Надежда Ниретина: “При упоминании Сатпаева не должно быть вымыслов и домыслов”
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения первого казахского академика Каныша Сатпаева. Важность этой даты в своем интервью отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Накануне юбилея мы поговорили с кандидатом биологических наук, хранительницей архива исторического музея КазНИТУ им. К. И. Сатпаева Надеждой НИРЕТИНОЙ.
Феноменальный человек с большой буквы
– Надежда Васильевна, в истории казахского народа и Казахстана академик Каныш Имантаевич Сатпаев был не только выдающимся ученым-геологом и организатором академической науки, но и крупнейшим для своего времени мыслителем и естествоиспытателем. Какие интересные факты из его жизни Вам известны?
– Я хорошо знала Каныша Имантаевича и его семью. В младенчестве ему дали имя Габдул-Гани, что в переводе с арабского означает «раб всемогущего и всемилостивого Аллаха». Мама стала называть малыша Гани, потом еще ласковее – Ганыш, вскоре все стали звать его Каныш. Многие знают, что великие казахские сыны Каныш Сатпаев и Мухтар Ауэзов были друзьями. Писатель и ученый вместе учились в Семипалатинской семинарии, жили в одном общежитии, в одной комнате. Дружба двух великих талантливых людей длилась до самой смерти. А еще Каныш Имантаевич очень любил горы с разноцветными камнями, огромную степь. Увлекался многими видами искусства, любил слушать музыку, интересовался польскими танцами, мазуркой, вальсом. Очень хорошо играл на домбре и на гитаре, любил исполнять казахские и украинские песни. Также он добавил в сборник Александра Затаевича 25 казахских песен, которые сегодня считаются жемчужиной народного творчества. В общей сложности Сатпаев написал более 800 трудов по разным областям науки и культуры. Он рано начал увлекаться этнографией. С малых лет читал легенды и сказки, в которых упоминались названия различных мест, рек и озер. Повзрослев, он начал изучать геологию. Каныш Имантаевич в 21-летнем возрасте заболел туберкулезом и в своем родном ауле Тендик около двух лет проходил лечение кумысом. Тогда же он начал писать учебник по алгебре на казахском языке, который закончил в 1954 году. К интересным фактам можно отнести и то время, когда он работал в народном суде в Баянауле, где познакомился с Михаилом Усовым, советским геологом, который приехал сюда в 1921 году на лечение. Молодой человек, которого сильно заинтересовали его рассказы о геологии, бросил свою работу и поступил в технологический институт в Томске.
Думаю, что многим известны и следующие интересные моменты из его жизни: в 1919 году известный Жыржыс кажы оправился в хадж в Мекку и Медину, где встретил отца Каныша – Имантая. Впоследствии Имантай не раз бывал в мечети Жыржыса кажы и там же отправился в мир иной.
В марте 1947 года Каныш Сатпаев как депутат Верховного Совета СССР был приглашен британским парламентом в Лондон. Там он встретился с Уинстоном Черчиллем. Премьер-министр Англии спросил Каныша Сатпаева: «Все казахи такие статные и храбрые, как вы?» На это Сатпаев ответил: «Нет, среди казахов я самый маленький, мой народ намного выше меня».
В процессе подготовки карты подземных полезных ископаемых по поручению Москвы Каныш Сатпаев не отметил на ней несколько крупных рудников. На вопрос ученых: «Как же так?», он ответил: «Руды эти находятся глубоко в земле. Потребуется много денег и техники, чтобы освоить их. Поэтому еще рано отмечать эти места на карте». А со своими близкими друзьями Мухтаром Ауэзовым и Алькеем Маргуланом он поделился: «Я специально скрыл эти рудники. Ведь нашим потомкам тоже необходимо!».
Отметил незаурядность ученого и премьер-министр Англии Антони Иден: «В Англии нет заметных личностей среди националов, а в Советском Союзе есть деятели мировой величины, например, как Каныш Сатпаев, это удивительное явление».
