О неподобающих условиях содержания задержанных в январе рассказала Эльвира Азимова

А также о задержаниях в вечерние время и помещении в изоляторы несовершеннолетних. 

Артур Эдильгериев

Уполномоченный по правам человека в Казахстане Эльвира Азимова 14 марта на пленарном заседании Мажилиса Парламента рассказала об условиях содержания задержанных во время массовых беспорядков в январе. В частности, она объяснила, почему их не доставляли в изоляторы, про необоснованные задержания и отсутствие информации, из-за чего родственники задержанных даже не знали, что с их родными, передает Liter.kz.

Ужасные условия содержания заключенных в очередной раз вызвали широкий резонанс в обществе. 

Закон о чрезвычайном положении, который ввели в стране 5 января, позволяет коменданту в случаях нехватки мест в спецучреждениях временной изоляции от общества определять дополнительные места содержания задержанных лиц. 

Например, в первые 48 часов задержанные в Атырау находились в неприспособленном для содержания арестованных спортзале, он находится на территории управления полиции. В Алматы в здании следственного изолятора выделили отдельный блок, в работу которого не имели права вмешиваться администрации самих учреждений. По сути, эти помещения выполняли функции изоляторов временного содержания и управлялись органами национальной безопасности либо административной полиции. Отмечается, что дополнительные помещения имели проблемы с доступом к питьевой воде, к питанию и необходимой для продолжительного пребывания мебели. Какие-то здания очень старые, в них не делали давно ремонт. 

При хроническом недофинансировании условия содержания в действующих учреждениях уголовно-исполнительной системы и административной полиции находятся в ужасном состоянии. Как следствие, нарушение гарантированных минимальных стандартов содержания заключенных получило очередной широкий общественный резонанс, – отмечает Азимова. 

Задержания, произведенные в вечернее время в период чрезвычайного положения.

Во многих странах, как отмечает уполномоченный по правам человека, на уровне закона закреплено время задержания. Во Франции прямо закреплено, что не допускается задержание с 23:00 до 06:00, несмотря на наличие на руках полицейского ордера об аресте.

В Казахстане же в период ЧП во время комендантского часа задерживали людей, в Таразе, например, кто-то вынужден был оставаться ночевать в здании полиции, ввиду отсутствия возможности добраться домой. 

В Кызылорде и Алматы родственники сообщали о том, что задержание граждан, ранее не находившихся в конфликте с законом, происходило в вечернее или ночное время, не предоставлялась возможность надеть теплую одежду, несмотря на сезон. Задержание происходило оперативно, без разъяснений, с применением силовых методов и угроз, на глазах у детей и других членов семьи.

Еще одна выявленная проблема – отсутствие своевременного оказания медпомощи задержанным.

Невозможно оправдать, даже с позиции международного права, случаи задержания и содержания под стражей тяжело раненных и больных хроническими заболеваниями, – отмечает Эльвира Азимова. 

Содержание под стражей было превалирующим решением, которое рассматривалось как самый эффективный способ предупреждения массовых беспорядков и принималось в отношении граждан в первые дни, после 4 января. Уже позже в отношении 30% задержанных после прокурорской проверки применили другие меры пресечения (подписка о невыезде, домашний арест, поручительство). Однако на момент принятия решения прокурорами уже была высокая степень негативного резонанса в социальных сетях и СМИ. Особенно задержания несовершеннолетних.

Уголовные обвинения, которые были предъявлены несовершеннолетним, касаются тяжких преступлений в виде нападения на здания и захвата оружия, участия в массовых беспорядках. Однако возникает вопрос: насколько было обоснованным исключение возможности применения альтернативных мер пресечения в виде поручительства их законных представителей в момент задержания, а не после того, как родители начали выходить с акциями протеста к зданиям закрытых учреждений, полиции и прокуратуры, – следует из доклада правозащитницы. 

Закон о чрезвычайном положении, как отмечает Азимова, не предусматривает четкого сценария работы информационной и социальной службы. Многие родственники не могли найти своих близких, не знали об их задержании. С учетом уроков январских событий уполномоченный по правам человека считает целесообразным вернуться к вопросу о создании деятельности единой службы оперативной связи в условиях чрезвычайного положения для доступа граждан к правовой, психологической и иной информации, а также обращения за социальной  и гуманитарной помощью.

Новости партнеров