Неправительственные организации должны стать полноправным партнером государства
27 февраля 1950 года в резолюции Организации Объединенных Наций было введено понятие «неправительственная организация», что означало признание сектора НПО. Десять лет назад, в 2014 году, на уровне ООН 27 февраля был учрежден как Всемирный день неправительственных организаций (НПО).
Несмотря на то, что НПО давно и прочно вошли в нашу жизнь, отношение к ним зачастую было второстепенным. Что изменилось за последнее десятилетие, и какие задачи стоят перед неправительственными организациями сегодня? Об этом мы говорили в «Гостиной «Литера» с Бану НУРГАЗИЕВОЙ, президентом Гражданского альянса Казахстана, самой крупной общественной организации страны.
– Бану Ганиевна, насколько важно для неправительственного сектора быть равноправными партнерами государству?
– Тесная связь государства и НПО подразумевает прежде всего равноправное и полноценное партнерство, основанное на взаимном уважении и доверии, открытом и честном общественном диалоге.
Недаром Глава государства Касым-Жомарт Токаев с первых дней президентства подчеркивает, что «только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики».
Как известно, современное общество делится на три сектора: государственный, коммерческий и некоммерческий.
Первый сектор (публичный) – это государство и все государственные учреждения и организации.
Второй – частный, то есть бизнес.
Третий сектор – некоммерческий сектор, для которого извлечение прибыли не является целью.
Все три сектора должны быть равноправными партнерами: власть – бизнес – гражданское общество. Только тогда государство, как фигура с тремя равными сторонами и углами, символизирующая равновесие и гармонию, будет сильным и процветающим.
Сегодня во всем мире растет доверие к институтам гражданского общества.
На международном уровне приходит понимание того, что зрелое гражданское общество – основа успешного развития любого государства.
По прогнозу Всемирного экономического форума, в перспективе разрыв между уровнем доверия населения к государственным учреждениям и уровнем влияния институтов гражданского общества на сознание населения будет увеличиваться. Это общемировая тенденция.
Институты гражданского общества представляют весь спектр социально активных сил – партии, неправительственные организации, профсоюзы, религиозные объединения, медиасообщества, экспертные круги, общественные советы.
Однако драйвером развития общества выступает неправительственный сектор, деятельность которого охватывает все сферы.
В нашей стране первые НПО стали проявлять себя активно в решении социальных вопросов еще в 90-х годах. За последние годы сеть НПО увеличилась до 23 тысяч, из них порядка 18 тысяч активно действуют по всей стране.
НПО работают в разных сферах, выступают каналами представления множества мнений и интересов общества.
Каждая неправительственная организация – это объединение людей по их взглядам и предпочтениям. НПО транслируют населению разных возрастных групп, что проблему можно решать разными способами и средствами.
Недаром третий сектор называют полем быстрых изменений в социуме, НПО умеют ставить цели и находить мобильные пути их достижения, работать с бюджетом, взаимодействовать с целевыми группами и партнерами, вносить предложения на уровне законодательных органов.
Государство не может решить все частные и локальные задачи населения, но оно должны создавать условия для развития третьего сектора.
Для этого в Казахстане разработана законодательная база, регулирующая деятельность некоммерческих организаций; внедрены инструменты государственного финансирования гражданских инициатив в виде государственного социального заказа, грантов и премий.
Состояние и перспективы развития гражданского общества традиционно раз в два года обсуждаются на платформе Гражданского форума, рекомендации которого служат для Правительства ориентиром при формировании социально-экономической политики.
Следует признать, что модель «слышащего государства», предложенная Главой государства, послужила стимулом к сотрудничеству власти и общества.
Участие неправительственных организаций необходимо для успешной реализации всех без исключения реформ. Значительных совместных усилий потребуют реформы по дебюрократизации деятельности государственного аппарата, децентрализации власти, передачи полномочий из центра в регионы, облегчения порядка закупок для ликвидации бюрократии и др.
Уже сегодня гражданский сектор широко представлен во всех общественных советах, рабочих группах по внесению изменений в законодательство, консультативно-совещательных органах и иных площадках, где обсуждаются национальные проекты и стратегические документы, планы развития отрасли, предстоящие реформы.