Научные открытия Каныша Сатпаева сложно переоценить. Известный на весь мир геолог когда-то настоял на строительстве канала Иртыш – Караганда. Сегодня это грандиозная искусственная водная артерия, обеспечивающая водой Центральный Казахстан. По подсчетам ученых, только в Ұлытау и Жезказгане сосредоточены запасы меди на 200 миллиардов долларов. А если учесть богатые нефтяные месторождения в Мангистау и Атырау, тоже открытые Канышем Сатпаевым, то можно уверенно сказать, что он внес огромный вклад в будущее Казахстана. Инициатива и настойчивость столь незаурядной личности позволили поднять экономику полупустынных регионов страны. Вдоль канала выросло множество населенных пунктов и процветает город Экибастуз. Я считаю, что с именем Каныша Сатпаева связана история развития казахстанской промышленности. Каныш Сатпаев доказал всему миру, что Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти всю таблицу Менделеева он нашел на казахской земле.
Каныш Сатпаев внес огромный вклад в этнокультурное развитие своего народа. Только лишь эпос о батыре Едиге оставил важный исторический след в истории казахов. На счету Каныша Сатпаева больше 600 научных изданий.
– Вы знали родителей Каныша Имантаевича? Какие были у них взаимоотношения, каким он был сыном?
– Про родителей Каныша Имантаевича мало известно, однако можно утверждать, что его взаимоотношения с родственниками всегда были идеальными. Мама ушла из жизни, когда ему было всего 5 лет. Отец, образованный человек, окончивший Омский институт, владел несколькими языками, изучал творчество Чокана Валиханова, поддерживал дружбу с русским Потаниным и наизусть знал «Евгения Онегина». Каныш Имантаевич унаследовал от отца феноменальную память. Они часто устраивали соревнования с друзьями, где любой начинал чтение первой строчки главы «Евгения Онегина», после чего Каныш Имантаевич декламировал текст наизусть.
Несмотря на долгое отсутствие отца из-за занятости, их взаимоотношения оставались теплыми и доверительными. К сожалению, Каныш Имантаевич не смог присутствовать на похоронах отца, который ушел из жизни в 1928 году. На похороны Каныша Имантаевича из Москвы почему-то не отпустили, и он не смог приехать. Но последним актом заботы сына было обустройство места захоронения отца и других родственников. Каныш Имантаевич обожал всех своих близких, проявлял дружбу и оказывал помощь каждому. Архивы Сатпаева свидетельствуют о том, что он был человеком высочайшей культуры, благородства и моральных ценностей, что подтверждают многие, кто занимается изучением его наследия.
– В 1946 году Каныша Сатпаева освободили от должности, когда началось «сгущение туч» над Академией наук и его обвинили в создании «фиктивных должностей», в кумовстве и устройстве в академию родственников, среди работающих насчитали «4 зятя, дети, племянники, одноаульцы и другие сородичи Сатпаева». Как Вы думаете, насколько критика соответствовала действительности?
– Каныша Сатпаева освободили от должности не в 1946 году, а 23 ноября 1951 года. Имеются материалы в одной из книг, а также письмо-объяснение относительно этих событий, в которых содержатся расчеты по числу родственников, работавших в академии. Фактически существует подтверждение событий, и это соответствует действительности. Однако стоит отметить, что количество родственников было значительно меньше, чем указано в оригинальных обвинениях. Среди персонала академии значатся такие имена, как Бектуров, Маргулан, Чокин и другие, чьи вклады в науку Казахстана и славу страны общеизвестны. Нет доказательств наличия неудобных для Сатпаева элементов, и выбор персонала осуществлялся на основе их заслуг и преданности делу.
– В 1958 году Каныш Сатпаев поддержал критику Бориса Пастернака, связанную с вручением ему Нобелевской премии по литературе. Позже он написал: «То, что сделал Пастернак, – оклеветал народ, среди которого сам живет, передал свою фальшивку врагам нашим, – мог сделать только откровенный враг». Вы знали его как человека с высокой нравственной культурой, а каким он остался в памяти у своего народа?
