Нам следует пересмотреть наши подходы к образовательным реформам – мажилисмен

По его словам, в сфере образования накопилось много проблем.

Редакция Liter.kz

Депутат Мажилиса Еркин Абиль прокомментировал выступление Касым-Жомарта Токаева на Республиканском съезде педагогов, передает Liter.kz.

Десять лет работы в Костанайском педагогическом университете сделали День учителя моим профессиональным праздником. И когда, как не в этот день, мне порассуждать о проблемах школы и педагогического образования. Сегодня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на Республиканском съезде педагогов. На моей памяти в первый раз глава государства участвует в подобном мероприятии и делает программные заявления именно по вопросам развития системы образования, – отметил депутат.

По его словам, в сфере накопилось немало проблем, и главная – квалификация учителей. Депутат отметил, что именно от качества подготовки учителей зависит качество образования в школе. Проблемы с внедрением нового содержания в казахстанской школе возникли именно потому, что новое содержание пытались внедрять старыми методами.

Возможно, нам следует принципиально пересмотреть наши подходы к реформам в сфере образования. Вокруг профильного министерства за три десятилетия расплодились многочисленные центры, призванные заниматься исследованиями, аналитикой, разработкой методик и прочим, но влияние традиционных центров, непосредственно занимающихся подготовкой педагогических кадров, – вузов, неуклонно снижалось. Может, пришло время ликвидировать 15 различных квазигосударственных “центров” и “институтов”, пасущихся вокруг Министерства просвещения, и передать все эти функции в конкурентную среду и педагогическим вузам? – сказал Еркин Абиль.

Он добавил, что нужно подумать над восстановлением сети специализированных педагогических вузов во всех регионах или как минимум в Актобе, Костанае, Караганде. Вторая проблема – содержание педагогического образования.

"Дети должны получать современное передовое образование", - сказал президент, и с этим сложно спорить. Безусловно, позитивные изменения в образовании есть, это нельзя отрицать. Но вместе с тем  мы часто видим господство схоластики под маской нового содержания. Здесь важная роль принадлежит педагогической науке. В целом, по моему глубокому убеждению, сам процесс школьного образования должен стать исследовательским, ученику с первого класса нужно прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности, создать в каждой школе научные кружки, а в каждом городе и районе – малые Академии наук. Это все должно быть встроено в систему дополнительного образования и интегрировано в школьную программу. Соответственно, нужно добиваться того, чтобы школьный учитель, как правило, имел степень магистра, – подчеркнул депутат.

Третья проблема – нехватка мест в школах. Создание образовательной инфраструктуры катастрофически не успевает за демографическими процессами. По мнению депутата, новая программа “Комфортная школа” –  один из путей решения этой проблемы. Но, как отметил депутат, “недостаточно просто выделить триллион тенге и ожидать положительного эффекта”. Нужно установить жесткий общественный контроль за тем, чтобы все деньги пошли именно на создание образовательной инфраструктуры, а не на бонусы и премии руководителям проекта.

И здесь важна роль партии АМАNАТ, взявшей на себя ответственность, как партия парламентского большинства. Кроме школ, нужно обратить внимание и на систему  дополнительного образования, в том числе и спортивного. Сейчас эта работа уже активизировалась, в районах и селах строятся физкультурно-оздоровительные комплексы, однако нужно помнить, что мало построить здание, детский центр или спортплощадку. Нужны квалифицированные кадры, которые будут работать с детьми и получать за это достойную зарплату. То есть мы опять возвращаемся к проблеме развития высшего педагогического образования. Внимание, которое глава государства оказывает проблемам педагогического сообщества, говорит о многом. В первую очередь о правильной расстановке стратегических приоритетов, первым из которых является качество человеческого капитала. А самый главный инструмент его повышения – школьное образование, –  резюмировал Еркин Абиль.

Новости партнеров