Особенно важны помощь и активность НПО на местном уровне, незаменима их поддержка в решении проблем сельских жителей.
Реформы требуют участия общественности с использованием различных инструментариев, в том числе форм общественного мониторинга, общественной экспертизы, общественного контроля и так далее.
Роль неправительственных организаций, которые должны стать в среднесрочной перспективе стратегическими партнерами в диалоге с государственными структурами, подчеркнута также в Концепции развития гражданского общества, утвержденной Указом Президента страны в июле 2020 года.
Значительно расширились права и возможности граждан в управлении государством посредством совершенствования портала «Открытое Правительство», целью которого является создание прозрачного, подотчетного государства.
Вместе с тем немало вопросов взаимодействия госорганов и НПО остаются нерешенными. К примеру, в 2005 году был принят закон о государственном социальном заказе для неправительственных организаций. В последующем закон только совершенствовался, но как часто это бывает, реализация закона до сих пор желает оставлять лучшего.
Так, согласно статье 4-й, центральные и местные исполнительные органы должны создавать при госоргане советы по взаимодействию с НПО, а также обязаны размещать соответствующую информацию на интернет-ресурсах.
С тех пор прошло почти 20 лет, но до сих пор советы по взаимодействию с НПО создаются и функционируют только на региональном уровне и в ряде министерств.
Между тем финансирование проектов является ключевым инструментом взаимодействия власти и НПО, особенно сейчас, когда востребованы услуги представителей общественных институтов в создании устойчивой коммуникации органов управления с населением, налаживании диалога и разъяснении политики государства.
Остается проблемным недопонимание значительной частью государственных служащих сути гражданского общества, различий между его институтами, роли и потенциала НПО в разъяснении и продвижении государственной политики среди населения на уровне села, города или республики.
– Давайте разъясним…
– Гражданское общество подразделяется на институты, в их числе политические партии, профсоюзные организации, религиозные объединения, средства массовой информации (СМИ), неправительственные организации (НПО), автономные некоммерческие организации, саморегулируемые некоммерческие организации. Например, адвокатские палаты и коллегии, нотариальная палата, ОСИ, КСК и так далее.
Каждый институт гражданского общества регулируется отдельным законом, у каждого из них есть своя цель и задачи. Так, цель политических партий – борьба за власть, за места в Парламенте, маслихатах. Профсоюзные организации защищают права трудящихся.
Отличие неправительственных организаций от других заключается в том, что НПО решают самые насущные задачи общества – помогают людям, заботятся о животных, привлекают внимание к общественно важным вопросам, таким как гендерное равенство, проблемы экологии, права человека и так далее.
Иначе говоря, НПО являются социально ориентированными.
Так, в стране зарегистрировано немало НПО, занимающихся вопросами лиц с инвалидностью. Это могут быть родители детей, объединившихся для решения задач детей с аутизмом. Кому, как не родителям, знать, с чем сталкивается семья, воспитывающая особенного ребенка.
Благодаря активной позиции НПО, эти вопросы находят решение на уровне государства. Только в Астане при поддержке госорганов открыто уже 4 центра для реабилитации детей с аутизмом. Безусловно, аутизм – проблема мирового масштаба, поэтому отечественные НПО налаживают не только региональные, но и международные связи. Как известно, вместе решать проблемы легче и эффективнее.
Зачастую НПО первыми бьют тревогу, ищут выход из сложившейся ситуации. Так, кризисные центры по защите женщин, пострадавших от бытового насилия, впервые были открыты благодаря активности НПО.
Другой пример, РОО «Союз отцов» – это общественная организация, цель которой – повышение роли мужчин в воспитании детей, сохранение семейного благополучия.
Одним словом, ни одно государство мира, даже образцовые страны с их качеством жизни, не обходятся без некоммерческих негосударственных организаций.
НПО не заменяют государство, а дополняют его. Государство связано процедурами, регламентами, согласованиями, а неправительственные организации – мобильные, могут быстро принимать решения и перераспределять ресурсы. Государство видит цифры, НПО работает с конкретными людьми.
