Принятие 25 октября 1990 года Верховным советом Казахской ССР Декларации о государственном суверенитете явилось не просто историческим, а эпохальным по своему масштабу событием в государственно-правовом развитии нашей страны. Сразу хочу отметить, что данный политико-правовой акт носил нормативный характер и послужил основой для разработки новой Конституции Республики Казахстан. Это прямо отмечается в статье 18 Конституционного закона Республики Казахстан "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года.
В декларации впервые было провозглашено, что Казахская ССР является суверенным государством, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе. При этом следует отметить, что в Конституции 1937 года отмечалось, что Казахская ССР добровольно объединилась с другими равноправными республиками в СССР. В Конституции же 1978 года только в преамбуле указывалось, что Казахская ССР являлась равноправной республикой в составе СССР. В Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР провозглашалась не только суверенность Казахстана, но и конституционная идея о необходимости заключения договора между союзными республиками. Здесь уместно отметить огромную роль наших казахстанских ученых в разработке и подготовке проекта декларации, и ведущая роль в создании этого политико-правового акта, безусловно, принадлежит академику С.С. Сартаеву.
Поскольку суверенитет является незыблемой ценностью нашего государства, то надо знать и его правовую природу. В Республике Казахстан реализуется национальный и народный суверенитет.
Национальный суверенитет выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовной сферах. В современных условиях национальный суверенитет имеет свои особенности, и я об этом ранее уже писал, но полагаю необходимым еще раз обратить на это внимание. В Казахстане имеется лишь одна единственная нация — нация казахов, которая столетиями проживала на своей территории, и здесь она сформировалась как нация. Нигде в мире больше нет казахской нации, хотя казахская диаспора имеется во многих странах и насчитывает несколько миллионов человек. В преамбуле нашей Конституции признан и закреплен исторический факт того, что "создается государственность на исконной казахской земле". Из этого, естественно, вытекает, что казахская нация имеет право самоопределяться в государственной сфере, то есть создавать свою национальную государственность. Признание и провозглашение этого факта отражено в Конституционном законе "О государственной независимости Республики Казахстан". Вместе с тем фактически в Казахстане живут представители многих других национальностей: русские, украинцы, узбеки, корейцы и другие. У каждой из этой этнической группы есть исконная родина, где живут соответствующие нации, но поскольку они являются гражданами Республики Казахстан, то имеют право на самоопределение в государственной сфере. Однако, не будучи нациями на территории Казахстана, они могут находиться в политико-правовой связи с государством как часть населения, народа страны. В силу этого в условиях Казахстана следует вести речь о самоопределении в государственной сфере не одной только казахской нации, а всего народа Казахстана. В политическом отношении национальный суверенитет сливается с народным суверенитетом и как таковой является источником государственной власти, государственного суверенитета. Тем самым снимается опасный источник напряженности в межнациональных отношениях.
Особое значение имеет национальный суверенитет в духовной сфере. Национальный суверенитет в условиях многонационального Казахстана реализуется путем предоставления права казахской нации, всем национальным группам возможности реализации их этнической, культурной языковой самобытности путем содействия их активному участию во всех сферах общественной и государственной жизни. Причем идея поддержки национальной самобытности проживающих в Казахстане национальных групп была заложена в Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан, где в п. 2 записано: "Возвращение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, является одной из важнейших задач государственности Казахской ССР".
Весьма важным в условиях современного Казахстана является вопрос о языках. Даже притом, что казахский язык в период советской власти наряду с русским признавался государственным языком, фактическая сфера применения казахского языка сузилась до весьма опасных пределов. Из употребления в государственной сфере он был фактически вытеснен. И это притом, что государственный язык является одним из неотъемлемых атрибутов государственного суверенитета. Сегодня наша Конституция в п. 1 ст. 7 устанавливает, что в Республике Казахстан государственным является казахский язык. Что касается русского языка, то он, согласно п. 2 этой же статьи, официально употребляется наравне с казахским языком в государственных организациях и органах местного самоуправления. Однако, учитывая роль и значение государственного языка в укреплении нашей суверенной государственности, вышеуказанный п. 1ст. 7 Конституции можно было бы дополнить словами — "как язык государствообразующей нации" (ранее я уже неоднократно об этом писал) и изложить в следующей редакции: "В Республике Казахстан государственным является казахский язык, как язык государствообразующей нации". Это в полной мере будет соответствовать и преамбуле нашей Конституции, где прописано: "созидая государственность на исконно казахской земле" и никоим образом не ущемит использование в стране русского и других языков. Кстати, именно так сформулирован статус русского языка как языка государствообразующей нации в Конституции России в ходе конституционной реформы 2020 года.
При этом следует иметь в виду, что превращение казахского языка как языка государствообразующей нации в язык государственный — это реализация национальной идеи. Разумеется, одного конституирования казахского языка недостаточно. Для того, чтобы он стал фактически государственным языком, необходима не только поддержка государства, но и активная, многообразная, систематическая работа, начиная с семьи, школы во всех государственных и общественных структурах по изучению, усвоению, применению казахского языка. Этот вопрос детально отражен в Законе о языках РК.
