Как защитить внутренний рынок от импорта и развить отечественный агропромкомплекс, чтобы Казахстан стал региональным центром производства продуктов питания? Это задача, которую Президент страны обозначил в своем Послании народу Казахстана, а ее решение находится на особом контроле партии AMANAT. О законодательных новшествах, которые защитят казахстанского производителя и отечественный рынок от засилья некачественного импорта, мы поговорили с руководителем Совета по агропромышленному комплексу партии AMANAT, депутатом Мажилиса Парламента РК Нуржаном Ашимбетовым.
Отечественное производство – основа экономики
– Нуржан Кемерович, насколько готов сегодня отечественный агропромкомплекс к масштабным задачам?
– Страна располагает богатым природным потенциалом, который вполне позволяет нам стать одним из крупных центров евразийского континента по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Во всех регионах Казахстана мы выращиваем и производим значительные промышленные объемы зерна, овощей, фруктов, продукции животноводства, у нас есть современные перерабатывающие предприятия и специалисты, способные обеспечить достойное качество выпускаемой продукции.
Однако в настоящее время отрасль находится пока на той стадии развития, когда предприятия еще не являются достаточно сильными в сравнении, например, с конкурентами из России или Беларуси. Казахстанским аграрным и пищевым производствам жизненно необходимы средства, им нужны ресурсы для развития технологий и наращивания производства. Но внешних и внутренних инвестиционных средств в отрасли не хватает. Одна из главных причин заключается в том, что местные производители не могут полноценно реализовывать свою продукцию на отечественном внутреннем рынке.
По информации отраслевых союзов пищевого сектора Казахстана, до 70% всего объема торговли сосредоточено в крупных сетевых супермаркетах. В них продается в основном продукция зарубежного пищепрома. Отечественным производителям не хватает места на торговых полках. Крупным сетевым ритейлерам выгоднее закупать и продавать импорт за счет его более низкой цены, больших объемов, готовности российских и белорусских поставщиков месяцами ждать оплаты, так как те могут себе это позволить в силу масштабов своего бизнеса. При этом качество импортного товара может существенно уступать маркетингу и ценовой политике. Как итог, потребитель лишается выбора, часто ему не доступна отечественная продукция достойного качества. При этом казахстанские предприятия терпят убытки. Не имея возможности полноценно продавать свою продукцию, они вынуждены сворачивать производство, сокращать персонал. По данным отраслевых союзов в сфере пищепрома и АПК, производственные мощности многих казахстанских компаний загружены сегодня в среднем не более чем на 50%.
Почему импортная продукция из соседних стран часто более конкурентоспособна по цене? Здесь нужно иметь в виду различия тех условий, в которых существует и развивается отрасль. Исторически в России и Беларуси пищевая отрасль была более развита ввиду глобальных инфраструктурных планов руководства СССР. В 1960–1990-х годах там занимались сырьевой базой, проектировали посевные площади, производственные предприятия строились с учетом особенностей региона, логистики, специфики сырья и т. д. В этих республиках изначально строились более крупные и мощные перерабатывающие предприятия. Именно благодаря этому наследию в РФ и РБ сейчас существует развитый и рентабельный аграрно-пищевой сектор. Причем важным преимуществом является более доступное и дешевое кредитное финансирование таких предприятий за счет масштабных госсубсидий и льготных кредитов.
У нас в Казахстане более сложные для производителя экономические условия, к ним еще прибавляются повсеместные проблемы со сбытом. Парадокс, но в своей же стране казахстанским предприятиям оказывается сложно продать собственную продукцию. Повсеместно на торговых полках доминирует импорт. Условия сотрудничества торговых сетей с казахстанскими поставщиками выгодными не назовешь. Часто в договорах отечественным производителям выставляют заведомо невыгодные условия, взимают с них дополнительные платежи (например, так называемые ретробонусы). В случае несогласия платить, производитель остается просто без возможности продавать.
Поэтому мы в партии «AMANAT» считаем, что отечественный агропромкомплекс нужно укреплять, наполнять его необходимыми средствами. Сделать это могут прежде всего сами предприятия, если получат возможность полноценно продавать свою продукцию на местном рынке. Поэтому мы подключились к этому вопросу.
