Новый Кабмин — тактическая замена капитана

Редакция "Литер"

Смену Кабинета министров, прошедшую в рекордные пару дней, все наблюдатели называют сменой Премьер-министра. Новые лица, вошедшие в Правительство, это министры МЧС, финансов, здравоохранения и национальной экономики. Последний также пополнил ряды вице-премьеров, теперь их шесть. Ну и, конечно, главная интрига всей этой акции — кто возглавит "новый" Кабмин — прошла не по сценарию многих аналитиков. Олжаса Бектенова, занимавшего ранее пост руководителя Администрации Президента, справедливо называют ноунейм. Люди же, знающие среди прочих его качеств, выделяют одновременно "сдержанность" и "жесткость" в управлении. 

Что же послужило для внезапной отставки руководства Правительства, когда, казалось бы, рабочий процесс идет по накатанной? Сам Президент на вчерашнем первом заседании Кабмина объяснил свое решение тем, что новые реалии требуют соответствующих подходов к ним.

Считаю необходимым придать новый импульс деятельности Правительства. Общество этого тоже ждет. По этой причине я принял заявление об отставке Алихана Смаилова, — сказал Президент.

С одной стороны, при прежнем Кабмине в прошлом году сверх ожидания был достигнут рост экономики в 5,1%. На фоне глобальных показателей ВВП в мире опережающий результат Казахстана действительно кажется рекордным. Впрочем, как и антирекорд РК по инфляции год назад. 

Если вникнуть в содержание выступления Главы государства на правительственном заседании, то многие критические его высказывания можно вполне расценивать и как оценку постфактум. К примеру, проект нового Налогового кодекса, который Касым-Жомарт Токаев ожидал увидеть "совершенно новым", на деле не оправдал этих ожиданий. А многомесячная борьба бизнеса с Минэкономики в вопросе НДС в итоге была оценена Президентом в пользу первых. "Просто увеличивать налоги нельзя", — сказал он, заметив, что опасения экспертов по поводу дополнительного импульса инфляции как следствие повышения НДС вполне обоснованы. 

Не было полной удовлетворенности Президента и по качеству подготовки важного законопроекта о госзакупках, в связи с чем он обратился к Парламенту с просьбой о тщательной его доработки. Кроме того, новый Кабмин получил четкое задание пересмотреть инфраструктурный план. "Собрать, как говорится, все "хотелки" в один документ и жаловать, что из бюджета не выделены средства — это не иначе как расписка в своей некомпетентности", — дал еще одну оценку Глава государства. Вскользь он также упомянул работу по возврату незаконно выведенных активов, которую "надо усилить", но "не перегибать палку". 

Не заработало со старта и новое Министерство водных ресурсов, темпы и результаты работы которого не удовлетворили Президента. Да и в целом продуктивность деятельности Кабмина и акиматов его одобрений не получила. Напротив, в вопросе привлечения частных инвестиций он оперировал такими эпитетами в адрес ответственных чиновников, как "бюрократическое жонглирование" и "формальные презентационные мероприятия". 

Неправильно сказать, что было много критики — скорее, на этом основывалась вся речь Президента. В итоге новое Правительство должно решить существующие проблемы, недоработки, упущения — снизить бюрократизм и достигать результаты. 

Решать поставленные задачи Кабмин будет во главе с вновь назначенным Премьер-министром Олжасом Бектеновым. Пока мало что можно сказать о нем конкретно, в том числе в силу его сравнительно молодого возраста, поэтому работа на такой ответственной должности, по сути, станет для него написанием своей личной автобиографии. Известно, что до нынешнего своего взлета он работал на третьих и вторых позициях в юстиции, антикоре, в акиматах. В государственный топ-менеджмент он пришел на волне "нового Казахстана", когда в 2022 году занял пост Антикоррупционной службы, а год спустя возглавил Администрацию Президента РК, откуда и сел на днях в премьерское кресло. Само собой в открытых источниках сразу появились положительные отзывы о нем, в этом недостатка не бывает. Но не было и негативных отзывов или каких-то неоднозначных случаев с прошлых мест работы, что тоже зачастую случается. Главное же, возможно, его преимущество — он не был человеком старой системы, поскольку не занимал в то время больших постов. Новая же его отметила, выдвинула, дала новые политические установки и, что называется, выпустила на замену в ответственный момент игры с капитанской повязкой. Он должен стараться. 
Что касается отошедшего от дел Алихана Смаилова, начало его стремительного взлета хорошо запомнилось, оно было чрезвычайно публичным, обставленным в лучших традициях "старого Казахстана" — когда тогда еще Президент Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании Правительства занялся пересадкой министров за большим столом для совещаний. Будучи министром финансов, Алихан Смаилов занимал место на галерке этого стола, что не понравилось модератору страны — финансы, пояснил он, приоритетный вопрос для страны. Министра там же на совещании пересадили почти во главу сразу после вице-премьеров. Впрочем, через несколько месяцев он сам стал первым заместителем Премьера. В трагические события января 22-го на фоне массовых протестов Президент отправляет в отставку Кабинет Аскара Мамина и назначает Премьером Алихана Смаилова. 

Потом случился "геополитический кризис" с последующими масштабными санкциями в отношении нашего ключевого экономического и политического партнера, что только подчеркивало главное предназначение Кабмина — сохранение стабильности. Поэтому в поисках плюсов и минусов Правительства Смаилова надо отталкиваться от его миссии, которая заключалась в антикризисном управлении. Насколько хорошо ему это удалось сделать — разные оценки. Скажем, наиболее упоминаемым в качестве негатива стал 20-процентный рост инфляции. По итогам прошлого года удалось в два раза сбить ее темпы, но это по-прежнему выше среднегодовых значений. 

Часто в вину прошлого Правительства ставят некоторую инертность в вопросе возврата незаконно выведенных за рубеж активов. С другой стороны, при Алихане Смаилове был подготовлен и принят Парламентом важный пакет законов, которые в том числе касались процедуры возврата незаконно приобретенных активов, закон об общественном контроле и, наконец, изменения в конституционные законы и в саму Конституцию. Кроме того, были проведены многие социальные мероприятия, которые анонсировал Президент в своей предвыборной программе и в Посланиях народу: повышение зарплат бюджетникам, социальная поддержка малоимущим и инвалидам. Наиболее резонансным социальным проектом стало ежегодное отчисление из Национального фонда части средств (50% от ежегодного инвестиционного дохода Нацфонда) на счета детей-казахстанцев до 18 лет. По иронии, первый транш в размере 100 долларов на каждого ребенка был анонсирован накануне отставки Правительства. 

В целом итогом политических пертурбаций, начавшихся в этот понедельник и завершившихся в среду расширенным заседанием Правительства, стал приход нового Премьера и за компанию четырех новых министров. В оценках комментаторов относительно фигуры нового главы Правительства, помимо определения "силовик", часто употребляется и слово "жесткий" управленец. С учетом намеченных крупных госпроектов по инфраструктуре, транспортной логистике, развитию регионов, жесткость плюс опыт антикоррупционной работы видятся подходящими на данный момент. Впрочем, таких проектов и раньше было множество, и государство тратилось на них достаточно легко и даже бездумно, и силовик во главе Правительства, наверно, актуален был с самого начала восстановления бюджетных источников. Зато у нового Премьера есть главный пункт в личном деле — он, очевидно, не связан со старой системой, хотя и проходил там жизненную практику. Но в "топ-лиге" он заиграл с приходом "нового Казахстана". 

Канат Сарин, Астана

Новости партнеров