Что касается народного суверенитета, то следует выяснить само это понятие. Причем понятие "народный суверенитет" встречается в Конституциях многих стран мира. Например, в Конституции Французской Республики от 4 октября 1958 года, в разделе "О суверенитете" записано: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума". Следовательно, источником государственной власти признается народ. Современное понятие "народ" в Казахстане существенно отличается от соответствующего понятия советского периода. В тот период народ Казахстана был составной частью народа СССР. В то же время в законодательстве существовало понятие "народ Казахстана". Так, в Конституции Казахской ССР (1978 г.) отмечалось: "Вся власть в Казахской ССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов" (ст. 2). В Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой еще в период ее нахождения в составе СССР, сохранялось вышеуказанное положение, что в целом было естественно. В ней дается следующее определение: "Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы (ст. 4). Лишь через год, 16 декабря 1991 года, был принят Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", в котором впервые на историческую, политическую арену была выведена казахская нация: "Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы" (ст. 6). Данное определение имеет историческое, судьбоносное решение для казахской нации, так как этим законом впервые через 250 с лишним лет после присоединения Казахстана к России было провозглашено перед всем миром, что ядром народного суверенитета в Республике Казахстан является суверенитет казахской нации. Закон этот, признавая данный исторический факт, не отдает, однако, предпочтения казахской нации, поскольку не она исключительно, а народ Казахстана является носителем государственного суверенитета. Эта идея народного суверенитета нашла свое подтверждение в нашей Конституции и конституционных законах. Однако в данном аспекте надо отметить, что в п. 1 ст. 3 Конституции записано: "Единственным источником государственной власти является народ". Полагаю, что данное конституционное установление является неполным, и его следует воспроизвести в Основном законе так, как это дано в п. 4 Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР и в вышеуказанной ст. 6 Конституционного закона "О государственной независимости Республики Казахстан", а именно: "Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ". Это весьма важно, особенно в условиях построения Нового Казахстана со справедливым обществом.
Таким образом, суверенитет государства можно обозначить как такое свойство государства, которое характеризует его независимость и самостоятельность от влияния других государств при осуществлении своих внутренних и внешних функций. Но это узкая трактовка понятия "суверенитет", поскольку независимость является лишь одним из элементов общего понятия "суверенитет".
Существенным признаком суверенитета является верховенство государственной власти. Верховенство это позволяет создать самостоятельную систему национального права, которая регулирует важнейшие стороны общественных отношений, устанавливает единый на всей территории правовой порядок, определяет правовой статус государственных органов, права, свободы и обязанности граждан. Верховенство государственной власти проявляется в верховенстве на территории Казахстана Конституции Республики, затем законов и других нормативных правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти. Это означает, что верховенство государственной власти не безгранично, его рамки определяются Конституцией, другими законами и подзаконными актами. Следовательно, суверенная верховная государственная власть ограничена правом, действующим на территории нашей страны.
Другим признаком суверенитета является единство государственной власти. В п. 4 ст. 3 Конституции отмечается, что "государственная власть в Республике едина". Единство государственной власти выражается в существовании системы органов, объединенных в высшую государственную власть. Она разделяется на ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделяясь, эти ветви единой государственной власти в рамках своих полномочий выполняют функции всего государства. В процессе осуществления своих полномочий различные ветви власти взаимодействуют между собой.
Далее важным элементом суверенитета являются Конституция и национальное законодательство. Так, согласно п. 1 ст. 4 Конституции, действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного суда и Верховного суда республики.
Еще одним обязательным атрибутом суверенитета является наличие гражданства, предполагающего наличие устойчивой политико-правовой связи между гражданином и государством.
Как видно из вышеизложенного, понятие "суверенитет" является многогранным, вбирающим в себя целый ряд неотъемлемых элементов, включая понятие "независимость". Это позволяет предположить, что суверенитет государства является незыблемой ценностью нашего народа, и, следовательно, в п. 2 ст. 91 Конституции слово "независимость" необходимо заменить на слово "суверенитет", и изложить данный пункт Конституции в следующей редакции: "Установленные Конституцией суверенитет государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики являются неизменными".
Безусловно, огромным достижением в построении нашей суверенной государственности является закрепление в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР положения, согласно которому "в исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал — все национальное богатство, имеющееся на территории".
Данное положение в последующем было конституировано и сегодня представляет собой огромный потенциал нашего Основного закона.
Примечательно, что в ходе конституционной реформы 2022 года именно данное положение декларации послужило основой для формулирования п. 3 ст. 6 Конституции, согласно которому "Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу...". Данным положением наряду с частной и государственной собственностью в нашей Конституции закреплен еще один вид собственности — народной собственности. Тем самым с повестки дня снят один из злободневных вопросов, долгое время будораживших казахстанское общество, — вопрос о возможности продажи нашей земли иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам.
В заключение хочу отметить, что благодаря инициативе президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева в прошлом году восстановлена историческая справедливость и 25 октября — День Республики, как день нашего суверенитета, получил статус национального праздника.
Поздравляю всех казахстанцев с Днем Республики и желаю процветания нашей стране!
Еркин Дуйсенов, советник ректора КазНУ им. аль-Фараби, доктор юридических наук, профессор