Именно неправительственные организации во время пандемии оперативно подключились к помощи, собрали волонтеров, переориентировали свою работу на помощь врачам и социально уязвимым группам населения.
НПО относятся к организациям публичного (общественного) интереса, чья деятельность напрямую связана с решением конкретной социально-значимой проблемы граждан, населения, общества.
К сожалению, до сих в Казахстане нет отдельного закона, регулирующего деятельность неправительственных организаций.
Отсутствие закона отрицательно сказывается на взаимодействии НПО с государственными структурами, не позволяет использовать в полной мере потенциал НПО в решении социальных вопросов, модернизации страны.
В настоящее время Альянс ведет подготовку законопроекта «О неправительственных организациях Республики Казахстан».
– Что можете рассказать о Гражданском Альянсе Казахстана? Скажите, все НПО должны входить в Гражданский Альянс?
– Гражданский Альянс Казахстана был создан в 2005 году как объединение юридических лиц в форме ассоциации, объединив порядка 300 НПО страны.
Миссия Альянса – содействие созданию благоприятных условий для развития гражданского общества и укрепление диалога между властью и обществом на основе равноправного партнерства.
Сегодня Альянс является самой крупной общественной организацией страны, объединяющей порядка 6–7 тысяч действующих НПО, представленной в виде зонтичной организации коллективного самоуправления.
Вступление в Альянс производится исключительно на добровольной основе.
Уникальный потенциал ГАК составляют 20 региональных Гражданских Альянсов с авторитетными лидерами, широкой сетью квалифицированных экспертов из числа НПО, гражданских активистов, международных партнеров.
Экспертный потенциал Альянса представляет возможность:
– общественного мониторинга деятельности исполнительных органов, включая все уровни;
– выявления актуальных проблем на местах с предложением альтернативных и эффективных решений;
– обеспечения гражданского участия в принятии социальных решений на уровне власти;
– укрепления международных связей для продвижения казахстанской повестки за рубежом в режиме публичной и народной дипломатии.
Гражданский Альянс Казахстана зарекомендовал себя как надежный партнер Правительства. Многие важные инициативы государства продвигались Альянсом (совершенствование законодательства, наблюдение за выборами и др.).
Альянс выступает организатором Гражданского форума Казахстана, ставшей традиционной общенациональной диалоговой площадкой. На форуме раз в два года собираются представители всех трех секторов: государства, бизнеса и общества, обсуждаются актуальные вопросы, волнующие граждан страны.
Всего состоялось 11 форумов, где выработано более тысяч рекомендаций.
Некоммерческие организации как связующий мост между государством и населением могут побуждать Правительство активнее реагировать на потребности общества в достижении задач.
С учетом важности задач и показателей Глобальной повестки ЦУР Казахстан, как и другие страны, адаптировал перечень к национальным планам развития. Принципы ЦУР интегрированы в методологию системы государственного планирования, утверждены национальные индикаторы.
Однако успешное достижение ЦУР без инклюзивного участия граждан, общественных институтов невозможно.
Для обеспечения общественного мониторинга выполнения индикаторов и показателей ЦУР Гражданский Альянс Казахстана подписал в 2021 году меморандум о сотрудничестве с Институтом экономических исследований, выступающим в роли Секретариата Координационного совета по ЦУР при Министерстве национальной экономики.
В рамках своей деятельности Альянс активно развивает международное сотрудничество. Подписан ряд меморандумов с зарубежными партнерами.
В декабре 2023 года по инициативе Альянса создан Центр народной дипломатии Казахстана. Осенью текущего года планируется провести Форум народной дипломатии стран ШОС.
Кроме того, активизирована деятельность Альянса в рамках реализации среднесрочного гранта Центра поддержки гражданских инициатив «Развитие института общественных советов». Благодаря реализации проекта, сформирован обширный пакет поправок в действующий Закон «Об общественных советах».
Следует отметить, если раньше в общественные советы входили в основном бывшие госслужащие как представители политических партий, то сегодня большей частью в составе находятся НПО. Это вселяет уверенность в то, что институт общественных советов станет реальной общественной силой.
