Продают их за тысячи долларов.
Казахстанские компании сталкиваются с трудностями в получении допуска к международным перевозкам. И связано это с “серыми схемами”, которые активно действуют в стране, считает депутат Мажилиса от партии AMANAT Болатбек Нажметдинулы, передает Liter.kz.
Со слов депутата, к такому положению дел привело многолетнее отсутствие или неэффективное регулирование и госконтроль со стороны уполномоченного органа.
Сегодня стало возможным получать удостоверение и карточки допуска к осуществлению международных перевозок с применением ИБР (иностранный бланк разрешения) без соблюдения квалтребований, – заявил он.
Мажилисмен напомнил, что по правилам допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов к их осуществлению допускаются лица, имеющие трудоустроенных сотрудников, включая иностранных граждан, в количестве, не меньшем числа автотранспортных средств.
Однако по факту эта норма не работает.
В качестве примера он привел одну из компаний, которая, согласно отчету Комитета автомобильного транспорта, на конец 2023 года имела на балансе 32 автотранспортных средства (АТС), 31 из них состоит из арендованного подвижного состава. Перевозчик получил 74 бланка, возвращено только 28 ИБР. При этом численность сотрудников предприятия – до пяти человек.
Закономерен вопрос – как перевозчик, не соответствуя квалтребованиям, получил допуск с применением ИБР на свои АТС при численности в пять человек и куда делись 46 невозвращенных им ИБР? Ответ на поверхности – данная компания была замешана в беспрепятственной незаконной продаже бланков ИБР. И полагаю, что в этой незаконной схеме на системной основе помогали должностные лица уполномоченного органа, вместо того чтобы не допускать к разрешительной системе из-за несоответствия квалтребованиям. Отсутствие своевременного реагирования на указанные факты со стороны Минтраспорта привело к тому, что стало возможным осуществлять незаконную продажу допусков с применением ИБР на теневом рынке, – подчеркнул мажилисмен.
Эта схема успешно применяется на теневом рынке, заявил он. Уровень доходности такого нелегального бизнеса намного выше, чем сами перевозки.
При наличии дефицита в ИБР их можно продать и благополучно за это не отвечать. Причем по цене в тысячу раз дороже официального тарифа – не за два МРП или семь тысяч тенге по гостарифу, а за тысячу и более, но уже в долларах США. Кроме того, уже несколько месяцев Комитету транспорта от Минфина передаются данные из системы “Астана-1”. Информацию о таможенных декларациях можно использовать для подтверждения выполнения рейсов перевозчиками, подозревающимися в незаконной продаже бланков. Однако до сих пор эта информационная платформа Комитетом транспорта не используется, – высказался Нажметдинулы.
Он попросил генпрокурора провести проверку с привлечением налоговой службы по вопросу законности выдачи допуска и нарушения налогового законодательства, барьеров для добросовестных казахстанских компаний, росту “серых схем” в разрешительной системе в данном секторе экономики.