В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обозначил ряд ключевых направлений реформирования судебной системы и изменения статуса судей. В частности, Глава государства обратил внимание на необходимость повышения независимости судей путем внедрения элементов выборности председателей судов, обеспечения равного статуса судей, в том числе за счет преобразования части позиций председателей судов в судейские должности.
По словам депутата Мажилиса Парламента РК, члена фракции партии AMANAT Снежанны Имашевой, в реализацию указанных поручений 27 марта 2023 года принят Конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", инициированный депутатами Парламента.
Разработчиками указанных законов, моими коллегами из Сената Парламента проделана масштабная работа по реализации поручения Главы государства и совершенствованию системы отправления правосудия. По итогам восьми месяцев действия законов можно подвести некоторые итоги о ходе их реализации и тех ключевых целях, которых удалось достичь.
Во-первых, начнем с того, для чего необходима выборность председателей судов. Эти вопросы были подняты самими представителями судебной системы. Например, прозрачность системы карьерного роста судей, роль председателей судов и их взаимодействие с судьями, а также процедуры назначения председателей, — отметила она.
По ее словам, судьи приводили статистику, что в 44 районных судах имеются вакансии председателей. Речь идет не только об отдаленных и малосоставных судах — даже в райсудах столицы имеются две вакансии.
С 1 января следующего года судейское сообщество само будет избирать кандидатов на должности. Можно с уверенностью сказать, что тайное голосование за кандидатов на расширенном пленарном заседании областного суда нивелирует различного рода злоупотребления. Судьи Верховного Суда также будут избираться Сенатом на альтернативной основе. Полагаю, что внедрение выборности изменит сложившуюся ситуацию в системе правосудия, — подчеркнула парламентарий.
Во-вторых, как добавляет Снежанна Имашева, в своем Послании Глава государства отметил необходимость обеспечения равного статуса судей со снижением их зависимости от председателей судов, в том числе за счет преобразования части позиций председателей судов в судейские должности. Для этого Конституционным законом предусмотрено создание межрайонных судов в нескольких или одной территориальной единице. Тем самым в отдельных близлежащих районах сократятся позиции председателей судов.
В-третьих, на практике существовало множество факторов, рычагов давления, которые могли воздействовать на судью. Например, правоохранительные органы имели свои инструменты влияния на судей. Они вправе были без уголовного дела проводить специальные оперативно-разыскные мероприятия против любого судьи, для этого достаточно только получить санкцию прокурора области. В таких условиях независимость судьи находилась под давлением, — констатировала Снежанна Имашева.
Сейчас нивелированы и существовавшие потенциальные рычаги давления на судей: теперь специальные оперативно-разыскные мероприятия в отношении судей должен санкционировать только Генеральный прокурор.
Как говорит мажилисвумен, все эти меры повысят независимость судей, а также укрепят транспарентность в кадровых вопросах.
Следующее, на что обращено внимание Главы государства, — задача усиления роли апелляционной инстанции. Президент обозначил, что "решения должны выноситься по существу, без возврата в первую инстанцию".
В рамках этого вопроса 27 марта 2023 года были внесены соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, которые введены в действие с 1 июля этого года. Теперь, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, то суд апелляционной инстанции должен принять дело в свое производство без возврата в первую инстанцию и рассмотреть его по правилам суда первой инстанции. Благодаря этому будут обеспечены всесторонность и объективность судебного разбирательства, — сообщила депутат.
Ожидается, что это существенно снизит судебную волокиту, сократит количество судейских ошибок, обеспечит единообразие судебной практики.
В конечном счете это позволит лучшим образом восстановить нарушенные права граждан и субъектов предпринимательства.
В этом ключе особое внимание уделено институту суда присяжных заседателей.
С 1 июля текущего года вступили в действие принятые изменения в Закон "О присяжных заседателях". До этого времени списки кандидатов в присяжные заседатели формировались местными исполнительными органами в бумажном виде.
Составлялись пять списков: предварительный, первичный, единый, запасной, дополнительный. По сведениям судов, зачастую эти списки формировались с нарушением требований закона, в них попадали судимые, умершие либо госслужащие.
Сегодня упрощена процедура составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Теперь формируется один список вместо пяти автоматизированным способом путем интеграции информационных систем государственных органов. Оптимизация такого бизнес-процесса положительно повлияет на привлечение большего количества кандидатов в присяжные заседатели в связи с расширением подсудности суда присяжных, — убеждена депутат.
С 1 января 2024 года в реализацию поручения Главы государства, озвученного им в Послании 16 марта 2022 года "Новый Казахстан: путь обновления и модернизации", расширяется подсудность присяжных заседателей по тяжким и менее тяжким преступлениям — пытки, рейдерство, браконьерство, нарушение правил ПДД в состоянии опьянения и другие. Этот прогрессивный институт был введен в Казахстане с 1 января 2007 года и существует уже 15 лет.
По сведениям судов, сегодня с участием присяжных заседателей выносятся оправдательные приговоры до 10% от рассмотренных дел. Возможно, поэтому институт пользуется повышенным доверием общества. Вердикт присяжных заседателей играет огромную роль в вынесении справедливого решения.
Суд присяжных заседателей играет важную положительную роль в утверждении основных принципов уголовного процесса: равноправия и состязательности сторон, презумпции невиновности. Именно по этой причине дальнейшее развитие суда присяжных является приоритетным направлением совершенствования судебной системы, — указала парламентарий.
Одним словом, хотелось бы заключить, что целью любой судебной реформы является улучшение работы судебной системы для обеспечения справедливости, эффективности и независимости правосудия. Из этого складывается более справедливая, эффективная и доверенная судебная система, которая может лучше служить обществу и обеспечивать права и законные интересы его граждан.
Оксана Давыдова, Астана