На защите прав граждан

Редакция Liter.kz

Всестороннее, качественное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, восстановление нарушенных прав граждан является одним из главных приоритетов работы прокуроров.

Для повышения эффективности работы по рассмотрению обращений органы прокуратуры в своей деятельности используют такие подходы, как установление четких правил и процедур (разработаны прозрачные правила и процедуры для приема и рассмотрения обращений), регулярное обучение персонала, ответственного за прием обращений, сотрудничество с другими госорганами (проведение совместных приемов граждан), внедрение технологических решений по регистрации, учету и процедуры рассмотрения обращений (совместно с МЦРИАП интеграция информационной системы органов прокуратуры и дальнейшее развитие), проведение разъяснительной работы с населением.

Таким образом, выработанные подходы и взаимодействие органов прокуратуры с гражданами позволяют оперативно и эффективно реагировать на все конструктивные запросы граждан.

Только за 6 месяцев текущего года в органы прокуратуры поступило более 159 тыс. обращений граждан и юридических лиц, что на 11% больше, чем в прошлом году, по результатам их рассмотрения защищены права порядка 19 тыс. заявителей, внесено более 3 тыс. актов прокурорского надзора и реагирования.

Большая их часть касалась вопросов социально-экономической сферы, или 36% (57,1 тыс.), законности досудебного производства, или 34% (54,7 тыс.), 7% (10,8 тыс.) связаны с судебными актами по уголовным, гражданским и административным делам.

Проявляя высокую степень открытости и готовности оказывать содействие гражданам, органы прокуратуры стараются максимально помочь гражданам в защите и восстановлении нарушенных прав.

К примеру, по жалобе гр. Т. прокуратурой района Сарыарка города Астаны внесено представление в столичные органы опеки, незаконно отобравшие ее малолетних детей (2014 и 2017 г. р.) и поместившие их в Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и только после вмешательства прокуроров малолетние дети, необоснованно находившиеся более двух месяцев в центре, были переданы матери.

Как установлено, органы опеки, не выяснив обстоятельств дела по существу (мать является единственным кормильцем, трудоустроена, а за детьми присматривает ее родственница), издали приказ об определении детей в центр с формулировкой «на постоянное устройство» на основании Акта о выявлении брошенных детей.

Неоднократные попытки обращения гр. Т. в органы опеки и центр не дали результатов, вследствие чего она была вынуждена обратиться за защитой конституционных прав детей в прокуратуру.

В другом случае прокуратурой Алматинской области защищены права и законные интересы жителей поселка Бельбулак Талгарского района, обратившихся с жалобой на незаконную добычу суглинка и срез гор предприятиями, неправомерные действия которых могут привести к катастрофе в виде схода оползня или селя.

По представлению прокуратуры Алматинской области департаментами по управлению земельными ресурсами и экологии в экономический суд внесены иски об отмене постановления акимата области о предоставлении земельного участка под кирпичный завод, т. к. он находится в непосредственной близости к Иле-Алатаускому государственному национальному природному парку, и об отзыве у ТОО заключения государственной экологической экспертизы (иски на рассмотрении).

Кроме того, прокурорами ежедневно проводятся приемы.

За 6 месяцев прокурорами на личных приемах принято свыше 26 тыс. граждан, в том числе руководством Генеральной прокуратуры – 487 заявителей, прокурорами областей – более 2 тыс. граждан. 

В основном граждане обращаются по уголовным, гражданским делам и с жалобами на действия государственных органов.

Проблемы граждан решаются коллегиально, с истребованием конкретного дела, изучаются законность принятых процессуальных решений.

К примеру, положительно решили обращение жительницы города Атырау по возврату денежных средств, направленных на погашение долга по исполнительному производству, которые похитили судебные исполнители.

Между тем следует отметить, что из всех поступивших в органы прокуратуры обращений 32% (50,6 тыс.) направлены в другие органы и ведомства для рассмотрения по компетенции.

В основном перенаправлены обращения по земельным вопросам, в сфере ЖКХ, трудового законодательства, неисполнения судебных решений, по исполнению кредитных обязательств перед банками второго уровня, здравоохранения, качества образования, то есть те вопросы, которые не входят в компетенцию прокуроров и не рассматривались указанными органами.

Необходимость рассмотрения обращений конкретными госорганами, исключающая вмешательство прокурора в спор, предусмотрена Конституционным законом «О прокуратуре», предусматривающим, что при осуществлении надзора прокуратура не подменяет функции иных государственных органов.

Кроме того, согласно Гражданскому процессуальному кодексу прокуроры вправе рассматривать жалобы на решения судов только в случаях, когда есть интересы государства и общества, лиц, не способных самостоятельно защищать свои права, а также когда предписано законом или когда необходимость участия прокурора признана судом.

Следовательно, по частноправовым спорам стороны должны самостоятельно обжаловать оспариваемые судебные акты в суде.

Поэтому по указанным критериям гражданам и юридическим лицам за защитой своих прав необходимо обращаться непосредственно в уполномоченные органы либо в суд.

В помощь гражданам Генеральной прокуратурой разработана памятка, в которой предусмотрены отдельные особенности рассмотрения обращений органами прокуратуры.

Как уже отмечено выше, прокуроры стараются оперативно и эффективно реагировать на обращения граждан в ходе их приема.

Соответствующий порядок записи на личный прием регламентирован Правилами личного приема физических лиц и представителей юридических лиц должностными лицами органов прокуратуры Республики Казахстан (утверждены приказом генерального прокурора от 17.01.2023 г. № 29), в которых предусмотрены также и основания для отказа в личном приеме.

Так, генеральным прокурором и его заместителями прием проводится не реже одного раза в месяц согласно утвержденному графику.

Руководители структурных подразделений Генеральной прокуратуры и их заместители прием осуществляют ежемесячно (по графику).

Предварительная запись на прием к генеральному прокурору, его заместителям осуществляется Центром приема граждан Генеральной прокуратуры после изучения представленных заявителем документов и материалов переписки.

Запись на прием к указанным лицам ведется ежедневно, кроме выходных дней, и заканчивается за пять рабочих дней до приема.

В целом органы прокуратуры нацелены на разрешение проблем граждан и максимально открыты для оказания им содействия в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства.

Надеемся, что размещенная информация по вопросам рассмотрения обращений и личному приему будет полезной и позволит заявителям сразу обращаться к необходимому им адресату, что ускорит решение их проблем.

 

начальник департамента по работе с обращениями и делопроизводству Генеральной прокуратуры РК Сакен Толеуов

Новости партнеров