– Что касается письма против Бориса Пастернака, слышу об этом впервые и не имею информации о какой-либо поддержке или написанном письме. В письмах и свидетельствах относительно себя, таких как письма к Ауэзову, Жубанову, Рысакову, Каныш Сатпаев всегда выступал в их защиту. Его интересовали вопросы о репрессиях в конце 1940-х и начале 1950-х годов, включая его освобождение от должности в 1951 году. В ответ он четко и честно отстаивал свою позицию, подчеркивая, что недостатки, если они были, были случайными и исправлялись в ходе событий. Его высокая и кристальная честность проявлялась в каждой фразе.
В памяти народа Каныш Имантаевич Сатпаев навсегда останется человеком справедливым, честным, трудолюбивым и любящим свой народ и родину. Он был уверенным, справедливым, всегда готовым помочь. Его поддержка была распространена на всех, и он никогда не боялся пострадать за других. Каныш Сатпаев оказал поддержку дочери Мыржакыпа Дулатова, когда был запрет на вход в дома алашордынцев, и всегда помогал семьям, начиная от продуктов и заканчивая советами о будущем. Он был феноменальным человеком с большой буквы. О нем написаны сотни статей его коллег, соратников, учеников, свидетелями и участниками которых они были, главными хранительницами уникального его архива, популяризаторами его жизни и многогранной деятельности Таисией Алексеевной и Меиз Канышевной Сатпаевыми.
Сегодня, по прошествии стольких лет, когда вопросы преемственности поколений, сохранения исторической памяти, справедливости, новой морали и нравственности молодого поколения в век интернета стоят так остро, что необходимо еще раз обратиться к его высоким человеческим качествам, патриотизму, нравственному подвигу во имя процветания своей страны, которые сделали его уникальным явлением в духовной жизни не только своего народа, но и всей советской страны. Это особенно важно сейчас еще и потому, что свидетелей тех героических событий практически не остается, а молодым в сегодняшней быстротечной жизни некогда и неинтересно читать о тех, кто подарил им эту прекрасную современную жизнь. Необходимо также вспомнить его выдающихся коллег, которых он умело собирал около себя, вместе с которыми за короткий период поставил на службу своего народа богатейшие минеральные ресурсы земли. Они достойно несли его имя, претворяя его идеи в жизнь, передавая свои опыт и знания более молодому поколению.
«Правда и только правда»
– Все, что делал Каныш Имантаевич, все, что оставил после себя, – это феноменально и на десятилетия. Достаточно сказать, что могучее «древо» геологов Казахстана ХХ века, работавших с ним, насчитывает около 30 человек. Вы их помните, не могли бы назвать их фамилии, чтобы не забывало молодое поколение?
– Это известные члены Академии наук: Иван Бока, Рамазан Борукаев, Евгений Шлыгин, Петр Авров, Георгий Медоев, Николай Бубличенко, Николай Сергиев, Георгий Кушев, Саида Сейфуллина, Григорий Щербу, Ариктай Каюпов, Герман Жилинский, Сергей Калинин, Патшайым Тажибаев, Айтжан Абдулин, Шахмардан Есенов и многие другие. Каждый из них взрастил своих учеников, последователей, сохранивших высокий статус Института геологических наук (с 1964 г. им. К. И. Сатпаева) на уровне центра геологической науки СССР в течение 30 лет. Их имена и дела мы должны знать и помнить.
При этом все по привычке, зная, что этими работами руководил Каныш Имантаевич, ставят его фамилию на первое место. Хочу отметить, что Каныш Имантаевич всегда во всех статьях и выступлениях соблюдал алфавитный порядок. Поэтому он стоит предпоследним. Аналогичная ситуация и с выступающими на сессии АН СССР, посвященной проблемам Большого Джезказгана и Большого Алтая, 1934 года. Он выступал с главным докладом и еще четырежды на секциях, где выступающие стоят по алфавиту. Это дает повод даже нынешним завистникам утверждать, что он выступал позже своих сотрудников, а значит и в открытии место рождения роль его соответствующая. Таким образом, порядочность, доброта, скромность часто оборачивались против него не только при жизни, но даже и сейчас.
– В сегодняшнее время, когда все больше людей обращаются к истории своих предков, сравнивая их, вернее, противопоставляя Сатпаеву, отрицают его роль в некоторых общеизвестных событиях. Что можете сказать по этому поводу?
