Комитет госдоходов Министерства финансов РК ответил на жалобу Кыргызстана в ВТО на незаконные проверки и массовое скопление грузовых автомашин на границе с Казахстаном, передает Liter.kz.
Кыргызская сторона на заседании комитета ВТО в Женеве заявила, что действия Казахстана привели к скоплению грузового транспорта длиной до 10 километров, а количество простаивающих на границе и в специализированных зонах автомашин достигло 250 единиц.
Приводим текст, распространенный пресс-службой Комитета госдоходов Казахстана в ответ на жалобу Кыргызстана:
С начала 2019 года на 37 автомобильных пунктах пропуска госграницы Казахстана с государствами-членами ЕАЭС осуществляется контроль перемещения товаров двойного и военного назначения.
При этом вопросы пограничного и экспортного контроля не регулируются договором о ЕАЭС, поскольку не затрагивают экономическую интеграцию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 договора о ЕАЭС товары, ввозимые с территории государства-члена ЕАЭС, облагаются косвенными налогами, взимаемые налоговыми органами, на территорию которого импортируются товары.
Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.
Сведения по импортируемым грузам с государств-членов ЕАЭС в налоговые органы поступают по результатам мониторинга подразделения экспортного контроля.
По результатам анализа товаросопроводительных документов при перемещении из Кыргызстана в Казахстан и в Россию установлено, что цены на перевозимые товары многократно занижаются, в частности, по товарам китайского происхождения в 10-70 раз.
За 2019 год с кыргызской стороны по товаросопроводительным документам, оформленным в адрес фиктивных резидентов Казахстана, проследовало более 2,6 тысячи грузовых автомашин.
Кроме того, в Казахстан ввезены товары, заявленные в документах как транзит в Россию, на более 4,8 тысяче грузовых автомашин, которые оседали в Казахстане без уплаты НДС.
Только в ноябре и декабре из выборочно проверенных 194 автомашинах из Кыргызстана недостоверное заявление сведений в товаросопроводительных документах выявлено в 191 случае (98%).
При этом проверки проводились по пути следования на основании предписаний, зарегистрированных в органах прокуратуры в соответствии со статьями 142 и 155 Налогового кодекса РК.
В течение 2019 года Комитетом госдоходов Казахстана и Государственной таможенной службой Кыргызстана проведен ряд рабочих встреч, достигнута договоренность по обеспечению ценовых индикаторов, контролю объемов импорта с Китая и совместному контролю перемещения товаров с помощью применения навигационных пломб.
Казахстанской стороной с октября 2019 года, в рамках проводимого пилота с применением навигационных пломб, выявлено восемь фактов, когда товары, заявленные в Российскую Федерацию, оказывались на рынках Казахстана. Зафиксировано 24 факта отказа от дальнейшего перемещения товаров после навешивания навигационных пломб.
Вместе с тем, процедура внедрения навигационных пломб кыргызской стороной не продвинулась.
Скопление автотранспортных средств на казахстанско-кыргызской границе связано с ограниченностью пропускной способности автомобильных пунктов пропуска в плодоовощной сезон или же после праздничных дней при единовременном прибытии грузовых авто.
В перспективе данный вопрос решается с помощью запланированной реконструкции пунктов пропуска, при этом не несет системный характер и не связан с проводимыми контрольными мероприятиями.
Среднее скопление автотранспортных средств за февраль 2020 года составляет порядка 30 единиц несмотря на то, что контрольные мероприятия, проводимые в рамках экспортного контроля и взимания косвенных налогов, не приостановлены.
Также казахстанская сторона отметила, что кыргызской стороной администрирование косвенных налогов осуществляется аналогичным образом с применением минимального уровня контрольных цен и посредством пунктов учета товаров, расположенных близ пунктов пропуска Кыргызстана.