Нургуль Ульжекова: «Рухани жаңғыру» – это программа, которая помогает стать нужным и полезным обществу»

Редакция "Литер"

Работа в рамках программы «Рухани жаңғыру» - это большие шаги к изменениям в сознании современного общества. Примечательно, что направления программы охватывают большую часть жизни казахстанцев, и меняют отношение людей к важным социальным и моральным вопросам.

Нургуль Ульжекова, руководитель ОО «Общество родителей детей с инвалидностью «Мир открытых возможностей» и победительница проекта «100 новых лиц», рассказала, как в Казахстане за последние годы изменилось отношение к инклюзии и дополнительному образованию среди детей с инвалидностью, передает Liter.kz.

Когда вы впервые столкнулись с вопросами инклюзии?

Я училась на третьем курсе университета, когда нашла себя в архитектуре. В то время мне посчастливилось работать в строительно-архитектурной компании. Разрабатывая генеральные планы микрорайонов, и в целом улучшая облик Алматы, я росла по карьерной лестнице. Восемь лет я посвятила работе в компании.

В 2008 году я родила двойню: девочку и мальчика, которому поставили диагноз ДЦП. О карьере пришлось забыть – я ушла в долгий декретный отпуск. На первое место я поставила здоровье детей.

Уход за двойняшками потребовал много сил и времени, в том числе, по той причине, что и у дочери была угроза появления ДЦП.  Долгие годы ушли на поиск эффективных методов реабилитации и социальной адаптации таких детей. Так началась другая страница моей жизни, посвященная моим детям. Мы ездили на лечение за границу, искали альтернативные методы реабилитации. Все шло хорошо: к трем годам сын начал ходить, к пяти – он начал говорить.

Как появилось ОО «Общество родителей детей с инвалидностью «Мир равных возможностей»?

Несмотря на сохранный интеллект, у сына появились проблемы со слухом – проявилась двухсторонняя нейросенсорная тугоухость. Он отличался от других детей тем, что у него была невнятная речь и шаткая походка.

В 2015 году, во время подготовки детей к школе, мы уже жили в Астане. Я понимала, что надо повременить с определением сына в школу, потому что видела, что он не готов ни физически, ни интеллектуально.

Как любая мать ребенка с инвалидностью, я искала различные возможности по инклюзии. Оказалось, что на тот момент в столице есть только две инклюзивные общеобразовательные школы: №65 и №83, имели классы, где могли обучаться дети с особенностями в развитии, и наставников. Сын пошел учиться в школу №83, где к нему приставили тьютора. Процесс прошел гладко: наставник всегда находился рядом, а сын влился в класс.

Становясь старше, мой ребенок перестал воспринимать медицинскую реабилитацию как положительный процесс. Находясь в реабилитационном центре, он наблюдал за лечением разных детей, в том числе тех, кто находился в тяжелых формах паралича. Его это вгоняло в депрессивное состояние.

Для того чтобы не упускать учебный процесс, мы искали альтернативные методы реабилитации, которые можно совмещать со школьными занятиями – спортивные секции. К сожалению, в то время секции не были так доступны для детей с разными формами инвалидности. К примеру, во Дворце школьников принимали детей только с легкой формой инвалидности.

Для меня, как для родителя, который воспитывает ребенка с инвалидностью, дискриминация была налицо. Если в общем образовании государство старается заниматься вопросами инклюзии, то в дополнительном образовании пока нет системного подхода.

Развитию инклюзии способствует наличие нормативно-правовой базы. Поскольку общее образование соответствует Государственным общеобязательным стандартам образования (ГОСО), то условия обучения регламентированы, в том числе и для детей с инвалидностью. В свою очередь, дополнительное образование не имеет таких стандартов, и организации могут вести свою деятельность на свой лад: ни сопровождение, ни специальные группы, ни какая-либо другая работа зачастую не предусмотрены. Родители часто сталкиваются с отказами со стороны педагогов и тренеров.

Не имея другого выхода из ситуации, в декабре 2016 года я и еще девять родителей решили объединиться и создать Общественное объединение «Мир равных возможностей».

На что направлена деятельность Общества родителей?

В 2017 году, по данным МОН РК, из 144,7 тысяч детей с особыми образовательными потребностями около 300 детей имели доступ к спортивным секциям. Мы поставили для себя цель – сделать дополнительное образование доступным для детей с особенностями в развитии.

Мы открыли первую секцию – адаптивное каратэ. Тренера мы нашли среди знакомых. Учить наших детей пришел тренер лечебно-оздоровительной физкультуры, в прошлом – тренер каратэ, который знал, как работать с особенными детьми, и имел подготовку в нужном спортивном направлении.