– Хочу сказать, что последователи Сатпаева, молодежь должны серьезно изучать его богатейшее наследие, чтобы нести в массу правду и только достоверные факты. Об этом с тревогой и болью писал внук Сатпаева, доктор исторических наук, сатпаевед, рано покинувший этот мир, Газиз Оразович Батырбеков, сын Шамшиибану Сатпаевой.
«И, как всегда, в дни подготовки и проведения юбилея все чаше и чаще появляется имя академика К. И. Сатпаева на страницах газет. Издаются книги о нем и его наследии. Пишут многие: и те, кто знал его лично, и те, кто занимается исследовательской работой. Огромная ответственность ложится на всех, кто взялся писать о К. И. Сатпаеве, кто хочет донести до потомков силу и обаяние необыкновенного человека, неповторимой исторической личности. Здесь не дозволяются ни вымыслы, ни домыслы. Здесь нужна правда и только правда. Между тем это требование далеко не всегда выполняется пишущими, иногда много общих слов, повторов, мало точности и документальности. Что снижает ценность исследований, связанных с глубоким знанием наследия академика К. И. Сатпаева».
На убедительность и точность фактов обращал внимание большой знаток истории становления геологических исследований и науки Казахстана, подлинный сатпаевец, написавший десятки статей и его научную биографию, президент Академии минеральных ресурсов РК, известный геолог, общественный деятель Г. Р. Бекжанов. Он отмечал: «Год спустя после кончины К. И. Сатпаева, в 1965 году, под редакцией Ш. Чокина вышел сборник воспоминаний о К. И. Сатпаеве, авторами статей которого были известные ученые и государственные деятели Союза и Казахстана: П. Я. Антропов, Д. В. Наливкин, Д. И. Щербаков, И. О. Омаров, К. Д. Джумалиев и другие. Все статьи были проникнуты большим уважением к Канышу Имантаевичу, высокой оценкой его вклада в развитие Казахстана, прежде всего, в науку республики. Это была практически первая серьезная публикация о К. И. Сатпаеве, после которой, к сожалению, наступили долгие годы умолчания его имени. В числе авторов сборника воспоминаний 1965 года был известный советский геолог, крупный петролог, заведующий кафедрой МГУ В. С. Коптев-Дворников, который впервые озвучил вклад К. И. Сатпаева в науку и промышленность, написав: «Три больших дела он оставил после себя: первое – Джезказган, второе – Академию наук Казахстана, третье – Институт геологических наук…Эти слова Владимира Сергеевича стали крылатыми и цитировались длительный период многими авторами как его основной вклад в социально-экономическое развитие Казахстана, пока не наступили 1990-е годы, когда имя нашего великого соотечественника зазвучало с новой силой, с качественно новой окраской».
Как писала последовательница отца по изучению Джезказгана, дочь Меиз Канышевна в книге «Каныш Сатпаев сын земли Казахстана»: «Мы должны знать и всех тех, кто, сохраняя верность памяти Каныша Имантаевича и его соратников, писал о нем книги, статьи, снимался в фильмах невзирая на все трудности, сложности и запреты. Благодаря им мы имеем сегодня много информации о тех временах, событиях и людях».
Особое место в числе тех, кто сохранил для будущих поколений эту бесценную информацию и все архивные материалы, давая тем самым вечную духовную жизнь Канышу Имантаевичу, занимает его друг, супруга, коллега, первая женщина-геолог, единственная окончившаяся на год ранее его Томский технологический институт, –Таисия Алексеевна Сатпаева.
Благодаря ей сохранился его уникальный архив, включающий, по сведениям руководства Центрального госархива РК, около 7 тыс. единиц документов, фото-, киноматериалов. Буквально с первого дня после его кончины, невзирая на трагедию, усиленную внезапной смертью, через 9 месяцев, их младшей дочери Марьяши любимицы отца (1942–1964), она начала работать с архивом, перевезенным из Академии наук в Институт геологических наук, готовить к изданию его научные труды, книгу воспоминаний о нем, биобиблиографию, встречаться с авторами, писателями, журналистами, готовить материалы для передачи их в архивы и организуемый первый музей Каныша Имантаевича в Баянауле. Все это делалось практически ею одной, без помощников.
