Четыре года строили 13 километров бетонной дороги между Карагандой и Темиртау. Почти 10 млрд бюджетных тенге на это потратили, а дорогу так и не доделали, передает Liter.kz.
«Такого еще не было в Казахстане», - прокомментировал руководитель Карагандинского филиала АО «КазАвтоЖол» Серик Айдос.
В 2016 году на реконструкцию дороги по госпрограмме «Нұрлы жол» выделили почти 10 млрд тенге из республиканского бюджета. Саму дорогу делает один подрядчик - ТОО «Сейсер», развязки - другой. Сбросив почти 18% стоимости, ТОО «Сейсер» должно было получить 6,9 млрд тенге. Но в итоге ему выплатили 6,1 млрд.
Весной 2017 года началась работа. По контракту в декабре все должно было закончиться. Подрядчик получил бы свои миллиарды тенге, жители области - 13 километров шестиполосной прочной дороги первой категории с цементно-бетонным покрытием, но не вышло. Подрядчик получил чуть более шести миллиардов, а жители – треснувшую бетонку без освещения.
В 2017 году выявили недоработки в проекте. Почти год ушел на корректировку документов, повторную экспертизу. За это время потрескались первые метры уложенного бетона.
Подрядчик по ходу строительства дороги на некоторых участках новое бетонное покрытие менял на более новое.
Специалисты выяснили причину возникновения трещин: нарушение технологии производства работ. Через недостаточно уплотненные обочины влага попала в основание дороги, бетон потрескался и «пополз». Тогда чиновники заверили, что подрядчик устранит эти трещины.
В 2019 году компания «Сейсер» закончила укладку бетона, и он тут же потрескался. К концу года дорога была готова на 80%: нет освещения, не закончены развязки, нет дорожных знаков, не завершен монтаж разделительного заграждения-отбойника. Подрядчик никак не мог завершить реконструкцию, время сдачи объекта несколько раз отодвигалось. Последний датой называли 1 октября 2019 года, но ТОО «Сейсер» провалило все сроки, и 31 декабря «КазАвтоЖол» расторг договор.
«Основание для расторжения – систематическое нарушение договорных обязательств. Ну сколько можно тянуть?» - сказал Серик Айдос.
В течение 2020 года дорога разрушалась, никаких работ по спасению нового бетонного покрытия никто не проводил. В апреле, по данным АО «КазАвтоЖол», насчитали 11 712 погонных метров трещин, или 240 плит на замену, в июне – уже 14 тысяч, а в августе потрескались еще 3 768 плит. Из-за того, что дефекты вовремя не устранили, трещины расширялись, а плиты «ползли».
«С января 2020 года у нас начались судебные тяжбы. Сначала «Сейсер» оспорил расторжение договора. Суд признал наши действия законными. Мы внесли предписание фирме на устранении дефектов бетонного покрытия. Реакции ноль. Тогда мы обратились в суд о понуждении ТОО «Сейсер» к выполнению предписания. Решение суда первой инстанции - в нашу пользу, но бывший подрядчик обжаловал его. Ждем решение апелляционной коллегии», - добавил директор Карагандинского филиала АО «КазАвтоЖол» Серик Айдос.
Работать с незавершенным проектом теперь будет другой участник конкурса. В «КазАвтоЖоле» надеются, что, возможно, в 2020 году появятся освещение и знаки.
«Мы передали не дефекты, а оставшийся объем по проекту. Дефекты остались. Трещины на безопасность не влияют. Пока», - отметил Айдос.
С представителями ТОО «Сейсер» нам связаться не удалось: на звонки многочисленные директоры и заместители не отвечают.
«Если бы подрядчик признал: "Да, моя вина", мы бы не судились. Любыми путями он пытается оправдаться. У него свои доводы: климатические условия помешали, снежные зимы. Но, тем не менее, только эта дорога дефектная. Погода же не может только на один участок воздействовать. Трещины появились в 2018 году, в прошлом году он вроде начал менять и бросил. А они же увеличиваются. Говорит, трудности с финансами», - рассказал руководитель КФ «КазАвтоЖол».
Дорога не будет закончена и в 2020 году. В декабре реконструкция этого участка трассы отметит свое четырехлетие. Разбирать дорогу до основания и переделывать никто не собирается. Заставят ли «Сейсер» устранить свои огрехи – тоже вопрос.
«Если судоисполнители не заставят устранять дефекты в следующем году, будем рассматривать другие варианты. Может, за чей-то счет мы это сделаем, а потом с него будем расходы взыскивать», - резюмировал Серик Айдос.
В Нур-Султане тоже есть очень дорогая и широкая дорога. Она ведет в степь, где пока нет никаких признаков жизни. Трехкилометровый кусок дорожного полотна обходится налогоплательщикам в 9,3 млрд тенге.