Президент подписал Закон "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе". Надеемся, что новый закон придаст новый импульс развитию онлайн-платформ и масс-медиа в целом, передает Liter.kz.
Потому что по мере стремительного развития сферы масс-медиа, которую называют "барометром дыхания общества", мир под влиянием информационных технологий претерпел кардинальные изменения, ландшафт коммуникации также погрузился в глубокую трансформацию.
К примеру, недавно компания Meta запустила социальную сеть Threads. Как только была запущена новая сеть, требующая написания компактных текстов, в течение часа количество скачиваний превысило пять миллионов, менее чем за два дня зарегистрировалось около 70 миллионов пользователей. Таким образом, очередной продукт Марка Цукерберга побил все рекорды, которые ранее фиксировались в отношении социальных сетей.
Некоторые проблемы освещены и в "Новостном диджитал отчете" (Digital News Report), опубликованном Reuters Institute в июне. Данные, собранные из 46 стран со всего мира, и проведенный опрос отражают процесс развития масс-медиа в глобальном масштабе. Документ еще раз свидетельствует о том, что в последние годы снизилась как популярность традиционных средств массовой информации, так и тираж, аудитория и доверие к ней. Например, объем использования официального сайта или приложения СМИ снизился с 32 до 22 процентов. А знакомство с новостями через социальные сети увеличилось на 30 процентов. Такая тенденция преобладает особенно среди молодежи.
Если мы углубимся в "Новостной диджитал отчет", мы увидим, насколько изменилась индустрия масс-медиа. Несколько лет назад Facebook удерживал звание самой популярной социальной сети в мире. Читающих новости из этой сети было немало. Сейчас количество посетителей Facebook в поисках информации снизилось до 28 процентов. Напротив, растет масштаб распространения новостей через такие сети, как WhatsApp, Instagram, YouTube.
В том числе, согласно "Новостному диджитал отчету", интерес к новостям снижается не только в традиционных средствах массовой информации, но и в онлайн-СМИ. Например, в мире по сравнению с 2017 годом количество людей, интересующихся ежедневными новостями, снизилось с 63 до 48 процентов. Кроме того, замедлилась тенденция подписываться на представителей масс-медиа.
Еще один вопрос, на который следует обратить внимание, — это такие платформы, как TikTok, которые сейчас пользуются широкой популярностью среди молодежи. То есть возросло значение распространения информации через видеоформат.
При этом на торжественном мероприятии, посвященном Дню работников массовой информации в этом году, Глава государства отметил, что отечественные медиа вступили в новый этап, скорость распространения информации и ее содержание стремительно меняются: "Только недавно мы обсуждали конкуренцию между традиционными и новыми масс-медиа. А уже сегодня эти сайты вытесняют из информационного пространства социальные сети, мессенджеры и платформы. Для обеспечения информационной безопасности аравительству и медиаменеджерам нужно быть готовым к происходящим изменениям".
При этом мы знаем, что принятый Закон "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе" урегулирует эту потребность и восполнит пробел. Принятый Европейским союзом новый закон – эквивалент Закона "О цифровых услугах" или Digital Services Act позволит зарубежным социальным сетям регистрироваться в нашей стране, адаптировать их к казахскому языку, даст возможность модерации и монетизации контента. Поэтому мы считаем, что этот документ будет способствовать адаптации масс-медиа в соответствии с требованиями нового времени.
Дархан КЫДЫРАЛИ