Все нарушения в ФОМС объясняют недостатком цифровизации.
Высшая аудиторская палата проверила деятельность Фонда социального медицинского страхования, включая пять его филиалов, за 2022–2023 годы. Проверка охватила 3,8 триллиона тенге и более 770 миллионов медицинских услуг. В связи с выявленными множественными нарушениями, в фонде решили объясниться, почему так вышло, передает Liter.kz.
Касательно неосвоения средств Нацфонда. В 2022 году 12,7 миллиарда тенге не были освоены, так как поздно приняли приказ по перечню амбулаторного лекарственного обеспечения. В итоге, 500 миллионов тенге в 2023 году – вследствие изменения методики оплаты по 12 межрайонным больницам и ее поздней реализации в информсистемах, в полном объеме вернули в доход бюджета.
Касательно отсутствия у двух поставщиков медуслуг лицензий на отдельные виды услуг. Речь идет об отдельных адресах оказания услуг УЗИ, доля которых составила менее 1% от общего объема оказанных поставщиками услуг. В Фонде заявили, что как некоммерческая организация, они не наделены функцией постлицензионного контроля. Это компетенция других государственных органов.
Касательно двойной оплаты медуслуг соисполнителями. После детального анализа эксперты ФСМС выяснили, что 27,6 миллиарда тенге по амбулаторной помощи относятся не к финансовым, а к процедурным нарушениям. Для принятия дальнейших мер необходима правовая оценка профильных государственных органов. С этой позицией согласились и проверяющий орган, и Фонд. В ФСМС отметили, что заключают договоры только с поставщиками и не вправе вмешиваться в их отношения с соисполнителями.
Касательно анестезии, оплаченной стоматологиям вне тарифа. Данная ситуация сложилась в связи со сбоями форматно-логического контроля в информационных системах. Фонд подготовил свыше 80 ФЛК, которые в настоящий момент поэтапно внедряются для повышения эффективности мониторинга услуг через снижение человеческого фактора.
Касательно амбулаторного лекарственного обеспечения лиц, выехавших на ПМЖ за рубеж. Вопрос требует совместной работы заинтересованных государственных органов в части интеграции информационных систем и урегулирования миграционного порядка в отношении лиц, выехавших на ПМЖ и не сдавших удостоверяющие личность документы.
“Значительная часть выявленных нарушений связана с недостаточным уровнем цифровизации. Его повышение – одна из первостепенных задач Фонда: в середине этого года ФСМС в пилотном режиме внедрил собственную платежную информационную систему, которой не было у Фонда с самого начала его работы, а также ранее запустил ситуационно-аналитический центр для качественного анализа и более эффективного распределения медпомощи и средств”, – заявили в ведомстве.
Между тем, в Фонде уверены, что их открытость, подотчетность и внедрение корпоративных рисков содействовали сокращению числа финансовых нарушений. По итогам нынешней проверки ВАП их меньше по сравнению с предыдущими годами.
Ранее депутат Мажилиса Елнур Бейсенбаев на совместном заседании палат Парламента 21 июня выразил обеспокоенность по поводу способа распределения финансов в сфере здравоохранения Казахстана. Он заявил, что монополия Фонда медстрахования мешает ее развитию.