Алтын Капалову. Я знаю ее как художницу, активистку, как одну из тех, кто приезжает в очень отдаленные районы Кыргызстана и проводит выставки и презентации детских книг. Она большая просветительница. Я полностью ее поддерживаю в решении дать своим детям матчество, потому что отец никакого участия в воспитании детей не принимал и не принимает. Ее решение я считаю абсолютно понятным", - отметила Секербаева.
Соосновательница Казахстанской феминистской инициативы считает, что практика присвоения матронимов должна распространиться во всем мире, в том числе в Казахстане.
"То, что делают в ЗАГС, и что прописано в Законе, несправедливо. Несправедливо, когда ЗАГС вдруг решает не присваивать матчество или ставит прочерк одиноким матерям. Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка было матчество, необходимо подавать судебные иски, создавать практику, когда женщины не соглашаются с решением ЗАГС. Как этого добиваться? Превращать в случаи, которые повторяются. Я думаю, что Алтын Капалова подала пример. Наверняка есть и другие женщины, которые поступили также, просто они не столь публичные. Я думаю, что эту информацию, можно доносить информационно. Тогда женщины могли бы понять, что свои права можно отстоять", - сказал она.
Секербаева заявила, что Казахстанская феминистская инициатива "Феминита" готова помочь женщинам, которые хотят дать ребенку свою фамилию или матчество. Они готовы найти юриста и предоставить консультацию. Контакты для связи можно найти здесь.
Сама феминистка Жанар Секербаева своим детям дала бы матчество.
"Если бы у меня были дети, я бы также им присвоила матчество, потому что мне кажется, что огромную роль в воспитании, образовании, в становлении человека личностью играет именно мать. Неважно, этих детей я бы сама родила или удочерила или усыновила. Я обязательно дала бы им матчество. Не то чтобы мне важно, чтобы они носили и помнили имя Жанар. Мне кажется, это прекрасная традиция, в том числе восходящая к тюркским народам и племенам, когда в почете и в очень большом уважении находились женщины. Если мы все кричим о возврате к историческим ценностям, почему-то эта пропускается мимо. Давайте вернем ее", - заявила она.
Феминистка, активистка инициативной группы "КазФем" из Алматы Эйри Асиева тоже выступила в поддержку матчества.
"Где-то год назад я поняла, что в будущем — достаточно далеком и неясном — могу захотеть детей. И с этого момента меня начало напрягать, что ребенок на уровне языка "принадлежит" мужчине, то есть носит его фамилию и отчество. Мать, которая создает жизнь, а она буквально создает жизнь ресурсами своего организма, изъята на уровне языка и культуры, отстранена от ребенка, которого создала и взрастила. Даже если ты захочешь поменять фамилию ребенка на свою, это будет фамилия твоего отца или деда, образованная от имени мужчины-родственника", - заметила Асиева.
Эйри Асиева считает, что у казахстанок должна быть возможность дать своему ребенку матчество, так как женщины не только рожают детей, но и часто являются единственными воспитательницами и родителем, который обеспечивает нужды. Опция дать ребенку свое имя должна быть, считает феминистка.
Собственное мнение о матчестве и воспитании двух дочерей высказал профеминист Марат Раимханов. Он отметил, что с точки зрения феминизма исключительное право мужчин давать детям свое имя является очевидным пережитком патриархата и задокументированным проявлением патрилинейности. В настоящее время нет абсолютно никаких логических обоснований этому феномену, исторически восходящему к ныне анахроничным традициям, считает Раимханов.
"Феминизм и возник в свое время как борьба женщин против патриархальных традиций, которые, к примеру, запрещали им участвовать в общественно-политической жизни, иметь право на свободу выбора партнера в браке, на собственность, труд и равную его оплату, на телесную неприкосновенность, избирательные права. И если женщины - и участницы движения суфражисток начала XX века и активистки фемдвижений века современного - постепенно отстояли все эти права, доказав полную несостоятельность патриархальных ограничений, то почему сейчас государство и общество отказывают им в том, чтобы дать свое имя своим же детям?" - недоумевает профеминист.
