Учеба на удаленке превратилась в ад для родителей, учителей и школьников: путаница с платформами, вал письменных заданий и экстренные попытки адаптироваться к новым условиям, многочисленные чаты в WhatsApp и сплошная нервотрепка. Редакция Liter.kz побеседовала с родителями, чтобы понять, с какими проблемами им пришлось столкнуться, и как они справляются.
Школьники не понимают, чего от них хотят
Мадина Мамырханова - мама троих детей, двое из которых учатся на удаленке. Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для семьи, ведь пришлось в четырех стенах совмещать в режиме онлайн работу, учебу и домашние дела.
«У меня два школьника - седьмой и второй классы. Учатся онлайн, хотя была возможность, к примеру, сына отдать в дежурный класс. Но муж настоял на том, чтобы они учились дистанционно, так как он боится, что они заболеют», - рассказала Мадина.
Как известно, дистанционное обучение в Казахстане началось еще в четвертой четверти прошлого учебного года. Тогда дети Мадины освоили Zoom и Classroom (платформы для видеоконференц-связи и обучения): учителя отправляли задания, а ученики следом - фото выполненный заданий. Тогда проблем не было, пока школе не пришло в голову сменить платформу для обучения.
«Первые две недели нового учебного года мы работали по накатанной: дети сами выходили в Zoom и выполняли домашние задания. Потом почему-то пришло в голову (педагогам/администрации учебного заведения - прим. ред.) сменить Zoom на Microsoft Teams (пространство для групповой работы). Пришлось понервничать пару дней, чтобы понять принцип работы новой площадки и объяснить все ребенку. Он (Microsoft Teams) действительно оказался более удобным в том плане, что здесь же получаешь домашнее задание, выходишь в конференцию, здесь же можно отправить учителю работу», - поделилась Мадина.
С другой стороны, заметила она, трудностей меньше не стало: дети не понимали, чего от них хотят, ведь за 10-15 минут онлайн-урока невозможно объяснить тему и закрепить ее.
"Чтобы он сделал уроки, приходится подключаться мне, то есть отрываться от своих дел, объяснять ему тему, задание. Они, ко всему прочему, написаны сложным языком. Приходится разрываться между уроками и своей работой, так как домашнее задание нужно отправлять до 18:00. А если БЖБ («контрольная за четверть» - прим. ред.), то там вообще 20 минут дается», - рассказала мать школьников.
Миллион сообщений в WhatsApp-чатах
Журналист Оксана Скибан на своей странице в Facebook частенько делится историями о дистанционном обучении своего сына. Из-за многомиллионных сообщений в нескольких WhatsApp-чатах ей пришлось купить еще один номер телефона.
«Я завела себе сегодня отдельный номер для школьных чатов. У меня уже семь групп, связанных с предметами: английский язык, казахский язык, художественная литература, музыка, ИКТ, общий чат «3 «Б» с учителем, общий чат «3 «Б» без учителя. Это же просто невозможно! Родителям теперь что делать? Это же надо работу бросать и весь день смотреть, что там пишут в этих чатах», - недоумевает мама третьеклассника.
В свою очередь, Мадина Мамырханова рассказала, что первое время старалась следить за сообщениями в мессенджере, но позже это стало практически невозможным.
«Сейчас читаю эти чаты три раза в день - утром в 09:00, днем в 13:00 (в обеденный перерыв) и вечером. В остальное время просто уже игнорирую их», - призналась Мамырханова.
Жизнь – день сурка
Папа двоих детей, журналист Баубек Коныров также рассказал редакции Liter.kz с какими проблемами пришлось столкнуться на дистанционном обучении.
«К сожалению, очень много говорилось о том, что сделали учителя и, в целом, МОН РК, чтобы подготовиться к дистанционному обучению, но не говорили, как родителям подстроиться к новым реалиям на удаленке. Понятное дело - приходится разрываться на два фронта, потому как дистанционка не только у школьников, но и у взрослых людей», - заметил Баубек.