Кроме того, создано и функционирует порядка 70 чатов, где НПО обсуждают все актуальные для общества вопросы, обмениваются мнениями, идеями, опытом. Есть чаты для руководителей региональных Альянсов, председателей Общественных советов. Немало чатов с участием представителей гражданского общества зарубежных государств.
В целом у Альянса много планов, идет работа по изучению лучших международных практик.
Предстоит работа по совершенствованию действующего законодательства с учетом мирового опыта.
– Бану Ганиевна, Ваше имя известно казахстанцам как деятельного госработника и вдруг – НПО. Прошлый опыт оказался полезен здесь?
– Действительно, я избрана на эту должность после многих лет работы на государственной службе. Это было полезно прежде всего мне, поскольку приятно удивлена тем, что в гражданском секторе работают тысячи сильнейших экспертов самых различных сфер жизнедеятельности.
Очень жаль, что, несмотря на неоднократные поручения Главы государства, не все госорганы всерьез воспринимают НПО-сектор, не используют их экспертный потенциал для повышения качества государственных услуг.
Немало руководителей, которые смотрят на НПО как на людей, увлеченных хобби. Между тем НПО поднимают огромный пласт вопросов, уже давно требующих внимания и принятия мер со стороны государства.
Бесспорно, опыт работы на государственной службе мне очень пригодился в должности первого руководителя общественной организации.
Хорошо знаю законодательство о государственной службе, иные нормативные правовые акты, иногда приходится ссылаться на них в случае недопонимания со стороны отдельных чиновников.
Мне легче работать и контактировать с госорганами. Многих руководителей знаю лично по прежней работе и уважаю как квалифицированных специалистов.
– Закон об общественном контроле ведь тоже разработан с участием НПО?
– Поручение о разработке проекта закона Президент страны дал еще в сентябре 2020 года. По его словам, институт общественного контроля нужно поддерживать как альтернативу государственному контролю.
В разработке проекта закона об общественном контроле участвовало несколько сотен НПО, которые разделились на три группы. Наверно, за всю историю ни один другой закон не подвергался такому тщательному обсуждению общественности.
В результате, на мой взгляд, закон об общественном контроле Казахстана получился лучшим среди аналогичных законов других стран.
Всего в законе 4 главы и 16 статей, четко прописаны все необходимые нормы для осуществления общественного контроля.
Так, субъектами общественного контроля являются граждане Республики Казахстан; некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, за исключением религиозных объединений (далее – некоммерческие организации); иные субъекты, которым предоставлено право или полномочия на осуществление общественного контроля в соответствии с законами Республики Казахстан.
Объектами общественного контроля выступают наряду с органами, учреждениями исполнительной государственной власти и местного государственного управления, государственными учреждениями, субъекты квазигосударственного сектора, автономные организации образования, организации, являющиеся исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов, деятельность которых связана с общественными интересами, а также иные объекты общественного контроля, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Четко установлены права и обязанности, как объектов, так и субъектов общественного контроля. К примеру, субъект общественного контроля вправе использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с соблюдением требований законодательства.
По результатам общественного контроля субъектом общественного контроля разрабатывается итоговый документ, включающий предложения о мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушениям, выявленным в ходе общественного контроля.
Итоговый документ необходимо направить объекту общественного контроля не позднее семи рабочих дней со дня завершения общественного контроля.
Итоговый документ является обязательным для рассмотрения объектами общественного контроля. Более того, объект общественного контроля не позднее десяти рабочих дней после получения итогового документа направляет субъекту общественного контроля мотивированный ответ отдельно по каждой рекомендации.
Закон вступит в полную силу в апреле текущего года. Граждане Казахстана смогут осуществлять общественный контроль «непосредственно или путем участия в группах общественного контроля».
Закон об общественном контроле становится мощным инструментом для своевременного реагирования на возможные нарушения законности, предотвращения коррупционных схем.