Через 12 лет после ее кончины вся эта огромная работа легла на плечи Меиз Канышевны, не оставляющей научную работу. Как структурная единица с двумя сотрудниками Архив академика К. И. Сатпаева был создан только в 2011 году.
Каныша Имантаевича с его глубочайшими знаниями в самых далеких, казалось бы, от него областях жизни, называли недоброжелатели фантазером, а любящие люди – философом. Сам Каныш Имантаевич, как писал В. М. Могильницкий, шутя говорил: «Полезность геологии обязательно предполагает в геологе философа. А что такое философ? Видимо, это человек, который посвящает себя науке жить совестливо. Во всяком случае, так утверждал еще античный географ Страбон».
Говоря о Валерии Михайловиче Могильницком, известном казахстанском писателе, журналисте, сатпаеведе, написавшем о Каныше Имантаевиче, Таисии Алексеевне и Меиз Канышевне более 40 очерков и статей, хочется привести его слова: «Любимец народа К. И. Сатпаев мог бы жить дольше, сделать для страны больше, если бы чиновники от власти и науки не наносили ему психологических ударов исподтишка и в открытую, и что интересно: чем больше была любовь к К. И. Сатпаеву «в низах» тем с большей неприязнью говорили о нем «в верхах».
Среди тысячи почитателей К. И. Сатпаева его учителя В. А. Обручев, М. А. Усов, министры Е. П. Славский, П. Я. Антропов, президенты АН СССР В. Л. Комаров, С. И. Вавилов, М. В. Келдыш, рядовые работники, джезказганцы, его шофер Петухов, школьники. Все они независимо друг от друга отмечали его высокие человеческие качества целеустремленность в достижении поставленных задач, безграничную любовь к своему народу.
Необходимо отметить особую роль председателя Международного фонда К. И. Сатпаева, поэта, писателя, государственного и общественного деятеля Какимбека Салыковича Салыкова посвятившего Канышу Имантаевичу 4 книги, песни, более 40 статей. В поэме «Каныш и Карсакпай» перевод с казахского Валерия Антонова, посвященной 100-летию со дня рождения К. И. Сатпаева, он пишет:
«Мой Карсакбай, степи Котел червленый, ты весь
гудишь при имени его,
Сатпаев божьей милостью ученый,
честь ум, душа народа своего
когда б я мог, я не стихи бы эти,
А памятник бы создал золотой
Провидцу, кто увидел горы меди
Под знойной почвой с чахлою травой
И шепчет ветер, даль степи колыша,
Что клад земля народу отдала,
Что Жезказган – дворец чудес Каныша,
А Карсакбай – дом славного Орла».
Особую роль в популяризации своего аташки, как он всегда говорил, принадлежит его второму внуку Нурлану Кайнекеевичу Жармагамбетову –сыну старшей дочери и поэта, журналиста Кайнекея Жармагамбетова. Будучи много лет заместителем, директорам Музея К. И. Сатпаева в главном здании АН КазССР, он делал много для его организации, издания совместно с Меиз Канышевной, ряда брошюр, фотоальбомов, создания телефильмов о Каныше Имантаевиче и ряде его коллег. С 2007 года, после кончины Меиз Канышевны, он остался главным представителем большого семейства Сатпаевых на всех мероприятиях, собраниях, конференциях. Член союза журналистов, дважды лауреат премии Союза журналистов Казахстана, он достойно представлял на всех уровнях, в том числе ЮНЕСКО, своего феноменального деда, других родных и близких.
Особенно ревностно он следил за достоверностью и объективностью публикаций и высказываний о Каныше Имантаевиче, его жизни и деятельности. В этой связи большое негодование вызвало у него, как и у других сатпаеведов, издание Энциклопедии «Каныш Сатпаев» на казахском и русском языках. Он писал об этом в газетах, подчеркивая, что это «первый блин комом», равно как и Г. Р. Бекжанов назвал ее «Энциклопедией, о чем и о ком угодно, кроме К. И. Сатпаева».