Действительно, зайдя на днях в большой супермаркет, с удивлением увидел внутри огромный стенд, который выглядит как фирменный магазин по продаже белорусских продуктов. Такого размаха у казахстанских производителей в нашей торговле никогда не было. Пока мы месяцами обсуждаем дизайн знака «Сделано в Казахстане» и гадаем, какую часть торговой полки дать местному производителю, торговые сети сотнями квадратных метров отдают площади импортному продукту. Причина проста: работать с импортом для ритейла более выгодно. Импортная продукция от крупных поставщиков из стран ЕАЭС, где себестоимость производства ниже, чем в РК, имеет более привлекательные закупочные цены в сравнении с казахстанской. Кроме того, российские и белорусские поставщики дают казахстанским торговым сетям хорошие дополнительные скидки за счет объемов закупаемых партий. Казахстанские предприятия не являются настолько мощными, чтобы предлагать аналогичные крупные партии товара. Отсюда – фактор коммерчески неравной конкуренции казахстанских и иностранных поставщиков товара. Как результат, часто отечественному производителю нет не только приоритета в торговле, а вообще не остается места на торговой полке – все место занято брендами-гигантами из соседних стран. Иностранные конкуренты без проблем оплачивают торговым сетям всевозможные ретро- и акционные бонусы, трейд-маркетинговые и прочие активности и дополнительные услуги. Они, повторимся, могут себе это позволить. Как могут позволить, скажем, месяцами ждать оплаты за поставленный и реализованный товар. У казахстанских предприятий зачастую экономически нет таких возможностей. Заметим, что сроки оплаты поставленных товаров торговой сетью могут доходить до трех месяцев по договору, но даже три месяца не выдерживаются. Свежий пример: одна из крупнейших сетей задолжала местному производителю почти миллиард тенге за реализованный товар. Сеть не рассчитывается с компанией почти год, в результате поставщик изъял всю свою продукцию из супермаркетов сети по всему Казахстану.
Все эти процессы нужно регулировать. Во всех развитых странах власти защищают своего производителя, потому что отечественное производство составляет основу экономики, ведь это рабочие места для населения, налоги и стабильность.
Приоритетные условия
– Не пора ли уже принимать законодательные решения, направленные на защиту отечественного производства?
– Мы в партии «AMANAT» считаем, что нужны честные и выгодные отечественной экономике условия для реализации продуктов на местном рынке. По данному вопросу мы взаимодействуем с отраслевыми союзами пищевого сектора, которые передали нам свой пакет предложений по совершенствованию законодательной базы. Предложения обсуждены на уровне нашего партийного Республиканского совета по АПК, прорабатывались они и с Комитетом по агропромкомплексу Мажилиса, а также с представителями профильных министерств. В результате принято решение готовить отдельный законопроект. Мы предлагаем на законодательном уровне усилить регулирование торговой деятельности со стороны уполномоченных госорганов. Цель – создание приоритетных условий для отечественных производителей. Сейчас уже идет подготовка данного законопроекта вместе с Институтом парламентаризма при Управлении делами Президента РК. Совместно с экспертами и представителями бизнеса мы планируем всесторонне изучить проблему, учесть международный опыт и сделать все, что возможно, для защиты наших национальных интересов.
В своем Послании народу Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстану необходимо перейти к протекционистской экономической политике. Он отметил, что сейчас многие страны активно применяют меры по защите внутреннего рынка. Тем не менее в Казахстане, по классификации ВТО, уровень защиты внутреннего рынка остается низким. «Поэтому нам нужны новые, смелые подходы в торговой политике. Государство обязано защищать отечественных производителей. Это не сигнал для закрытия нашей экономики от внешнего мира: она должна оставаться открытой, но с учетом интересов национального бизнеса», – отметил наш Президент.
В настоящее время действия бизнеса на рынке отслеживает антимонопольное ведомство. Чаще всего виновными, например, в росте цен делают производителей, якобы они сговорились. И я не слышал, чтобы хоть одну торговую компанию привлекли к ответственности за ценовые сговоры. Нужно урегулировать эту ситуацию соответствующими поправками в законодательство, подзаконными актами. По этой теме я часто привожу пример Венгрии. Там также много крупных торговых сетей, в том числе сети из Франции, Германии, Австрии, которые долгое время агрессивно продвигали на венгерском рынке продукцию собственных стран. Но в определенный момент парламент Венгрии принял строгие внутренние регулирующие законы и нормы по защите местных продуктов питания, не противоречащие документам Евросоюза о взаимной торговле. В результате венгерским производителям во всех торговых сетях, работающих на территории страны (включая и иностранные сети), был предоставлен приоритетный доступ к торговым полкам. Наши чиновники часто говорят, что, мол, мы связаны документами ЕАЭС, не можем контролировать рынок, так как он подчиняется нормам ЕАЭС. Но пример Венгрии показывает, что здесь все замечательно регулируется и управляется. Да и не пример только Венгрии, но и, скажем, нашего северного соседа.
