Не хватает эффективной связки между образованием и бизнесом в РК – профессор Колумбийского университета

Об уровне образования в стране и чего не хватает казахстанскому бизнесу. 

Редакция Liter.kz

Современные технологии развиваются с огромной скоростью. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: госуслуги, бизнес, банки, исключение не составляют и образовательные учреждения. О том, почему в ближайшем будущем казахстанцам придется обучаться новым профессиям, и что ждет отечественный бизнес, мы поговорили с адъюнктом Колумбийского университета, приглашенным профессором Казахского национального исследовательского университета Рафисом Абазовым в преддверии Астанинского международного форума, передает Liter.kz.

 – Вы много пишете об образовании и повышении своих знаний. На ваш взгляд, каков уровень образования в Казахстане? Чего нам не хватает для выпуска высокопрофессиональных специалистов?

– В Казахстане линейка образования выстроена достаточно хорошо для подготовки кадров для индустриальной экономики (или как ее называют  "Экономики 2.0″). Для развивающегося государства, которое получило независимость 30 лет назад, основные необходимые задачи выполняются. То есть поставлено школьное образование, технические предметы, хорошая линейка образования колледжей и высшего образования. Но это для поддержания нынешнего рынка труда и экономического развития сегодняшнего и вчерашнего дней.

Однако сейчас технологическая и экономическая парадигма меняется как на рынке труда, так и на рынке технологий и в экономической системе. Многие индикаторы говорят, что Казахстан находится на пороге стремительной цифровой трансформации, где требуются уже совершенно другие навыки, привязанные к освоению и внедрению цифровых технологий, или как говорит молодежь — "цифры". А "цифра" требует больше навыков, новых знаний и больше умения работать в совершенно новых условиях. Поэтому я бы сказал так: для решения сегодняшних и вчерашних задач нынешняя система образования построена хорошо. Но для решения экономических задач ускоряющейся цифровой трансформации национальной экономики требуется больше динамики и больше развития, особенно "цифры" в высшем образовании.

Необходимо готовить специалистов, владеющих не только сегодняшними технологиями, но и иметь такие навыки и компетенции, чтобы осваивать в будущем и новые технологии, которые в взрывном порядке появляются. На сегодняшний день, это тот же искусственный интеллект (ИИ) и чат-GPT, которые наделали очень много шума. К работе с этими технологиями надо готовить все больше специалистов.

– Что делается в сфере образования, чтобы обеспечить это быстрое развитие, а не быть в режиме "догоняющего"?

– Для того чтобы мы шли в ногу со временем, нужна гибкость. Особенно в высшем, профессиональном и техническом образовании. В этом отношении институциональная линейка уже построена и в этом отношении большое значение сыграло принятие в 2021 году постановления "Концепция обучения в течение всей жизни (непрерывное образование)". В нем четко было показано, что должна строиться гибкая система профтехобразования и высшего образования по образцу Европейского союза, то есть люди получают микронавыки, микрокомптенции, даже наноспециальности, которые приспособлены для тех или иных нишевых изменений на рынке труда и технологий.

Если раньше в университетах подразумевалось, что человек приходил один раз в жизни, получал диплом, высшее образование, степень и все. Но теперь идея в том, чтобы университеты и колледжи стали тем местом, куда взрослые люди возвращаются снова и снова за повышением квалификации, как минимум раз в пять-шесть лет. Не просто за степенью, но и за микроквалификацией, микрокомптенциями и учетом результатов нанообучения (Nanodegree/"Наностепень") — это позволяет в короткие сроки приобретать необходимые профессиональные навыки, строить свою индивидуальную траекторию обучения и устранять пробелы в знаниях в "цифре". И особенно важно, чтобы не оказывались вне рынка труда среднее и старшее поколение (примерно 35% занятых на рынке труда), которые получили образование вчера и которым нужно перестраиваться под реалии сегодняшнего дня. Им нужно будет давать возможность перестраиваться под реалии цифровой трансформации завтрашнего дня.

– Насколько наша система образования готова обучать людей в течение всей их жизни?

– В Казахстане примерно 120-130 университетов. Поднять всю систему и продвигать ее сложно. Но есть флагманские университеты. Десятка ведущих университетов Казахстана или уже настраивается, или уже приближается к подтверждению своего флагманского потенциала. Они видят и решают многие задачи наперед. Национальные вузы — такие как Назарбаев университет, Евразийский университет, университет имени Аль-Фараби, политехнический, аграрный, медицинский и так далее. Они очень динамично пытаются перестроить свою систему, внедряя новые специальности и направления, например, новые направления в МВА.