Как либерал и профеминист Марат Раимханов поддерживает решение кыргызстанской матери-одиночки Алтын Капаловой дать свою фамилию и матчество детям. В разговоре с корреспондентом Liter.kz казахстанец сказал, что верит в то, что человек вне зависимости от гендерной самоидентификации, должен иметь свободу выбора в любом вопросе.
"Отчество и матчество – это социальные конструкты, не физико-биологическая данность, поэтому мы вольны менять эти конструкты так, как считаем нужным. Часто наши личные намерения сталкиваются с общественным порицанием или законодательными барьерами. К примеру, Алтын судится с Государственной регистрационной службой Кыргызстана за право дать своим детям матчество. И еще неизвестно, победит здравый смысл или диктат формализма", - заметил он.
Что касается законодательства Казахстана, где говорится только об отчестве, но и слова нет о матронимах, Марат Раимханов считает это ущемлением прав матери.
"Ставить в графе «отчество» прочерк, при этом отрицая право женщины указать там свое имя, это не просто несправедливость, а еще и завуалированное издевательство - или отец, или никто. Думаю, если будут прецеденты, если активная часть общества обратит внимание на этот перекос, то вполне возможно внести прогрессивные изменения в закон. Если существует потребность, она должна быть официальна отражена в соответствующем законодательстве. Казахстан, согласно Конституции, утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, включая свободу женщин давать свое имя детям", - сказал он.
Сам профеминист с удовольствием носил бы имя своей мамы – Кульзияулы. При этом у Марата Раимханова есть две дочери, и, если они захотят поменять отчество на матчество, любящий отец не будет против.
"Я бы с удовольствием носил имя своей мамы – Kulziyauly. Именно благодаря ей, ее воспитанию и поддержке я стал тем, кто я есть. И, если я решу это сделать, то должен иметь полное право. Если же моя жена поднимет вопрос о матчестве наших дочерей, я всегда готов его обсудить, потому что в нашей семье мы привыкли к равноправному конструктивному диалогу. Если мои дети захотят поменять отчество на матчество, и это сделает их счастливыми, я только поддержу такое решение. Потому что воспитываю их в духе уважения личной свободы, а свобода для меня – это наивысшая ценность", - резюмировал казахстанец.
Что думают казахстанцы о матчестве?
Помимо экспертов в области феминизма, мы решили опросить казахстанцев через социальные сети, задав им простой вопрос: "Что вы думаете о матчестве?". Опрос был опубликован лишь в трех группах в Facebook. Результаты следующие:
группа "Астана, хочу похвалить/пожаловаться" - 327 комментариев, 14 репостов;
группа "Алматы, хочу похвалить/пожаловаться" - 136 комментариев, 2 репоста;
группа "Новости Казахстана" - 675 комментариев, 17 репостов.
Бурная дискуссия о необходимости введения матчества в Казахстане и в целом матронимов показала, что казахстанцам тема не просто интересна - она актуальна. Liter.kz изучил все 1 138 комментариев и выявил, что мнения наших граждан очень отличаются. Самые яркие мы хотели бы отразить в нашем материале.
"Как звучать будет? Гульжановна, Жаннович, Айгүлқызы, Алмаұлы?", - недоумевает астанчанка Арнагуль Омарбаева.
Были и те, кто подумал, что смена отчества на матчество может привести к буллингу детей в школах.
"Вам детей не жалко? Над ними же в школах будут издеваться, дети очень жестокие же. Максим Светланович, Амантай Гульсарович? Как вы это себе представляете? Лучше уж просто фамилия без отчества. Для казахов тем более такие варианты есть. Но матчество это, конечно, идиотизм", - поделился своим мнением Сакен Шинтасов.
Матчество, по мнению астанчанки по имени Нурганым, является клеймом на лбу ребенка - «безотцовщина», «незаконнорожденный».
