Медорганизации заинтересованы в оказании платных услуг с высокими тарифами — ФСМС

Усилить борьбу с приписками и контролировать качество, объем медуслуг предлагают в фонде. 

Редакция Liter.kz

Медицинские организации, чтобы покрыть дефицит и получить дополнительные доходы, ставят в приоритет оказание тех платных услуг, где высокие тарифы. А по данным Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, в рациональном использовании средств, поступающих в рамках ОСМС и ГОБМП, медучреждения также не заинтересованы. Об этом заявила советник Фонда медстрахования Зауреш Балкенова, передает Liter.kz.

Не секрет, что медицинские организации для получения дополнительных доходов для покрытия дефицита ставят в приоритет оказание тех платных услуг, где высокие тарифы. Из-за непривлекательности тарифов не развивается инфраструктура здравоохранения, частный сектор не вкладывает в качество первичных услуг и в сложную специализированную помощь. Данные виды услуг считаются базовыми и спрос на них растет, а инфраструктура не позволяет обеспечить в достаточной мере, — считает Зауреш Балкенова. 

Вместе с тем, по ее словам, из-за наличия двух перечней медуслуг имеет место дублирование в администрировании средств. 

Так, фонд администрирует более восьми тысяч договоров на 1 400 поставщиков, то есть на каждого до шести договоров в среднем. Это усложняет всю процедуру для медицинских организаций — это время и ресурсы — и чревато системными ошибками. Фрагментированный пул средств ГОБМП и ОСМС у фонда (четыре потока средств: трансферты на ГОБМП, трансферты за 15 льготных категорий, поступления от работодателей и работников) не позволяет гибко управлять ими, — сказала она.

Советник отметила, что необходимо усилить борьбу с приписками — в 2022 году они составили сумму 403,4 млн тенге. 

Слабая цифровизация бизнес-процессов и недостаточная база экспертов фонда (в фонде всего 215 экспертов при бюджете 2,2 трлн тенге) не обеспечивают качественное и эффективное управление ресурсами, — считает она.

Также в фонде предлагают выстроить систему контроля качества и объемов медуслуг через проведение постлицензионного, проактивного мониторинга, борьбы с мошенничеством. 

Для реализации указанных инициатив Министерством здравоохранения разработаны поправки в некоторые законодательные акты РК (Бюджетный, Налоговый, Трудовой кодексы, Кодекс о здоровье, законы РК об ОСМС, о миграции населения) и Дорожную карту по совершенствованию системы реализации системы ОСМС. Сейчас эти документы находятся на согласовании с заинтересованными госорганами, — говорит эксперт.

Стоит отметить, по данным ФСМС, Агентство по стратегическому планированию и реформам РК, проанализировав данные по эффективности ОСМС, отметило, что медучреждения не заинтересованы в рациональном использовании средств, поступающих в рамках ОСМС и ГОБМП. 

Читайте также: Пересмотреть тарифы, оказывать медуслуги "здесь и сейчас": что предлагают депутаты изменить в ОСМС

Эксперты Фонда медстрахования считают, что за последний год на рынке в рамках ГОБМП и в системе ОСМС действительно наблюдается тенденция чрезмерного потребления медуслуг. 

В текущей конструкции руководство медицинских учреждений заинтересовано в максимальном освоении денежных средств и "оборачиваемости" пациентов. Имеются факты существенных нарушений договорных обязательств со стороны субъектов здравоохранения и приписки, — продолжила спикер.

Также, согласно анализу АСПИР, показателем отсутствия стремления у медучреждений экономить ресурсы служит динамика расходов бюджета на консультативно-диагностические услуги, которая показывает существенный рост затрат на протяжении последних лет.

Расходы на консультативно-диагностические услуги с 25,3 млрд тенге в 2019 году выросли до 364,9 млрд тенге в 2023 году или более, чем в 14 раз. В качестве регулятора предоставления непрерывной и доступной медицинской помощи населению в условиях установленного лимита средств с 1 февраля 2023 года внедрена линейная шкала на КДУ для сдерживания перепотребления. Линейная шкала дает возможность принять к оплате на пять процентов больше запланированного объема. Таким образом, поставщик медуслуг должен работать в пределах бюджета заключенного договора, поскольку резервных источников финансирования у правительства не имеется, — поясняет Балкенова. 

Однако, как отмечает советник, в большинстве медицинских организаций происходит хроническое перепотребление консультативно-диагностических услуг, включая лабораторные анализы, направления к узким специалистам от участковых врачей, необоснованные перенаправления на дорогостоящие обследования (МРТ/КТ/ПЭТ), аллергоскрининговые обследования, которые съедают львиную долю тех финансовых средств, которые должны быть направлены на медпомощь той части пациентов, которые действительно нуждаются в данных обследованиях. 

Вторая очевидная проблема — большинство поликлиник отдают свои услуги на соисполнение сторонним организациям, иначе говоря на субподряд, и процент так называемого соисполнения доходит до 90%. Они, как основные поставщики Фонда медстрахования, не в состоянии обеспечить перечень медуслуг согласно подписанному контракту, начиная с лабораторных услуг до приема узких специалистов. Тогда встает вопрос — с кем Фонд медстрахования заключает договоры и нужны ли такие посредники в оказании медпомощи населению? — подытожила Балкенова.

Бота Женискызы

Новости партнеров