– Вы говорите о том, что в Казахстане недостаточно развито практическое обучение предпринимательству. На ваш взгляд, что можно предпринять, чтобы активно вовлечь в бизнес студентов?

– Первые шаги в вузах и колледжах уже делаются, например, практика, обучение, стажировки, международная академическая мобильность и так далее. К сожалению, иногда не хватает эффективной связки между образованием и бизнесом. Необходимо студентам больше времени проводить на производстве.

По европейским стандартам, почти 50% времени студенты, магистранты, докторанты проводят на производстве. Не для галочки, а реально помогают бизнесу решать те или иные проблемы. Наступает эпоха, когда вузы тоже должны это выстраивать, причем эффективно и правильно, чтобы студенты приходили в бизнес уже подготовленными. Чтобы понять, как это работает, и в будущем себя там видеть. В этом отношении "Атамекен" уже хорошо служит мостом между государственным и частным сектором, теперь он должен стать мостом между вузами, и системой профтехобразования с бизнесом и производством, чтобы это было выгодно и для вузов, и для колледжей, и для бизнеса.

– Вы много пишете о стартапах. Считаете ли вы Казахстан благоприятной страной для открытия новых видов бизнеса?

– По моему опыту общения с нашими студентами-болашаковцами и наиболее динамичными студентами – наши студенты показывают всесторонние знания. И у них очень много креативности, которую нужно поддерживать и стимулировать. Для сравнения, и американские студенты очень узкоспециализированы.

Наша молодежь может предложить очень много креативных и инновационных решений. Я вижу большие изменения. Если до COVID-19 конкурсы старапов привлекали от силы пару дюжин молодых энтузиастов, то сейчас многие конкурсы привлекают сотни студентов и магистрантов. Все больше молодых людей приходят со своими стартап-идеями. И наконец-то началась выстраиваться система поддержки со стороны бизнеса, то, что мы называем "бизнес-ангелами". Появились меценаты, которые готовы вложиться в молодежь в виде призового фонда (хотя пока это небольшие деньги). Для поднятия бизнеса этого недостаточно, но как первый капитал для молодежи этого хватает. Если раньше это носило элемент формальности, то сейчас все больше молодых людей приходят с реальными идеями, реальными концепциями и реальным бизнесом.

– Как вы считаете, в каких сферах молодые казахстанцы могут реализовать себя в ближайшем будущем?

– Билл Гейтс говорит: "Если у вас нет бизнеса в интернете — у вас нет бизнеса". Идеи могут быть самыми разными, но, чтобы они не остались маленькими, их нужно масштабировать, показывать потенциальным инвесторам, "бизнес-ангелам", чтобы получить всестороннюю поддержку и от государства, и от нацпалаты, и от частных организаций. Сейчас перспектива именно в частном секторе — особенно предпринимательстве в цифровой трансформации бизнеса и экономики.

– Тема вашей панельной сессии на Международном форуме "Астана" — Новые глобальные вызовы и возможности для современного казахстанского бизнеса. Как вы оцениваете наши возможности?

– Во всем мире, не только в Казахстане, происходит беспрецедентный рост новых технологий, от микроклонирования в сельском хозяйстве, до робототехники в домах и торговых центрах! Поэтому необходимо пересматривать стратегию отношений, технологий и бизнеса. Например, еще вчера банки существовали только для того, чтобы пойти, положить деньги или получить кредит. Сегодня банки — это финансовая экосистема. Мы берем наш телефон и можем расплачиваться, покупать в этих приложениях, получать кредиты. За всем этим стоят цифровые технологии, которые облегчают нашу жизнь. Все наши операции — оплаты, покупки, оформление кредитов, поиск бизнеса, поиск партнеров. Вокруг банковской системы создана большая цифровая экоплатформа, доступная не только в столицах, но и в самых отдаленных аулах.

Сейчас есть неопределенность из-за того, что в жизнь взрывным порядком входит искусственный интеллект. Когда идет накопление капитала, знаний, происходит резкий подъем. В Казахстане только идет процесс накопления технологий, знаний и НИОКР, поэтому мы иногда думаем, что у нас больших изменений нет. Это только внешне. Но на самом деле внутри многих банков, компаний, корпораций идет накопление опыта использования новых технологий, которые скоро вызовут резкие изменения как на рынке труда, так и в экономике. Я думаю, мы находимся на пороге взрывного входа коммуникационных-информационных технологий (ИКТ) и использования искусственного интеллекта в нашей повседневной жизни. Казахстан двигается в этом направлении и уже опережает многие окружающие страны региона.

Интервью подготовлено НПП "Атамекен" - деловым партнером Международного форума "Астана".

Новости партнеров