Международное пособие для детей с аутизмом перевели на казахский язык

Перевод занял два года. 

Редакция Liter.kz

В Астане 28 сентября презентовали переведенный с английского на казахский язык инструмент оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R. Казахский язык стал 12-м языком перевода ABLLS-R, передает Liter.kz.

В фонде "Болашак" отметили, что ранее пособие было переведено на арабский, китайский, французский, грузинский, иврит, японский, норвежский, португальский, русский, испанский и украинский языки. Над переводом ABLLS-R работала команда специалистов, куда вошли профессиональные переводчики, поведенческие аналитики фонда, эксперты в сфере инклюзивного образования. Переводчик: Мира Сембайқызы, редакторы: Жазира Искандирова, Назгуль Нурмаганбетова, Салида Абрахманова. Работа над переводом заняла два года. 

В рамках презентации поведенческие аналитики фонда провели обучающие тренинги по работе с ABLLS-R на казахском и русском языках. Обучение прошли более 120 специалистов из разных регионов Казахстана, в том числе учителя, педагоги-ассистенты, психологи, логопеды, дефектологи, а также родители особенных детей. 

С 2015 года корпоративный фонд "Болашақ" реализует проект по развитию инклюзивного образования "Каждый ребенок достоин школы", одним из направлений проекта является перевод профессиональной литературы на казахский язык. В 2021 году на казахский язык была переведена книга Ю. Эрц и О. Мелешкевич "Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения". Это была первая книга по прикладному анализу, переведенная на казахский язык. 

Благодаря переводу профессиональной литературы мы предоставляем казахоязычным специалистам доступ к самым передовым методам коррекции, тем самым повышая эффективность работы с особенными детьми. Сегодня мы не просто презентуем книгу, наши специалисты будут учить специалистов со всего Казахстана, как правильно работать с инструментом оценки ABLLS-R. Очень важно повышать квалификацию специалистов, работающих с особенными детьми, как в системе образования, так и в системе оказания социальных услуг. Кроме перевода литературы мы уделяем большое внимание обучению специалистов, повышению уровня знаний и компетенций казахстанских педагогов, работающих в сфере инклюзивного образования. Мы разработали и запустили учебный курс по обучению основам прикладного анализа поведения (АВА-терапия) для педагогов-ассистентов. На сегодняшний день мы обучили более трех тысяч специалистов со всего Казахстана и стран Центральной Азии, — отметила председатель попечительского совета фонда "Болашақ" Динара Гаплан. 

В мероприятии также приняли участие поведенческие аналитики, эксперты в сфере инклюзивного образования, а также специалисты и родители особенных детей из регионов. Автор книги Джеймс Партингтон обратился к присутствующим в видеообращении, подчеркнув достоинства книги и важность ее перевода на казахский язык. 

Я рад, что благотворительный фонд "Болашақ" перевел мою работу на казахский язык и теперь она наконец-то доступна в Казахстане. ABLLS-R предоставляет комплексный обзор навыков ребенка, примерно на уровне типично развивающегося пятилетнего ребенка. Это действительно важно, потому что пятилетний ребенок обладает множеством навыков и способен учиться, наблюдая и слушая других людей, взаимодействуя с ними. Они учатся на основе повседневных опытов, им нужны инструкции для изучения некоторых конкретных навыков. У них есть навыки самообслуживания, чтобы ухаживать за своими туалетными потребностями, мыть руки, кормить себя и так далее. Поэтому, когда вы рассматриваете навыки типичного пятилетнего ребенка, это хороший показатель, потому что многие дети с диагнозом аутизм имеют трудности в изучении тех навыков, которые легко усваиваются типично развивающимися детьми. Наша цель – обьединить профессионалов и родителей, чтобы помочь этим детям достичь этого уровня компетентности, если это возможно, чтобы мы могли помочь им учиться, взаимодействуя с ними ежедневно, — отметил автор ABLLS-R Джеймс Партингтон. 

Что такое ABLLS-R?
ABLLS-R представляет собой систему оценки и наблюдения за развитием навыков у детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. 

ABLLS-R создан, чтобы облегчить процесс определения уровня развития навыков ребенка и приоритетов для поведенческого вмешательства. 

ABLLS-R состоит из двух частей — Руководства и Протокола по проведению тестирования. Протокол используется для оценки навыков ребенка, Руководство содержит общие сведения об ABLLS-R и рекомендации по построению индивидуального плана развития ребенка (ИПРР).

ABLLS-R дает возможность оценить навыки ребенка в 25 областях, в том числе: сотрудничество, визуальное восприятие, навыки просьбы, навыки ведения диалога, навыки генерализации, социальное взаимодействие, уход за собой, туалет, интравербальные реакции, математика, грамматика, поведение в группе и другие. 

ABLLS-R содержит подробное описание заданий, предназначенных для развития навыков необходимых для общения, обучения в естественной среде и возможности каждый день приобретать новый опыт. 

Чем полезен ABLLS-R?
ABLLS-R — один из самых подробных тестов по оценке навыков ребенка, который охватывает 544 навыка, что позволяет детально определить психолого-педагогический профиль ребенка перед составлением его индивидуальной программы развития. 

ABLLS-R позволяет родителям и профессионалам определять проблемы, которые мешают формированию функциональной коммуникации и приобретению новых навыков в повседневной жизни.

Результаты ABLLS-R представляются в виде наглядной схемы, которая позволяет быстро оценить уровень развития навыков ребенка, а также его прогресс во время повторных тестирований.

Новости партнеров