Почему Нур-Султану не нужны транспортные развязки, рассказал эксперт

По словам специалиста, строительство транспортных развязок неустойчивое решение в долгосрочной перспективе.
Жулдыз Жапарова

Аким города Алтай Кульгинов на отчетной встрече перед населением сообщил, что в Нур-Султане планируют строительство транспортных развязок на пересечении Кургальджинского шоссе и проспектов Кабанбай батыра и Туран. Корреспондент Liter.kz побеседовал со специалистом по городскому транспорту Романом Барабановым, который рассказал: так ли необходимо строить развязки в столице?

Для начала поясним: транспортная развязка — комплекс дорожных сооружений, предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог.

По словам Романа Барабанова, перед строительством транспортных развязок необходимо проработать три сценария развития ситуации:

Отсутствие действий и результат через 10 лет;

Вложение денег в развязку и результат через 10 лет;

Вложение денег в общественный транспорт и результат через 10 лет.

"Когда деньги вложены в развязки, какой эффект это принесет через 10 лет? Будут ли данные развязки работать также эффективно, даже с учетом сгенерированного спроса, то есть дополнительного трафика, который обычно привлекают новые развязки и расширение проезжей части улиц. Не заполнятся ли они пробками раньше условного срока? Не будут ли потрачены зря эти деньги? Или все-таки эффективнее их вложить в общественный транспорт, который перевозит гораздо больше людей, чем частные автомобили и занимает куда меньше пространства, не говоря о том, что он находится постоянно в движении", - задался вопросом Барабанов.

Он также отметил, что если не предоставлять условий для нормального передвижения пешком, на велосипеде и общественном транспорте, то любой город со временем станет автомобильным, ведь горожане будут выбирать самый очевидный вид транспорта. Поэтому называть Нур-Султан городом автомобилистов, по его мнению, неправильно.

"Если игнорировать общественный транспорт и выделять ему деньги по остаточному принципу, то со временем он станет куда менее привлекательным. Развязка - это простое, быстрое и дорогое решение, но при этом совершенно неустойчивое в долгосрочной перспективе", - подчеркнул специалист по городскому транспорту.

Роман Барабанов в беседе с корреспондентом Liter.kz привел в пример проспект Аль-Фараби в Алматы, где транспортные развязки, построенные больше пяти лет назад, по его мнению, уже не работают.

"Каждый день утром и вечером проспект стоит в пробках. И неважно, на машине ты или в общественном транспорте. С другой стороны, можно отметить улицу Тимирязева, где создали коридор BRT ("Bus rapid transit - скоростной автобусный маршрут" - прим. ред.). Если ты выбрал поехать по коридору BRT на общественном транспорте, то ты куда быстрее доедешь до нужного места, при этом не используя автомобиль, не занимая парковочные места, и не загрязняя воздух. То есть ты заплатил всего лишь 80 тенге и при этом доехал быстрее, чем на автомобиле", - заметил специалист.

Барабанов заявил, что такие транспортные проекты как BRT должны быть в приоритете. По его мнению, они предоставляют достойную альтернативу частному автомобилю.

"Также город экономит значительное количество денежных средств и земли, которую могла бы просто занимать парковка, ни детский сад, ни школа и ни библиотека, а просто парковка, где просто стоят автомобили и больше ничего не происходит. Просто сравните стоимость строительства одной очереди BRT со стоимостью развязки, и все сразу станет понятно", - сказал он.

Вместе с тем, по данным акимата Алматы, стоимость строительно-монтажных работ BRT в Алматы составила 4,2 миллиарда тенге. В свою очередь, по данным распространенного доклада акима Нур-Султана Алтая Кульгинова, предварительная стоимость строительства транспортных развязок составит 95 миллиардов тенге.

"Городу нужен приоритет пешеходов и пассажиров над автомобилями. Если большему количеству людей будет комфортно передвигаться пешком или на общественном транспорте, то автомобили будут меньше стоять в пробках", - сказал специалист по городскому транспорту.

Кроме этого, по его словам, чем больше будет машин, тем больше серьезных ДТП, особенно в случае наезда на пешехода или велосипедиста, которые не имеют никакой защиты.

"Поэтому ставя в приоритет пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт, мы не только экономим деньги и улучшаем экологию, но и создаем куда более благоприятную обстановку на улицах нашего города", - отметил Роман Барабанов.

Мировой опыт

Для сравнения прогрессивных городов мы решили взять Южную Корею, Сеул.

Исторически Сеул развивался вокруг реки Чхонгечхон, по берегам которой строили частные дома и открывали мелкие торговые точки. С притоком населения автомобилям стало мало места и город построил на месте реки автотрассу.

Однако со временем город осознал свои градостроительные ошибки, снес автотрассу и вернул городу реку.

Иногда снести автомобильные развязки слишком дорого для города и в том же Сеуле нашли решение. Просто закрыли движение для автомобилей и сделали из развязки парк.

Текущая ситуация в Нур-Султане

Сегодня в центре города по улице Мәнгілік ел построены две автомобильные развязки в пяти сотнях метров друг от друга.

В часы пик все улицы рядом с этими развязками стоят в пробках.

© Дмитрий Димов

Барабанов подчеркнул, что выделенные средства, с точки зрения транспортной политики и транзитно-ориентированного развития, в долгосрочной перспективе лучше бы сработали, если бы их вложили в проекты и инфраструктуру общественного транспорта, который перевозит гораздо больше людей, чем частный автомобиль.

Новости партнеров