Также мы искали партнеров, которые смогли бы на безвозмездной основе предоставить нам площадку для занятий. Первым социальным партнером стал Дворец школьников имени М.Утемисулы. Сеть растет, и сейчас среди наших партнеров государственные организации, частные фитнес-клубы, международная школа Hailybury и несколько других организаций.

ОО «Мир равных возможностей» стало узнаваемым, и теперь социально-ответственные организации сами предлагают сотрудничество. Эффект, полученный в ходе модернизации сознания людей, налицо: наше общество становится более ответственным, отзывчивым, а шаги навстречу делаются не во имя выгоды, а ради благого дела. Так действует «Рухани жаңғыру».

Общество запустило занятия по плаванию, тхэквондо, голболу, бочче, хореографии. В 2020 году мы запустили занятия по спортивному ориентированию. За три с лишним года число детей увеличилось с 10 до 150 человек, при этом часть из них ходят на занятия по нескольким направлениям сразу. Количество участников увеличилось, потому что сработало сарафанное радио.

Партнерское отношение между родителями, тренерами и социальными партнерами создает особенную среду, и эффект от таких занятий – колоссальный.

Считаете ли вы, что проект, которым занимается «Мир равных возможностей» перекликается с теми ценностями, которые воспитывает в казахстанцах программа «Рухани жаңғыру»?

Да, конечно. Наше общество занимается проектом «Саламатты болашақ». Он напрямую коррелирует с программой «Рухани жаңғыру». Продвигая общие ценности, мы стараемся помочь всему обществу построить «здоровое будущее», и, в первую очередь, «здоровое сознание».

В связи с этим увеличилось ли количество направлений, над которыми вы работаете?

Сейчас мы расширили список наших целей, и решаем системные вопросы доступности дополнительного образования. В рамках нашей работы, мы подняли вопросы подготовки квалифицированных кадров в сфере адаптивного спорта. Одним из направлений работы мы определили внедрение адаптивной физкультуры как учебной дисциплины в ВУЗах или отдельной специальности «Тренера по адаптивной физкультуре и спорту».

На законодательном уровне участники Общества входят в рабочие группы по инклюзивному образованию. Мы вносим свои предложения. Сейчас мы помогли внести изменения в типовые организации образования и добиться создания должности «учитель адаптивной физкультуры». Такое решение должно повлечь потребность в кадрах.

Мы сотрудничаем с вузами. Благодаря поддержке нашего генерального партнера Samruk Kazyna Trust, мы создали первые учебники по адаптивной физкультуре на казахском и русском языках. В 2019 году мы составили шесть программ по тем видам спорта, которым обучаем в рамках занятий. Практический опыт наших тренеров и педагогический опыт преподавателей Евразийского Национального университета помог создать понятные программы, которые будут полезны, как преподавателям, так и родителям.

В сентябре 2019 года мы провели первую Международную научно-практическую конференцию.  На мероприятие мы пригласили специалистов из России и Южной Кореи, в том числе профессоров, представителей Азиатского паралимпийского комитета.  Более 300 человек со всего Казахстана: тренеры, преподаватели ВУЗов, учителя физкультуры, социальные работники, приехали в качестве докладчиков и участников. Эта конференция была организована для того, чтобы начать развивать научные исследования в сфере адаптивной физкультуры.

В этом году мы планируем расширить нашу деятельность территориально, и запустить секции, для начала, в Павлодаре и Шымкенте.

Можете ли вы отметить, что за годы реализации программы «Рухани жаңғыру» восприятие казахстанцами людей с особенными потребностями изменилось?

Да, я замечаю положительные изменения по отношению к детям с особенными потребностями: изменилось восприятие ребят в школах, родители здоровых детей начали относиться иначе – сознание общества меняется.

«Рухани жаңғыру» - это программа, которая помогает стать нужным и полезным обществу и несет посыл: «Сам живи хорошо, и сделай так, чтобы окружающим стало лучше».

Нужно понимать, что инклюзия важна не для людей с инвалидностью, а для здорового общества – для осознания своих возможностей. Так, например, родители здоровых детей смотрят на родителей особенных детей и учатся терпению и пониманию своего ребенка.

Еще в Казахстан неоднократно приезжал Ник Вуйчич, большой мотиватор и яркий пример человека, который преодолевает любые преграды. Глядя на людей с особенными потребностями и понимая, что они пересиливают любые обстоятельства, казахстанцы начинают смотреть иначе на себя.

Поделиться