Великий ученый Альберт Эйнштейн утверждал: «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел Вас к этой проблеме». Очевидно, эти слова актуальны и для современной науки, проблемы которой требуют применения новых, нестандартных подходов и решений.
Надо заметить, что проблемы реального состояния казахстанской науки, ее результаты и их востребованность реальным сектором экономики все чаще обсуждаются в прессе, вызывают научные дискуссии, генерируют публикации и порождают жаркие споры в самых разных социальных группах и коллективах. Это еще один взгляд, попытка оценить то, что есть и понять, что надо улучшать в этой сфере.
Факт, который трудно оспорить: за годы независимости сформирована казахстанская научно-инновационная система, которая включает систему высшего образования и профильные научно-исследовательские учреждения, подведомственные МОН РК и другим министерствам, научно-производственные объединения, технопарки, консалтинговые, инжиниринговые фирмы и иные юридические лица, осуществляющие научно-техническую деятельность.
Еще одним аргументом является формирование действенной законодательной базы – законы «О науке», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» и др., где определены принципы государственного регулирования отношений в сфере науки и техники, программно-целевого обеспечения организации исследований, материально-технического и информационного обеспечения науки, защиты интеллектуальной собственности и международного сотрудничества.
Приняты государственные программы развития образования и науки, созданы структуры управления наукой, коммерциализацией результатов научных исследований и трансферта технологий – Высшая научно-техническая комиссия при Правительстве Республики Казахстан, Комитет науки при Министерстве образования и науки Республики Казахстан, Национальный центр государственной научно-технической экспертизы и др.
Опробованы различные инструменты государственной поддержки научных исследований, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности и трансфера технологий, подготовки кадров для индустриально-инновационной экономики (ГПИИР).
Согласно Национальному докладу по науке (2020 г.), в стране функционирует 384 научных организаций. Численность научных сотрудников 22,4 тыс. чел., из них 33% имеют ученую степень: 1703 чел. – доктора наук, 4240 чел. – кандидаты наук, 1045 чел. – доктора PhD и 317 чел. – доктора по профилю. Это 662 ученых на 1 млн. населения. Для сравнения: самая высокая плотность научных работников в мире еще в 2017 году была в Израиле, где на миллион жителей научными исследованиями занимались 8250 чел.; вторую и третью позиции занимали Дания – 7897 чел. и Швеция – 7593 чел. Плотность научных работников в 2017 г. была также высока в Республике Корее (7514 человека), Сингапуре - 6730 чел. и Японии (5305 человек).
Эти данные отчетливо показывают, что для инновационного рывка экономики и выхода отечественной науки на мировой уровень нужно, с одной стороны, увеличивать численность высококвалифицированных научных кадров, в том числе привлекать в науку молодых талантливых ученых. С другой, необходимо создавать для них благоприятные условия для проведения исследований, чтобы избежать оттока молодых ученных за рубеж в поисках лучших условий.
Также в уже упомянутом Национальном докладе проанализирована результативность казахстанских научных организаций и ученых. Отрадно, что растет число публикаций в рецензируемых научных журналах. Так, за последние 5 лет наблюдается заметный рост научных публикаций в международных журналах, индексируемой базой данных Web of Science. По данным InCites (Clarivate Analytics) за 2016–2020 гг. казахстанскими учеными опубликовано 17160 научных статей. Набольшее число публикаций в области химии, инжиниринга, физики, математики, материаловедения, что указывает на наибольший потенциал наших ученых именно в этих научных областях. Более того, наблюдается рост казахстанских научных журналов, входящих в базу Scopus. Это служит свидетельством постепенного признания наших научных достижений мировым сообществом.
Определенные успехи ученых страны стоит отметить и в области патентной активности. По данным Derwent Innovations Index, Clarivate Analytics за период 2019–2020 гг. получено 126 патентов, индексируемых в базе данных Derwent Innovations Index, которые также приходятся на уже вышеотмеченные области науки и техники.
Вместе с тем сравнение технологических структур экономики Казахстана со странами ОЭСР пока складывается не в нашу пользу. Так, 65% предприятий относятся к третьему технологическому укладу (преимущественно предприятия сырьевого сектора и металлургии), 34% относятся к четвертому укладу (предприятия машиностроения и нефтехимии) и лишь 1% предприятий соответствует пятому укладу – ИКТ, микроэлектроника, роботизация. При этом в Казахстане вообще нет предприятий, которые можно отнести к шестому технологическому укладу, где ключевой фактор – автоматизация интеллектуального труда, промышленный интернет, нано- и биотехнологии. При этом в странах ОЭСР более 60% предприятий относятся к пятому технологическому укладу и 5 % - к шестому.
В этой связи совершенно очевидно, что важнейшая наша задача состоит в преодолении существующего технологического разрыва. Именно на этом, еще в 2012 г., акцентировал свое внимание Первый Президент Республики Казахстан-Елбасы Назарбаев Н.А. в презентации долгосрочной Стратегии развития Республики Казахстан до 2050 года, выделив основные вызовы, которые надо преодолеть для вхождения в 30 ведущих экономик мира, в том числе: «Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы должны быть активными участниками этих процессов».