Баубеку Конырову обучение детей далось чуть легче, чем другим родителям, ведь по первому образованию он - учитель географии. У родителя была возможность отдать детей в дежурные группы, но из-за риска, что дети могут заразиться коронавирусом, он решил оставить их дома.
«Пусть я переплачу завтра репетитору, но будет намного лучше, если они будут дома под присмотром учиться», - подчеркнул отец двоих детей.
Он подчеркнул, что в образовательном процессе есть немало проблем: начиная с заданий в учебниках, которые либо составлены «криво», либо вообще неверно, заканчивая самим процессом преподавания онлайн – получается не очень.
Еще одним проблемным моментом, с которым столкнулся, мы уверены, не только Баубек, стала покупка техники для обучения, которая серьезно бьет по семейному бюджету.
«Так как у меня двое школьников, было необходимо их обеспечить двумя ноутбуками. Младшему сыну я купил ноутбук в этом году, так как он только начал обучение. Я не прохожу как социально неблагополучная или многодетная семья, соответственно, никаких бонусов от государства в виде бесплатного ноутбука у меня не было. Поэтому пришлось еще одну технику покупать», - сказал родитель.
По словам Баубека Конырова, появилось ощущение, что его семья проживает день сурка, так как каждый день приходится делать одно и то же.
«Утром каждый садится за компьютеры: я сажусь работать, дети учатся. После они делают передышку, если есть время, то выходят гулять. Вечером мы делаем домашнее задание. Это тяжеловато. Я временно забыл про какое-либо свободное время для себя. Его очень мало, не всегда удается организовать досуг для детей, потому что в будни все идет по круговороту – работа, учеба, и максимум мы выходим во двор. Единственная возможность нормально подвигаться и не заниматься делами - это два выходных дня», - сказал Баубек.
Несмотря на трудности, Баубек Коныров подчеркнул, что сейчас самое время вкладываться в детей. Для этого он делает все возможное.
На какой образовательной платформе и как заниматься
Мама троих детей Асель Серикпаева рассказала редакции Liter.kz о дистанционном обучении своих сыновей-двойняшек. По ее словам, в классе учатся 37 человек, кто-то ходит в дежурные группы, а кто-то обучается дома. Своих детей Асель в дежурную группу не отдала.
Первое время двойняшки Асель занимались на телефоне. Но им решили купить ноутбук, так как у телефона маленькая память и невозможно на нем заходить на образовательные сайты.
«Задания отправляют в разных форматах - нет единого. В целом, все зависит от учителя. Некоторым удобно в Zoom заниматься, другим - в "Онлайн-мектеп", есть еще Classroom, кто-то отправляет задания в WhatsApp. Помимо этого, нужно смотреть расписание на сайте Kundelik.kz. Это, конечно, очень сложно и непонятно», - заметила Асель Серикпаева.
Мама двойняшек также отметила, что существует ряд проблем с пониманием предмета, потому что полчаса, из выделенных 45 минут на урок, уходит на то, чтобы успокоить детей и наладить связь.
«Преподаватель тратит время на технические проблемы. Кому-то не видно, кому-то не слышно, у кого-то Интернет слабый. Преподаватель только начинает объяснять, а тут и время заканчивается. Я не видела смысла в этих занятиях. У преподавателя не получалось в полной мере объяснить урок. Сейчас начали более-менее учиться на платформе «Онлайн-мектеп». Дети привыкли, сами занимаются», - рассказала Серикпаева.
Асель подчеркнула, что в начале дистанционного обучения контролировала детей и чуть ли не заново обучалась с ними. Сейчас она учит их самостоятельности, сильно не загружает и меньше контролирует. Это дает плоды.
Напомним, 1 сентября 2020 года казахстанские школьники начали учиться дистанционно. За две четверти нового учебного года для них планируется подготовить около семи тысяч уроков.
8 сентября 2020 года редакция Liter.kz решила узнать, как проходит дистанционное обучение в других странах и сравнить его с казахстанским образованием. Что получилось, можно прочитать здесь.
10 сентября министр здравоохранения Алексей Цой заявил, что дистанционное обучение необходимо, чтобы страна справилась со второй волной коронавируса.