"Я, как вспомню, как над моим сложным для произношения детьми именем издевались (имя комментатора Нурганым - прим. ред.)... Как я хотела его поменять и постоянно устраивала родителям скандалы со слезами. До подросткового возраста все дети как могли коверкали мое имя. В подростковом возрасте уже издевались: "Как как тебя зовут? Что? Переименуйся иди!". К 16 годам уже полюбила свое необычное имя. Автор, а вы предлагаете ввести матчество ("для пояснения, автор поста - журналист, ничего не предлагал, а лишь спрашивал мнение" - прим. ред.) Ну это совсем маразм! Для чего? Это же клеймо на лбу ребенка - «безотцовщина», «незаконнорожденный». Если женщина рожает без мужа, она сразу либо поставит прочерк либо даст фамилию и имя своего отца, но никогда не даст свое имя в строку «отчество». Вы предлагаете полный бред!" - сказала женщина.
"Вопрос верный, только у нас не поймут. Я бы без отчества лучше ходила, но мамину фамилию ("взяла" - прим. ред.). А так - справедливо", - заметила она.
Жительница Нур-Султана Татьяна Сабралеева считает, что по достижении совершеннолетия, при получении паспорта и удостоверения личности у ребенка должен быть выбор.
Пользователь Facebook Светлана Света считает, что никакого матчества не нужно.
"Если не участвует отец в воспитании, то надо без отчества, а фамилию дать мамину и все. Не надо никакого матчества", - сказала она.
Ziggie Goldman считает, что матчество - это скрытая пропаганда ЛГБТ.
Казахстанка Aliya Baihozha против матчества. Она полагает, что каким бы ни был отец, он все таки остается отцом.
"Какой бы ни был, отец ребенка остается отцом. Даже если он сбежал, даже если не признал. Ребенку нужно говорить о его отце только хорошее, либо никак. Никогда нельзя говорить плохие вещи об отце ребенку. Вы сами когда-то выбрали этого человека, возможно, выбор был ошибочный. Да, у вас не получилось с мужчиной, но для ребенка это самый главный мужчина в жизни. Биологический отец", - сказала она.
Комментатор Татьяна Дегтярь недоумевает, почему казахстанцы вдруг против матчества.
"Почему нет? Мать вынашивает, рожает, на ноги ставит. Почему она не может собственным детям дать матроним? Я, к примеру, своего отца в глаза не видела. Зачем мне его имя?" - задается вопросом женщина.
Житель Алматы Сергей Марчук в комментариях к опросу решил обратиться к женщинам, посоветовав не ломать устои.
"Дорогие женщины, если вы хотите бороться за свои права, свою свободу, свободу мышления и действий, боритесь. Кто вам не дает? Я абсолютно с вами согласен, но не надо путать горячее с холодным, не надо ломать устои - если есть папа, то должно быть отчество. Ребенок же не от святого духа родился. И потом, многие якобы феминистки хотят равноправия, так идите работайте электриками, грузчиками, на стройку сварщиками. Так нет же - это не женская работа. Я ни разу не видел электромонтажника девушку, или вентиляционщика, или монтажника кондиционеров. Почему не идете на производство? Те, кто рвет глотку за равноправие полов, вы хотите в офисе сидеть и (слово эквивалентно слову "ничего" - прим. ред.) не делать. А то, что больше половины не понимают, о чем речь в определенной сфере деятельности, так это никого не волнует. Так у нас подавляющее большинство не на своих местах, будь то мужчина или женщина. Я уважаю женщин и их выбор, но все-таки будьте разумными. Всем добра", - высказался мужчина.
Часть казахстанцев посоветовала нам не заниматься "ерундой" и не провоцировать народ, поднимая тему матчества. Кто-то посчитал, что материал - пропаганда Запада и заказ. Были и те, кто выражал свое мнение нецензурной бранью. Одно стало ясно: тема матчества актуальна.