В преодолении существующего технологического разрыва есть несколько путей. Первый – трансфер зарубежных технологий. Но в условиях конкуренции маловероятно, что мы сможем импортировать передовые технологические решения. И такие примеры, когда запускались предприятия на основе устаревших технологий, к сожалению, у нас есть.
Конечно, нельзя полностью исключать возможность трансфера технологий, но их закуп и использование нужно тщательно просчитывать с позиций эффективности, экономической выгоды и технологической перспективы.
Второй наиболее перспективный вариант, обеспечивающий конкурентные преимущества для национальной экономики, – это создание «своих» технологий, автоматизация, роботизация и цифровизация производственных линий, обновление оборудования до уровня 4-6 технологических укладов, подготовка и переподготовка кадров, способных работать на новейшем оборудовании. И здесь нужны изменения в подходах к финансированию и управлению наукой, вузовском секторе науки, деятельности НИИ, в том числе в оснащении организаций образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой, укреплении интеллектуального потенциала науки, модернизации и оцифровке научной инфраструктуры, повышении результативности научных разработок и обеспечении интеграции в мировое научное пространство. Именно это предусмотрено в Государственной программе развития образования и науки на 2020-2025 годы.
С 2010 г. государство профинансировало более 10 000 научно-инновационных проектов на сумму более 270 миллиардов тенге. Но, следует признать, что в сравнении с другими странами финансирование научно-инновационной деятельности все еще недостаточно – в 2019 г. это лишь 0,12% от ВВП, тогда как в Армении 0,3%, Украине – 0,5%, Белоруссии – 0,6%, России – 1,2%, в странах ОЭСР – 4%, в Южной Корее –5%.
В этой связи важно поручение Президент страны К.К. Токаева на августовской конференции в 2020 г. о двукратном увеличении финансирования науки в ближайшие два года, а к 2025 г. увеличить до 1% от ВВП.
Отрадно, что это уже реализуется на практике. Так, за полгода – с осени 2020 по апрель 2021 гг. – только по линии МОН РК проведено 6 конкурсов научных исследований на сумму 30 млрд.тг. Расширен спектр грантового финансирования, введена системы малых и срочных грантов до 1 года, появились гранты на коллаборацию в научных исследованиях с зарубежными учеными. Решением ВНТК увеличено количество приоритетных направлений развития науки, впервые в отдельные направления выделены естественные науки и гуманитарные науки и др.
Однако, как известно, социально-экономический эффект от научных исследований проявляется не сразу, особенно это касается фундаментальной науки. Вероятностный, неопределенный характер научных исследований, высокий риск, к сожалению, сдерживают инвестиции в науку со стороны бизнеса. В этом плане, требуется разработка эффективных стимулов для бизнес-вложений в исследования и разработки, активизации их сотрудничества с научными организациями и учеными. Необходимо привлекать в науку бизнес-ангелов, пропагандировать краудфандинг и другие эффективные финансовые инструменты.
Все еще остаются нерешенные проблемы, среди которых прозрачность распределения финансовых средств, мотивация и стимулирование деятельности ученых, в том числе молодых, качество проводимых научных исследований и др. Здесь крайне важно оперативно реагировать на возникающие проблемы и на регулярной основе совершенствовать законодательство в сфере научной, научно-технической деятельности и коммерциализации её результатов.
В этой связи отмечу недавно принятый Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам науки». Данный законопроект предусматривает расширение функций Национальных научных советов в части финансирования из госбюджета проектов коммерциализации; наделение Национального центра государственной научно-технической экспертизы новыми функциями; информирование о членах Национальных научных советов через размещение информации на сайте Национального центра государственной научно-технической экспертизы; материальное поощрение лучших научных работников через присвоения звания «Лучший научный работник» и государственного гранта в размере 2000 МРП; участие в конкурсах на грантовое финансирование только аккредитованных субъектов научной и научно-технической деятельности; принятие решений о финансировании Национальными научными советами открытым голосованием и только в пределах сумм, утвержденных в бюджете.
Таким образом, перспективы казахстанской науки и экономики напрямую зависят от качества работы всех и каждого, кто имеет к этому отношение: законодательных органов, Правительства и Министерств, местных исполнительных органов, структур финансирования и управления наукой и коммерциализацией, наукоемких производств и технопарков, высших учебных заведений, Национальной академии наук Республики Казахстан и научно-исследовательские институты. Требуется усиление координации их усилий, стратегический подход к формированию научной и инновационной политики, синхронизированной с экономической политикой государства в целом. Казахстанская наука не должна отставать от потребностей практики. Напротив, она должна идти впереди, задавая тон развитию экономики. Хочется верить, что будущее у нас все же есть при совместных усилиях.
Председатель комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «Nur Otan» Джамиля Нурманбетова