Правда истории ведет к истине.
В Казахстане последние годы реализуется ряд кардинальных реформ. Некоторые граждане выступают против них, другие считают, что темпы их реализации медленные. При проведении анализа современных общественно-политических процессов важным условием является приверженность принципу историзма. Любое историческое событие следует изучать сквозь призму объективных исторических фактов и тенденций. Об этом заявил депутат Мажилиса от фракции AMANAT Ерлан Саиров, передает Liter.kz.
В 1889 году в Японии в рамках реформ Мэйдзи была принята первая Конституция, в стране сразу начались народные волнения.
Части населения страны казалось, что эти реформы половинчатые и не дают населению должную свободу, на которую рассчитывал народ. Другая часть японского истеблишмента того времени считала, что реформы идут слишком быстро и способны расшатать духовные основы государственности страны.
Как полагается в истории, виноватыми “назначали” инициаторов этих реформ, противники реформ в полную силу отыгрывались на “младореформаторах”, волнения удавалось остановить не только путем переговоров, некоторые политические партии, которые были учреждены после объявления Конституции были закрыты на определенный период…
Объективный ход исторического процесса можно затормозить, но невозможно отменить. Реформы Мэйдзи все равно состоялись.
Через историческую ретроспективу сегодня видно, что реформы Мэйдзи были одними из самых успешных в истории не только Японии.
По мнению самих японцев, реформы Мэйдзи способствовали созданию единой японской нации, технологический уровень государства вырос в сотни раз, современные параметры политического и социально-экономического развития созданы этими реформами.
Для того чтобы дать объективную оценку тех или иных реформ, необходим определенный временной исторический промежуток, тогда историки, эксперты будут в состоянии показать объективную картину.
В нашей стране есть часть общества, которая критически относится к проводимым реформам.
Некоторым нашим согражданам кажется, что темпы реформ и механизмы реализации не соответствуют требованиям времени, не хватает решительности в принятии тех или иных решений.
В демократической стране каждый человек имеет полное право на выражение собственного мнения, в этом заключается принцип плюрализма мнений.
Но аксиома плюрализма заключается в том, что можно и нужно высказывать свою точку зрения в рамках закона.
Плюрализм и демократия выражаются прежде всего в соблюдении норм и процедур.
Несмотря на критическое отношение некоторых наших граждан, следует констатировать, что в Казахстане реализуются политические реформы.
Эти преобразования способствуют изменению общественного ландшафта страны.
В данном контексте считаю необходимым подчеркнуть суть и значение проводимых реформ.
В Казахстане в последние четыре года по инициативе Касым-Жомарта Токаева ведутся политические и экономические реформы.
В результате перманентных процессов в политической системе проведены следующие изменения:
Президент Казахстана избирается на один срок.
Родственникам президента запрещено занимать какие-либо политические руководящие должности.
Президент страны не может быть членом какой-либо политической партии.
Расширены полномочия Мажилиса Парламента. Вновь созданная аудиторская палата два раза в год отчитывается перед Мажилисом Парламента страны.
В Парламенте шесть партий, такого не было в политической истории нашей страны.
Сегодня прямым голосованием избраны акимы 1 480 сел, поселков и городов районного уровня.
Мы переходим к системе прямых выборов акимов районов и городов областного значения.
В этом году в пилотном режиме, со следующего года повсеместно будут проведены прямые выборы акимов районов и городов областного значения.
За три года в стране проведены выборы: президента страны, выборы в Мажилис и маслихатов всех уровней, акимов 1 480 сел и со следующего года состоятся выборы акимов всех 280 районов.
В Казахстане повсеместно реализуется основной конституционный принцип “Право каждого гражданина избирать и быть избранным!”.
Люди начали голосовать за своих представителей во всех этажах властной вертикали.
Возможно, у этой системы есть определенные изъяны. Может быть, не все идет гладко, но процесс политической перезагрузки запущен и реализуется.
В Казахстане создается всеобщая культура избрания представителей всех институтов власти.
Это состоявшийся политический факт!
Для того чтобы оценить значимость проводимых преобразований, проведем экскурс в политическую историю страны.
Какова была общественно-политическая ситуация до реформ?
С 2008 года, как Казахстан перешел к пропорциональной системе голосования фактически все граждане Казахстана потеряли право напрямую избирать своих представителей и влиять на те или иные политические решения в стране.
Население не решало, кто будет их представителем в Парламенте и в местных маслихатах, все важные политические решения принимались кулуарно, без консультации с обществом и людьми.
Фактически один человек решал, кто будет депутатом Мажилиса Парламента.
Таким образом, была унифицирована политическая система нашей страны: не было плюрализма мнений, разнообразия точек зрения, Парламент потерял себя как политический институт, законодательный и представительный орган.
На местах то же самое. Если Мажилис Парламента и Сенат формировали по указке только одного человека, на местах маслихаты формировались по указке акимов областей и районов.
