О заседание казахстанско-китайской совместной комиссии по автоперевозкам.
В Актау прошло заседание казахстанско-китайской совместной комиссии по автоперевозкам. Впервые в истории выполняется пробная транзитная автоперевозка грузов по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия через морские порты «Курык» и Баку.
В рамках проведения заседания казахстанско-китайской комиссии по автотранспорту первые три китайских грузовика весом 80 тонн, выехавшие из города Урумчи, прошли по транзитному маршруту и 23 мая текущего года загружены на паром в порте «Курык» в городе Актау для продолжения движения по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия.
– Подписанное в прошлом году соглашение с китайской стороной по автоперевозкам стало ключевым моментом взаимовыгодного сотрудничества, открывая безграничные возможности и перспективы для дальнейшего развития торговых связей. Впервые в истории автотранспорт двух стран получает доступ напрямую доехать во все крупные торговые города сторон и даже совершать транзитный проезд по территориям. На сегодняшний день сотни миллионов тонн грузов с Китая до западных стран доставляется морем, в сроки до 52 дней, меньший объем грузов идет по железной дороге – до 22 дней. Указанные сроки автотранспорт может сократить до 12 дней, доставляя груз «от двери до двери» без промежуточной ее погрузки/выгрузки, – отметил председатель Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Минтранса Казахстана Али Алтай.
Кроме того, профильные ведомства двух государств обсудили вопросы дополнительного обмена бланками разрешений (дозволов) на 2024 и 2025 годы. Количество бланков разрешений на 2024 год составило 120 000 единиц. В следующем году планируется оцифровать данный процесс и уже перейти на электронные бланки разрешений. Стороны договорились о том, что бланки разрешений будут выдаваться в неограниченном количестве.
Необходимо отметить, что объем перевозок грузов в 2023 году вырос в 1,5 раза и составил 1,8 млн тонн. В первом квартале 2024 года объем перевозок грузов уже вырос на 63% и составил 450,1 тыс. тонн. Основные перевозимые грузы – бумага и изделия из бумажной массы, готовые продукты питания, древесина и изделия из нее, машины, механизмы и оборудования, продукты животного происхождения и др.
Напомним, что на днях был утвержден Комплексный план развития морской инфраструктуры РК на 2024–2028 годы. Так, документом предусмотрено создание крупного морского транспортно-логистического кластера на базе портов «Актау» и «Курык». Реализация этой работы позволит нарастить контейнерные мощности, развить терминалы по перевалке грузов и логистику международных перевозок, а также снизить административные барьеры.
Согласно плану развития, уже в текущем году начнутся работы по дноуглублению акватории порта «Курык» и строительству контейнерного хаба в порту «Актау». Основная доля проектов будет реализована за счет частных инвестиций, в том числе запланированных в рамках развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
К 2028 году планируется увеличить пропускную способность портов на 50%, также в три раза увеличить пропуск контейнеров.