Нос вытащил, хвост увяз

Все три причальных устройства КТК работают в штатном режиме.

Редакция Liter.kz

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) завершил ремонт на втором, выведенном ранее из эксплуатации, причале на нефтетерминале в Черном море, он готов к перевалке нефти, сообщила на прошлой неделе компания.

Таким образом, сегодня все три причальных устройства работают в штатном режиме и транспортируют казахстанскую нефть.

Однако не все так гладко. Если раньше, упоминая КТК, эксперты и журналисты в один голос твердили, что все беды в транспортировке нефти из республики находятся на российской стороне, правительство даже инициировало процесс диверсификации путей транспортировки, выясняется, что аналогичные проблемы испытывает и Казахстан.

Слабые места – зарубежное оборудование, которое со временем приходит в негодность, а отсутствие деятельного участия иностранных акционеров еще больше усугубляет ситуацию. Результат: снижается рейтинг страны, падают корпоративные рейтинги компаний, уменьшаются поступления в бюджет.

Пропускная способность и объемы транспортировки нефти зависят не только от конечных терминалов КТК. В значительно большей степени играет роль техническая составляющая линейной части нефтепровода длиной 1 500 км, включая насосные станции, задвижки, турбины и роторы, состояние различных прокладок и внутренних дефектов в самой трубе.

И если с месторождениями в 2022 году ситуация на сегодня более-менее прояснилась, все вышли из ремонтов. Напомним, что почти полгода три основных месторождения Казахстана вставали то на плановое обслуживание (Карачаганак и Тенгиз), то на затяжной ремонт (Кашаган – падение по добыче на 23% в 2022 году), то сейчас это "горлышко" ликвидировано. Добыча и прокачка нефти осуществляется в плановом режиме.

С трубопроводной инфраструктурой КТК сложнее. Что сейчас там происходит не всегда известно. Однако можно предположить, что при деятельном "невмешательстве" акционеров КТК аварии, сопоставимые с российскими, то как это было в августе 2021 года в Черном море на терминале консорциума, могут произойти в любой момент и в Казахстане.

Из-за отсутствия своевременного техобслуживания или запасных частей, к примеру, для турбин Siemens или насосов Flowserve, которые сплошь и рядом применяются на трубе, когда сам КТК не может их купить из-за боязни компаний попасть под санкции, а акционеры КТК не особо спешат с оказанием помощи в их поставке, прокачка однажды может просто встать.

Если посмотреть на саму трубу, тут ситуация тоже непростая. Линейная часть КТК и все основные станции были построены 25 лет назад – срок небольшой, учитывая, что средний срок службы труб 30-40 лет. Однако на территории Казахстана более 200 км нефтепровода после НПС "Атырау" были проложены еще во времена Советского Союза, в ранних 80-х. Прошло более 40 лет.

Лежит все это в агрессивной среде солончаков Прикаспия, а там, что называется, "год за два”, особенно учитывая, что в те времена сама труба даже не имела заводской изоляции. Пленочное (!) защитное покрытие наносилось непосредственно на трассе и делалось, как все в позднем СССР, мягко говоря, не по ГОСТу. Участок с нашей стороны имеет такое огромное количество ремонтных муфт, что сами КТК-шники не стесняются называть его "муфтопроводом". 

Ситуация всем известна. Однако акционеры, дрожащие над каждым центом, не торопятся заменять эти трубы новыми, особенно учитывая, что ни в какой программе устранения узких мест (ПУУМ), реализуемой консорциумом, об этом не упоминается.

Добавим к этому, что сама НПС "Атырау" находится в эпицентре городской мусорной свалки, которая каждое лето погружается в дым пожаров, бушующих прямо за забором "особо опасного" нефтетранспортного объекта, но иностранные акционеры, несмотря на многократные обращения властей города, упорно жалеют средств на перенос свалки в другое место.

Последний случай просто из ряда вон. В июле 2022 года две казахстанские станции консорциума (НПС "Курмангазы" и НПС "Исатай") лишились энергоснабжения, нефтепровод перешел на аварийную схему работы. Причина: попадали вышки воздушных линий электропередачи. Случился небольшой шторм, но вышки соседних компаний стоят, а построенные при кураторстве американцев конструкции КТК рухнули. По неподтвержденным слухам, произошло это из-за банального воровства укрепительных уголков, плюс ошибки в проектировании.

Сколько еще прослужит инфраструктура проекта –  вопрос риторический. Может простоять лет двадцать, а может выйти из строя завтра, прекратив надолго перекачку в буквальном смысле этого слова бюджетных денег Казахстана.

Решение на поверхности – акционерам КТК поворотиться лицом к проблеме, не терпеть до последнего, ожидая очередного форс-мажора и реакции вновь избранного главы государства.

В любом случае "потери" от финансовых вливаний сегодня будут в разы меньше, чем возможный ущерб от аварий, которые обязательно будут, если вовремя не озаботиться уставшим оборудованием и обветшалой трубой времен позднего СССР.

Новости партнеров