Предстоящий юбилей Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева актуализировал внимание зарубежных исследователей к казахстанской модели развития. Опыт нашей страны изучают и в дружественном Вьетнаме, в частности, в Национальной Политической Академии имени Хо Ши Мина подготовлена статья «Казахстан: 30 лет обновления под руководством Президента Нурсултана Назарбаева и партии «Nur Otan».
По просьбе нашей редакции ее автор, директор Института политических наук Национальной Политической Академии Фан Суан Шон представил краткий вариант этой статьи.
Важнейшим компонентом формирования казахстанской модели развития является роль лидера. Современная история развития и становления Казахстана, благополучие его народа неразрывно связаны с именем Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
Стратегический курс Лидера нации, статусом которого наделил его казахстанский народ, явился эффективным инструментом в деле устранения негативных последствий распада Советского Союза и создания собственной казахстанской государственности. Став во главе независимой страны в 1991 году, Нурсултан Назарбаев выбрал путь планомерного реформирования страны, определив в качестве главного приоритета экономическое развитие, а затем уже политическую модернизацию. Жизнь показала, что это был верный путь, основанный на сбалансированной и взвешенной стратегии.
В основу своей политики Нурсултан Назарбаев заложил логический, системный, планомерный и рациональный подход к проведению реформ, главная черта которых – направленность на интересы человека. Они и привели Казахстан к нынешним успехам, а также создали прочный фундамент для его будущего развития. Сегодня успехи Казахстана в государственном строительстве называют казахстанской моделью развития.
Президент Казахстана проявил себя как целеустремленный и решительный лидер. Он первым из руководителей республик бывшего Советского Союза установил президентскую форму правления в стране. Сильный институт президентской власти обеспечил политическую стабильность, создание эффективной и оптимальной модели государственного управления.
Это ответственное и компактное Правительство, профессиональный Парламент, независимый суд, эффективные местные органы управления, которые вместе образовали единый и слаженный механизм государственной власти. В стране сформирована национальная бизнес-элита, становление которой стало возможной благодаря созданию условий для развития демократического, гражданского и правового общества.
Важная роль принадлежит Нурсултану Назарбаеву в создании системы национальной безопасности с учетом геополитического и геоэкономического положения Казахстана. Глава республики, которая занимает девятое место в мире по величине своей территории, взял курс на проведение сбалансированной многовекторной внешней политики. Ее суть – установление и развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми значимыми акторами мировой политики, активное участие в международных процессах.
Обладавший ядерным оружием в советское время, Казахстан отказался от этого арсенала и начал продвигать новую систему безопасности, главный вектор которого – создание безъядерного мира. Казахстан закрыл Семипалатинский испытательный полигон, первым в мире встав на путь активной денуклеаризации.
Особое место в политике Первого Президента занимают межэтнические отношения. Его политика в этой сфере превратила фактор многоэтничности в визитную карточку единого казахского государства. Президент Назарбаев создал Ассамблею народа Казахстана – уникальное учреждение, являющееся консультативным органом при Главе государства и не имеющее аналогов в мире. По словам Нурсултана Назарбаева, этническое разнообразие – это не слабость, а богатство страны.
Благодаря взвешенной и гибкой политике Нурсултана Назарбаева, Казахстан успешно преодолел все трудности распада Советского Союза, избежав вспышек этнических конфликтов. В стране сформировался казахстанский патриотизм, основой которого служит равенство всех граждан. Новый патриотизм Казахстана – это все то, что сплачивает общество, в котором нет национальных различий. Новый казахстанский патриотизм – фундамент успеха многонационального общества.
Стоит отметить, что национальный лидер Нурсултан Назарбаев сумел возродить дух народа Казахстана и его культурно-историческое наследие, оказав сильное влияние на его сознание, менталитет и традиции, нравственные и духовные ценности. Как отмечает Н. Назарбаев, быть требовательным к себе, честным с другими, лояльным в отношении государства – это важные моменты в воспитании молодого поколения.
Помимо этого Нурсултан Назарбаев показал себя стратегом международного масштаба, чувствительным к вызовам времени, предвидящим их. Как справедливо отмечает Первый Президент Казахстана, сильное государство проводит не политику выживания, а политику планирования и долгосрочного развития.
Мир знает Президента Н. Назарбаева как главного архитектора интеграционных процессов на евразийском пространстве. Он был инициатором евразийской интеграции, создания Евразийского экономического союза.
Самой особенной чертой Нурсултана Назарбаева как главы государства является высокий уровень его профессионализма и умение воплотить реформистские идеи и преобразования на практике. Он обладает уникальным качеством политика: может внимательно выслушать собеседников, впитывая в себя все новое, и в то же время высказать и донести свои взгляды и мнение до народа.
Сегодня никто не сможет оспорить не только нужность, но и реальность создания новой столицы. В своих трудах Н. Назарбаев изложил глубокую философию создания новой столицы в независимой стране. Столица, как главный город и административный центр, принадлежит всей стране и каждому гражданину страны, поэтому ее расположение особо важно. Перемещение столицы страны стало беспрецедентным событием. Со своей проницательностью Назарбаев видел в местоположении столицы необходимый и решающий фактор для дальнейшего стабильного развития государства.
Нурсултан Назарбаев является лидером партии «Nur Otan». Идеологическая основа партии включает в себя элементы консервативной идеологии, либерализма и социал-демократии. Такая трехэлементная система обеспечивает широкий спектр тактического применения этих элементов в практической деятельности партии, обеспечивая функциональные интересы и доминирующее положение в политической жизни современного Казахстана.
Для нынешнего Казахстана система с одной доминирующей партией является многообещающей: она гарантирует стабильность политического курса на протяжении длительного времени. Во-вторых, это позволяет проводить реформы с эффективной мобилизацией широких масс. В-третьих, доминирующая политическая партия объединяет различные слои общества, присутствует в сферах управления, экономики, научно-исследовательской деятельности, создавая целостную политическую структуру. В-четвертых, правящая партия играет роль резерва профессиональных политиков и правительственных руководителей. Такая модель партийной системы особенно востребована в условиях экономического кризиса и глобальной нестабильности в межгосударственных отношениях.
Являясь правящей партией, «Nur Otan» стремится осуществлять свое руководство в партийно-политической системе страны не ситуационно, а на долгосрочной основе. В политической системе страны «Nur Otan» гармонично дополняет президентское правление, придавая ему прочность в долгосрочной перспективе. Для этого партии необходимо постоянно утверждать свои лидерские позиции.
При содействии Посольства Казахстана во Вьетнаме