Как уже отмечалось Каныш Имантаевич откликался в печати, радиовыступлениях на все события страны, мира, выступая в газетах любого уровня – начиная от «Дружных ребят», «Жана мектеп», «Пионерская» и «Комсомольская правда» до главной газеты большой страны – СССР, газеты «Правда». Трудно представить, чтобы редакция газеты «Правда» сама выражала соболезнование какому-либо своему корреспонденту. Ну, это же Сатпаев, и здесь он отличен от других.
«Редколлегия «Правды» шлет глубокое соболезнование Вам, а также семье покойного по поводу безвременной кончины выдающегося ученого-геолога нашей страны Каныша Имантаевича Сатпаева. Возглавляя Академию наук Казахской республики, Каныш Имантаевич упорно и настойчиво приближал научные исследования к конкретным нуждам коммунистического строительства. Он внес огромный вклад в изучение минеральных богатств нашей страны своими уникальными исследованиями по раскрытию природных богатств Казахстана. «Правда» неоднократно печатала его замечательные статьи, в которых выдвигались научно-технические проблемы государственной значимости. Память о Каныше Имантаевиче будет вечно жить в сознании советского народа. Его имя записано немеркнущими буквами в истории советской науки, в истории советского Казахстана. Правдисты всегда будут гордиться тем, что среди лучших авторов их родной газеты был Каныш Имантаевич» – редколлегия «Правда».
Нет необходимости писать обо всех памятных местах, изданиях, памятниках, улицах, школах, институтах, городе, носящих его имя, об этом достаточно известно и еще будет писано и много сделано в связи с предстоящим 125-летием со дня рождения К. И. Сатпаева и 60-летием со дня его кончины. Достаточно сказать, что его имя в земле, воде и в небесах.
Память о нем не сравнима ни с кем из известных ученых, писателей, поэтов, музыкантов и даже партийно-государственных деятелей, именами которых называли, по решению партии, заводы, пароходы, школы, институты и даже больницы. Его любовь к Родине, народу взаимна, глубока и необъятна как океан. Мы ежегодно в День космонавтики, не случайно совпавший с днем его рождения, отмечаем в республике День науки, что еще раз подчеркивает всеобщую любовь и благодарность славному Сыну земли Казахской.
С 2011 года я тесно связана с Архивом К. И. Сатпаева, доставшимся мне от Меиз Канышевны и пополненным за эти 12 лет новыми книгами, фото, журналами и другими материалами, хочу завершить интервью словами Меиз Канышевны Сатпаевой и самого Каныша Имантаевича, дающими ответ, за что и почему он так популярен и любим.
Так емко и точно описала его жизнь дочь Меиз Канышевна Сатпаева: «Канышу Имантаевичу Сатпаеву было суждено жить в Казахстане в период строительства социализма. По-разному решали свои судьбы сыны казахского народа в это сложное время. Каныш Сатпаев выбрал путь созидания, путь служения своему народу в тех условиях, которые диктовались окружавшей его объективной реальностью. Вероятно, еще в детстве, в первый раз покинув отчий дом и попав из Степи в город (это был Павлодар), аульный мальчик был ошеломлен, ощутив «дистанцию огромного размера», отделявшую его сородичей от жителей большого города, пользовавшихся на каждом шагу многообразными плодами культуры и цивилизации. Нет сомнений в том, что душа гордого мальчика не могла смириться с очевидной культурной отсталостью своего народа, и, наверное, именно тогда встала перед его внутренним взором Великая цель – поднять свой народ на самые высшие ступени человеческой цивилизации. Эта цель освещала ему путь в течение всей последующей жизни. Сатпаев всегда был очень мудрым реалистом: ни при каких обстоятельствах не сворачивал с пути созидания, не отвлекался на призывы борьбы с режимом, который (он интуитивно чувствовал это) невозможно было изменить, но старался именно в тех рамках реальности, которые диктовались объективно существовавшей действительностью, извлекать максимально возможную пользу для своего народа, для своего Казахстана».
Алма КЕНЖЕБЕКОВА, Алматы