В результате Конституционной реформы Токаева эта система изменена.
Сегодня депутатов маслихатов районных, областных уровней избирают напрямую.
Есть депутаты Мажилиса, которые избраны “прямым” голосованием населения.
В результате Конституционных реформ реализуется главный Конституционный принцип – право граждан избирать и быть избранными.
Следующий аспект – это кадровая политика.
Помню в 1987 году, тогда еще председатель Совета министров Казахстана Нурсултан Назарбаев дал интервью журналу “Дружба народов”.
В этом интервью он отметил, что ни в коем случае нельзя заниматься кадровым протекционизмом, то есть нельзя привлекать близких родственников к должностным полномочиям – это подрывает доверие населения к властным структурам, нельзя одному человеку засиживаться на одном ответственном посту более 10 лет и т.д.
Нурсултан Абишевич отмечал, что “нельзя строить за народный счет помпезные коттеджи и дворцы”.
Он был совершенно прав.
Этот интервью Нурсултана Назарбаева было своего рода Актом будущего справедливого и честного Казахстана, моделью, каким должен быть независимый Казахстан. Все понимали, что Союз рушится.
На заре независимости вместе с Назарбаевым работали А. Сарсенбаев, З. Нуркадилов, А. Кажегельдин и т.д.
Но история пошла иначе.
Буквально через 10 лет история повторилась, у нас начался расцвет политического протекционизма.
В начале 2000-х годов покойный политик Алтынбек Сарсенбаев в своих различных интервью обозначил, что в Казахстане был создан всемогущий, неконституционный институт, который “под ковром” от имени государства принимает политические и экономические решения в интересах узкого круга лиц.
Этот институт называли “семьей”. Семьей первого президента Казахстана.
Эксперты отмечают, что в те времена на ответственные должности во многом назначались люди, которые были близки “географически” к первому президенту страны.
Экономические ресурсы Казахстана были сконцентрированы в руках этих же людей.
Это все подорвало доверие людей к государственным институтам в нашей стране.
Эти негативные тенденции привели к урону доверия граждан, к государственным институтам, люди начали отчуждаться от собственного государства.
Власть и общество стали ощущать друг друга чужими.
Отчуждение друг от друга власти, государства, граждан и людей является одной из основных проблем современного казахстанского общества.
Отчуждение вызывает постоянное недоверие в обществе!
Появился рост политической пассивности, безысходности в обществе, что привело к нигилизму большей части общества.
По некоторым данным, Нурсултан Назарбаев хотел уйти с должности президента страны в положенный Конституционный срок, но его не пускало близкое окружение – семья, которое и стало конечным бенефициаром периода его правления.
История не имеет сослагательного наклонения.
Это была компрадорская номенклатура, которая в своих финансовых и политических интересах продлевала сроки правления “Елбасы”. Назарбаева как политика испортили близкие ему люди.
Сегодня нашему обществу следует создать политический и нравственный иммунитет от такого рода политических коллизий.
Поэтому проводимые политические реформы не полностью решают все проблемы, которые накапливались годами.
Наравне с политическими реформами мы должны работать над формированием системы единения и солидарности всех граждан страны, исцелением духовных основ нашего общества.
Как отметил президент Токаев, “преобразования должны соответствовать социальной справедливости”.
Сегодня в казахстанском обществе происходят одновременно всё увеличивающаяся социальная поляризация, углубленное неравенство. Все серьезнее становятся проблемы бедности, безработицы и неполной занятости.
Как выше сказано, проблема отчуждения между властью и населением, так же как и людей между собой, – это очень большая проблема, которую нужно будет решать.
Нам нужна презумпция доверия.
В общественном процессе должно быть меньше государства, больше гражданского общества.
Да – рыночным отношениям, нет – рыночному обществу.
Экономические отношения могут быть рыночными, но общественные отношения должны строиться по принципу социальной справедливости и солидарности. Эгоистический либерализм не гарантирует процветание для широких масс населения.
В 1980 году Папа Иоанн Павел II отмечал, что “несправедливость, разруха, бедность до сих пор не изжиты, нет такому капитализму, который превратил в идол рынок и прибыль”. Эти мысли, сказанные в XX веке, актуальны сегодня как никогда.
Поэтому нынешние времена требуют синтеза культуры солидарности, социальной сплоченности, новых возможностей традиционной культуры, открытых реформ и конкуренции.
В первую очередь следует подумать о новом формате сферы образования, основанном на непрерывном образовании. Каждый образованный человек должен иметь возможность использовать свое образование в практическом плане.
Сегодня, имея высшее и среднее образование, в нашей стране люди оторваны от практики, от жизни и от производства.
Сфера среднего образования должна быть единой для всех детей страны. Не должно быть школ для детей супербогатых, богатых и простых граждан!
Нельзя создавать прецедент неравенства с младенчества!
Мы должны разработать собственную казахстанскую национальную систему исчисления экономического благополучия наших граждан.
