В июле в силу вступит новый Административный процедурно-процессуальный кодекс РК. Его цель – закрепить основные положения гарантированных Конституцией норм. Это позволит гражданам принимать активное участие в процессе управленческих решений, в том числе защищать свои права при рассмотрении споров с органами власти в судах. Новшества разъясняет судья суда города Актобе Илиада Досова.
– Внедрение нового Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК) обусловлено высокими темпами развития различных отраслей законодательства как главных институтов регулирования общественных отношений. Это еще раз подтверждает, что Правительство принимает все меры по обеспечению не только общественного порядка и безопасности населения, но и увеличения роли гражданского общества в деле защиты своих прав от неправомерных действий государственного административного аппарата.
Как отметил Глава государства в Послании народу Казахстана 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», в публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях.
«Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу. Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за которые ляжет на государственный орган, а не на гражданина или бизнес. Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан», – акцентировано в Послании.
Необходимость принятия единого процессуального закона, посредством которого можно самостоятельно регулировать административный процесс, оспаривали ученые-правоведы (публичное право), судьи, мажилисмены, адвокаты и юристы. Они утверждали, что административный и гражданский процессы абсолютно не аутентичны между собой, и это различие запрещает их единое регулирование в одном законе.
Между тем принятие АППК основывается на нескольких правовых факторах – установлении и закреплении в едином законодательном акте правовых основ, принципов, правил осуществления административных процедур и судопроизводства в сфере публичных правоотношений; обеспечении прозрачности деятельности госорганов и исключении адмпроизвола, предотвращении условий для проявления фактов коррупции; повышении эффективности деятельности государственной администрации, и уровня доверия населения к государству, установлении критериев для действенного и полноценного судебного контроля за решениями адморганов. Так как важнейшей задачей АППК является сфера регулирования административного законодательства, принцип которого заключается в обеспечении эффективного функционирования госаппарата на всех уровнях власти.
В Концепции правовой политики РК на 2010-2020 годы также было подчеркнуто, что при дальнейшем развитии адмправа следует по возможности отходить от сложившихся традиционных подходов в отношениях между государством, гражданами и НПО, основанных на односторонних властных принципах. От принципов «власти и подчинения» в полном объеме отказаться невозможно, но расширять сферу применения партнерско-содействующих, функционально-клиентских, сугубо охранительных принципов необходимо.
Сегодня административное право охватывает отношения госучреждений между гражданами и организациями при предоставлении публичных (государственных) услуг. Естественно, для обеспечения функционирования нового для нашей страны института необходима соответствующая правовая база, которая основывается на состязательности и гласности, минимальном формализме, оперативности рассмотрения дел, активной роли суда в процессе сбора и обеспечения доказательств.
В спорах в сфере регулирования административной юстиции во главу угла поставлен принцип презумпции вины органа власти. Это означает, что именно госорган, а не гражданин или юридическое лицо, обязан доказывать законность своих действий в административном судопроизводстве. В этой связи судам отводится важная роль, так как административную юстицию представляют судебная система и суды. Именно они на практике рассматривают публично-правовые споры как дела особого искового производства по нормам гражданско-процессуального законодательства.
Согласно новому АППК принцип активной роли суда будет играть ключевую роль в процессе защиты конституционных прав граждан. К примеру, суд с учетом неравных возможностей сторон будет исследовать обстоятельства дела по собственной инициативе и не станет ограничиваться лишь объяснениями или заявлениями участников процесса, а также доводами и доказательствами, представленными сторонами.
Судья обязан будет содействовать устранению формальных ошибок, допущенных в исках, разъяснять и уточнять неясные исковые требования, содействовать постановке надлежащих целесообразных заявлений, дополнению неполных фактических сведений. При разрешении публично-правового спора будет проверять решения административных органов власти на соответствие не только общим конституционным принципам, но и тем, которые будут раскрыты в законопроекте.
Европейский суд по правам человека в одном из своих решений отметил: факт создания и существования административных судов, безусловно, можно приветствовать как одну из передовых идей государства, основанных на верховенстве права, ввиду того, что эти суды получили юрисдикцию пересматривать акты адморганов не без соответствующей борьбы.
Из всего сказанного выше следует, что на современном этапе успешная реализация приоритетных нацпроектов, решение актуальных общественно значимых задач напрямую обусловлены проведением сбалансированной правовой политики. Хочется надеяться, что при ее реализации будет использован не только максимальный прагматизм (собственные опыт и практика), но и заимствованы отвечающие нашим национальным интересам, нетрадиционные, несвойственные для нас эффективные правовые системы институтов других стран. Подобные заимствования могут быть полезными для модернизации национального права.