Большой проблемой Казахстана остается бесконтрольный ввоз больших партий дешевой импортной пищевой продукции, часто весьма сомнительного качества. Но россияне в рамках поставок продукции из РК очень жестко защищают свой рынок с помощью контролирующих организаций, таких как Ростехнадзор. Так же поступают и наши китайские соседи. При этом, к сожалению, я не слышал, чтобы мы хоть один раз закрыли для какого-либо производителя из соседних стран свой рынок из-за низкокачественной продукции (хотя ее ввозится огромное количество) или, например, из-за карантинных ограничений. Возможно, причина в заинтересованности крупных «глобальных» торговых сетей – им невыгодно терять поставки импортной продукции. Отсутствие зеркального ответа, когда, например, россияне искусственно ограничивают поставки казахстанского товара на свой рынок, приводит к абсолютно несправедливой конкуренции. Аргумент Минторговли на тему защиты рынка – то, что они создали межведомственный ситуационный центр, который якобы контролирует ситуацию с поставками импортного продовольствия. Недавно мы вновь задали им вопрос: почему, когда выявляются какие-либо партии импортного некачественного товара, вы не информируете население? Почему сообщений об этом нет в СМИ? В России ведь не стесняются так делать. А чего мы боимся? На наш взгляд, здесь высока вероятность в том числе и коррупционной составляющей, когда госчиновники в интересах крупных торговых сетей сознательно «спускают на тормозах» проблемы, не давая огласки или не информируя соответствующие контрольные госорганы.
Вопрос национальной безопасности
– Все эти вопросы, как мы понимаем, напрямую связаны с обеспечением продовольственной безопасности нашей страны. Как эта тема отслеживается, контролируется в нынешних рыночных реалиях?
– Конечно, защита внутреннего продовольственного рынка – это прежде всего вопрос национальной безопасности. Зайдите в любой супермаркет – там в большинстве на полках вы увидите импортные продукты. Любой геополитический кризис, любые проблемы соседей могут резко и сильно отразиться на нас, они в любой момент могут остановить поставку нам продовольствия, сосредоточившись на собственных рынках, – и чем тогда мы будем кормить наше население, если, по информации отраслевых союзов, по отдельным категориям продуктов питания доля импорта в магазинах доходит до 80%? Нужно защищать внутренний рынок всеми возможными средствами, создавать условия для справедливой конкуренции наших продуктов с импортными, поддерживать отечественных производителей с тем, чтобы сделать их сильнее, чтобы они могли полностью страну обеспечить, а затем и активно выходить на международный рынок. При правильном подходе мы можем рассчитывать на прогресс уже в ближайшие 3–5 лет.
– А есть ли у нас отечественные производители, выпускающие действительно качественную конкурентную продукцию?
– Есть, и немало! Наши предприятия активно участвуют в международных выставках и конкурсах и регулярно привозят награды за отличное качество своей продукции. Так, например, в Павлодарской области есть ряд предприятий, которые сильны как на внутреннем рынке РК, так и на экспортном. В частности, это компания «Рубиком» – мощное перспективное предприятие, производящее в сутки 15–18 тонн колбасных изделий, имеющее в Павлодаре собственные торговые сети. Ее продукция обширно представлена в Астане и северных регионах страны, а также в приграничных регионах России. Сильным брендом на рынке продовольствия РК стало также предприятие «Кэмми», выпускающее лапшу, сочни для бесбармака, различные виды макарон. Еще одно уверенно растущее предприятие в Палодарской области – «Смак», выпускающее качественные мясные полуфабрикаты. И, конечно, в этом списке нельзя не упомянуть общеказахстанский бренд «ФудМастер», также имеющий в Павлодарской области свое предприятие, производящее молочные продукты как для рынка РК, так и на экспорт. Такие предприятия конкурентоспособны, и их нужно развивать, масштабировать по всему Казахстану. Обратите внимание: крупные компании при строительстве современных молочно-товарных ферм и перерабатывающих комплексов зачастую используют опыт Северного Казахстана. В частности, это успешный опыт льготного кредитования по очень низким ставкам через социально-предпринимательские корпорации (СПК). И еще важный источник поддержки – государственное субсидирование: до 50% средств, вложенных в оборудование и приобретение скота, возмещаются за счет республиканского бюджета. Это идеальная модель поддержки инвестпроектов в сельском хозяйстве и переработке. В прошлом году было выделено 100 миллиардов тенге из республиканского бюджета на эти цели, в текущем году выделяется 800 миллиардов.
Президент поручил развивать аграрную и пищевую индустрию по всем направлениям, включая технологии капельного орошения, обеспечивающие высокие урожаи, системы овощехранилищ, перерабатывающие предприятия и многое другое. Минсельхоз РК пока ограничивается 2–3 направлениями – к сожалению, пока перерабатывающие предприятия, пищепром туда не включили. Но я думаю, что эти программы будут обязательно расширятся. Мы в Парламенте намерены все для этого сделать. Если пойдет масштабная государственная поддержка, то в отрасль придет очень много отечественных инвесторов.
Сейчас очень важно найти правильный баланс интересов местных производителей и торговли, чтобы это шло на пользу отечественной экономике. Этим мы и планируем заниматься в самое ближайшее время в Республиканском совете по АПК партии «AMANAT».
Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы