Жизнь и смерть торговых центров Казахстана. Какие проблемы и возможности обнажила пандемия коронавируса

По мнению Алишера Еликбаева, торговых центров в Казахстане достаточно и они необходимы казахстанцам.
Жулдыз Жапарова

В эпоху впечатлений, когда покупатель больше желает получать эмоции, чем владеть вещью, торговым центрам и ритейлерам нужно искать новые способы привлечь посетителей. Пандемия коронавируса обнажила многие проблемы, но вместе с тем показала казахстанцам возможность жить без больших торговых площадок, фудкортов и модных бутиков. Торгово-развлекательным центрам придется меняться, чтобы удержать интерес покупателей. Что об этом думает известный специалист по коммуникациям Алишер Еликбаев, читайте в материале Liter.kz.

По сообщению The Wall Street Journal, торговые центры США начали массово терять арендодаторов и закрываться.  В первую очередь тренд затронул торговые центры в малонаселенных районах, однако примеры опустевших помещений есть и в крупных городах.

Ключевой причиной ликвидации розничных магазинов в ТЦ стало развитие интернет-торговли.  Учитывая, что из-за пандемии многие казахстанцы также начали прибегать к онлайн-шопингу, мы задались вопросом, возможен ли подобный сценарий в Казахстане. Алишер Еликбаев считает, что повального закрытия ТРЦ ждать не стоит.

«Тренды по закрытию ТРЦ были еще и до коронавируса. В США, например, огромное количество торговых центров закрывалось. Там их количество было огромным. Все говорили, что это повальное увлечение онлайн-шопингом, но на самом деле нет. Просто рынок ТРЦ в США был "перегрет". Поэтому, если рынок Казахстана в части торговых центров "перегреется", мы увидим что какие –то торгово-развлекательные центры могут закрыться», - сказал Еликбаев.

Вместе с этим Еликбаев отметил, что в Казахстане, на данный момент, имеется необходимое количество торговых центров, поэтому, пока их не стало больше, закрываться они не будут.

«Я думаю, что еще один или два больших торговых центра будут лишними. Даже если откроются новые ТРЦ, старые за своих покупателей еще поборются», - заметил специалист по коммуникациям.

Еликбаев отметил, что у людей, несмотря на развитие онлайн-шопинга, осталась потребность воочию увидеть товар, пощупать его.

«У меня рост два метра и четыре сантиметра и для меня такого понятия как онлайн-шопинг не существует. Если речь идет об одежде или обуви я должен обязательно пощупать, померить, потому что стандартные размеры для меня не подходят. Потом есть такой момент, что человеку все равно нужна витрина. А магазины как раз выполняют такую роль», - заметил Еликбаев.

Наряду с этим, специалист подчеркнул, что в последние годы торгово-развлекательные центры больше уходят в сторону развлекательной части, а не торговой.

«Все понимают вызовы сегодняшнего дня, рост онлайн-торговли. В связи с этим развлечений становится больше. Сейчас речь идет об эпохе до коронавируса, когда росло огромное количество заведений. Люди приходили общаться в большом количестве, коммуницировали. Конечно, ситуация с пандемией многое поменяет. Но, я думаю, что постепенно мы выработаем правила поведения людей и решим этот вопрос.», - сказал спикер.

Алишер Еликбаев вспомнил первый день, когда послабления карантина позволили людям посетить торговые центры, а также заведения питания. По его наблюдению казахстанцы соскучились по ТРЦ и развлечениям.

«Когда открыли ТРЦ в Алматы я видел дикие очереди на входе в магазины. Люди очень сильно соскучились по цивилизованной торговле, по большим площадям. Как открыли рестораны я ни один день дома не обедал. Я все дни хожу куда-нибудь с ощущением счастья, что можно поесть, что можно не мучить жену готовкой, и что не надо разворачивать фольгу с едой. Тебе приносят в красивой посуде, с красивыми приборами еду. К этому оказывается, мы очень быстро привыкли и не так просто от этого отказаться», - поделился своими впечатлениями от ослабления карантина Еликбаев.

Эксперт заметил, что пандемия выявила огромный ряд проблем. И, действительно, к ней никто не был готов.

«К примеру, MEGA никогда не закрывалась за 14 лет, что я там работал. У нас единственный короткий день - это 31 декабря, когда мы закрываемся в 20:00 и 1 января, когда мы открываемся в 15:00. Мы всегда работали бесперебойно. Не было ни одного дня с 25 октября 2006 года, чтобы наш торгово-развлекательный центр просто не работал. Мы сами оказались в шоке. Это "черный лебедь" ("теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия" - прим.ред.), который прилетел в начале марта. Его никто не предсказывал. Ни в 2006, когда мы открывались, ни в 2009, когда случился кризис, ни в 2014 при девальвации. Мы думали, что "черный лебедь" придет с другой стороны, с точки зрения девальвации и всего остального. Поэтому не знаю. Мы не можем однозначно утверждать («вымрут ли ТРЦ» - прим.ред.)», - отметил Еликбаев.

Алишер Еликбаев подчеркнул, что люди, делая бизнес, постоянно противостоят каким-то угрозам. Теперь же одной угрозой стало больше. Однако успешный бизнес, по мнению эксперта должен со всеми рисками работать, жить, сосуществовать, искать выходы, пытаться противостоять им.

«Я думаю, торговые центры открывают чаще всего люди очень деятельные, которые понимают, что на сегодняшний день ситуация изменилась, но надо жить вместе с ней. Ставить тепловизоры на входе, дезинфицирующие средства, выдавать маски на входе. Это все попытки существовать в новых реалиях. И такие выходы будут приниматься бизнесменами каждый день, для того чтобы не потерять прибыль. Понятное дело, что речь не идет о баснословной прибыли, потому что мы, например, отменили арендную ставку на период ЧП. А сейчас, когда начинаем работать, аренду с людей будем брать не полностью, потому что понимаем, что сейчас посетителей меньше в ТРЦ. У людей есть страх. Также экономическая составляющая за два месяца оставляет желать лучшего. Много людей потеряли свои доходы. Бизнес – это всегда так», - заключил эксперт.

Выводы, которые сделала редакция Liter.kz после беседы с Алишером Еликбаевым:

Торговые центры сегодня — это не только о покупках. Посетители ищут опыт, выходящий за рамки традиционного шопинга, ищут общественные места для социализации, встреч и общения;

Людям еще нужна необходимость воочию увидеть и пощупать товар;

Торговые центры должны соответствовать многоплановым ожиданиям потребителей;

Успешный бизнес всегда просчитывает риски и выстраивает свою работу исходя из возможностей, которые имеет, сосуществуя с проблемами, которые стали преградой на их пути.

Пока в Казахстане имеется достаточное количество ТРЦ, поэтому они не вымрут.

20 мая в Нур-Султане возобновили работу торгово-развлекательные центры (без развлекательных центров, фудкортов, кинотеатров) и общественные бани.

29 мая стало известно, что с 1 июня в Казахстане снова заработают фитнес-центры и спа-салоны. Распахнут свои двери спортивные и культурные объекты, но зрителей к ним допускать не будут.

Новости партнеров