Если мы постоянно декларируем, что ВВП страны растет, но абсолютное большинство людей чувствуют, что живут все хуже и хуже, наши граждане решат, что государство манипулирует статистикой и обманывают своих граждан.
В этом случае подрывается вера в государство.
Мы сделали из исчисления ВВП культ и оказались его заложниками. Наравне с ВВП мы должны ввести индекс экономического благополучия конкретных домохозяйств и граждан.
Ведь объективно ВВП страны не может равномерно распределяться между всеми гражданами страны.
Главным фундаментом развития производственных сил является уровень развития науки и техники.
Развитие науки и техники сегодня не является приоритетом правительства. Общество не имеет никакой информации о деятельности высшей научно-технической комиссии при правительстве РК.
Видимо, правительству нечего сказать и показать гражданам в этой сфере.
Между тем, если мы хотим избавиться от “голландской болезни” экономики и перейти к пятому и шестому промышленному переделу, у наших детей и взрослых должен быть культ рационализаторства и изобретательства!
Только посредством развития науки и техники мы можем обеспечить диверсификацию экономики, то есть и частные структуры, и государство должны быть нацелены на то, чтобы развивалась техническая, точная наука.
Олигополии в Казахстане породили огромное социальное неравенство и системные проблемы в экономике.
У нас банковская система находится в руках одних и тех же людей, в финансовой сфере страны создана монополия. Все наши промышленные предприятия находятся в руках одних и тех же людей. Кому они принадлежат – это секрет Полишинеля.
Восстановление справедливости в этих сферах – задача не только государства и властей.
Общество должно активно влиять на этот процесс, своими шагами оказывать давление на правоохранительные и иные органы по возврату капиталов, посредством общественной активности содействовать разрушению синдикатов и монополии.
Справедливость требует постоянной работы и борьбы граждан за сохранение собственных народных благ.
“Караван идет, когда собака лает”.
Это универсальный закон общественного развития.
Тогда быстрее произойдет диверсификация нашей финансовой системы и промышленной политики, которая позволит создать здоровую, справедливую финансовую систему и промышленность, основанную на ноу-хау и НИОКР.
Есть еще одна проблема, которая может оказать мощное негативное влияние для развития нашей страны. Казахстан уже сталкивается с дефицитом воды, в том числе питьевой воды.
Этот тренд увеличится. Потенциально Казахстан – одна из стран, которая будет всегда ощущать дефицит поливной и питьевой воды. Поэтому мы сегодня уже должны разрабатывать технологии экономии водных ресурсов.
Мы должны понимать, что без воды на территории Казахстана не будет сел и городов, ни людей, ни государства!
Поэтому экономия воды должна стать национальной культурой.
Все глобальные источники водных ресурсов находятся вне Казахстана. Истоки крупных водных ресурсов, которыми питается Казахстан, находятся в странах ЦА, Китае и РФ.
Эти страны в ближайшем будущем уже не будут делиться с Казахстаном стратегическим ресурсом, здесь мы должны быть ориентированы только на собственные внутренние ресурсы и должны перейти на режим глобальной экономии и новую культуру потребления воды.
***
Противниками нынешних реформ являются не сколько оппозиционные силы и гражданские активисты, которые, возможно, где-то экстремальными методами хотят проведения реформ, противники реформ – реакционные круги, которые не хотят отдавать свое богатство и положение, которые были нажиты нечестным путем.
Также скрытое, системное противодействие оказывают представители старой государственной номенклатуры.
Являясь свидетелями некоторых кадровых решений в центре и на местах, мы понимаем, насколько глубоко окапалась номенклатура и номенклатурное мышление у наших чиновников. В некоторых мозгах существует и протекционизм.
Для того чтобы страна развивалась, мы должны внедрить культуру всеобщего участия всех граждан в общественно-политическом процессе.
“Толкать” страну вперед должны все!
Для этого мы должны стать страной “граждан”.
Каждый из нас должен стать теми изменениями, которые хотим видеть в этой жизни.
Некоторые наши граждане хотят, чтобы изменились другие, а сами бы были сторонними наблюдателями. Такого не получится.
Мы должны внедрить культуру массового участия граждан во всех социальных процессах. Такое участие должно быть основано на высокой поведенческой и интеллектуальной культуре.
Иначе будет общественный хаос и нигилизм, который при современном международном положении мы допустить не можем.
На этой основе должен быть внедрен механизм общественного контроля во всех сферах жизни страны.
Наш плюрализм должен быть основан на соблюдении закона и порядка, норм и процедур.
В этом далеко идущая суть Конституционной реформы главы государства К. Токаева и политических преобразований в Казахстане.
Что касается темпов реформ, японцы говорят: “Быстро – это медленно, но без перерывов”.
Чтобы достичь повсеместного развития страны, нам всем следует идти вперед, ибо “никто не спотыкается, лежа в постели”.
депутат Мажилиса от фракции AMANAT Ерлан Саиров