– НПО иногда обвиняют в том, что они, отрабатывая государственное финансирование или гранты зарубежных доноров, не всегда остаются объективными в том или ином вопросе…
– Уверяю, это ошибочное мнение, поскольку НПО – поставщик услуг, выиграв в конкурсе государственный грант или государственный социальный заказ, обязан реализовать социальный проект в соответствии с технической спецификацией. Заказчик строго контролирует выполнение условий, в противном случае он вправе на любом этапе реализации расторгнуть договор и потребовать возврат средств.
Аналогично по грантам зарубежных доноров, независимо от тематики проекта, НПО-поставщик услуг, выигравший конкурс, обязан также выполнить все обозначенные договором условия в процессе реализации проекта.
Касательно объективности в том или ином вопросе судить сложно. Поставщика вряд ли удовлетворит необъективная информация.
Вместе с тем сегодня никто не учитывает колоссальный вклад НПО в экономику страны. Назрело время внедрения в систему оценки вклад неправительственного сектора в ВВП. Подобный подход широко внедрен в странах с развитой демократией посредством учета деятельности НПО в системе национальных счетов (статистика).
Одним из крупных заказчиков для казахстанских НПО являются международные организации и фонды, так называемые зарубежные доноры, а также отечественные бизнес-компании.
Поступающие средства можно рассматривать как инвестиции, которые никем и нигде не учитываются. Не говоря об институциональном развитии НПО, которое практически стопроцентно обеспечивается благодаря зарубежным донорам.
В результате НПО обеспечивает занятость и самозанятость, при этом поставщики социально значимых услуг с низкими административными издержками.
НПО также источник социальных инноваций. Многие технологии были впервые внедрены НПО, а затем стали частью государственной политики (кризисные центры для пострадавших от насилия, приюты для животных и т. п.).
Деятельность НПО способствует прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы.
Некоммерческий сектор вносит вклад не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного делового климата, повышение инвестиционной привлекательности, стабильности экономического развития. Это решение социальных проблем, проведение исследований, повышение правового уровня и правовой культуры казахстанцев и т. д.
Сотни миллионов вкладываются в здравоохранение, образование, другие социальные сферы. Кроме того, это заработная плата тысяч казахстанцев, их трудоустройство.
Если обратиться к статистике, то при поддержке Министерства культуры и информации в прошлом году 53 НПО было реализовано 67 грантовых проектов, из них 23 краткосрочных (1 год), 28 среднесрочных (2 года), 16 долгосрочных (3 года) гранта. Гранты реализованы по направлениям: поддержка молодежной политики, социально уязвимых слоев населения, содействие решению семейно-демографических и гендерных вопросов, развитие гражданского общества, укрепление общественного согласия и общенационального единства.
По итогам реализации грантов в 2023 году более 120 тысяч бенефициаров получили конкретную помощь, из них более 200 человек – лица с особыми потребностями. Создано 330 рабочих мест, 50 из которых были открыты для лиц с инвалидностью. Общий фонд оплаты труда составил свыше 280 миллионов тенге.
Более 2,7 тысячи человек из социально уязвимых групп бесплатно освоили навыки таких востребованных профессий, как парикмахер, мастер маникюра, кондитер, швея, флористы, SMM и другие. Было оказано свыше 3 тысяч юридических и психологических консультаций, а также консультации по вопросам трудоустройства и приобретения жилья. Проведено более 500 обучающих мероприятий среди различных групп населения в области повышения потенциала НПО, противодействия коррупции, охраны окружающей среды, укреплению семейных ценностей. Обучено более 16 тысяч волонтеров.
Многие НПО работают в этой сфере уже десятки лет, оказывая эффективную помощь гражданам, прежде всего социально уязвимым категориям.
И это лишь видимая часть работы неправительственных организаций.
Мы все хотим жить в процветающем государстве, где торжествуют Закон и Справедливость. Все, что нам нужно, – это взаимное доверие и уважение.
Полноценное партнерство НПО и государственных органов – единственный эволюционный путь, ведущий к последовательной и успешной модернизации политической системы общества.
– Благодарю Вас, Бану Ганиевна, за уделенное время. Успехов!
Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА, Астана