Самая главная заповедь педагога – “Не навреди”.
2 октября в Казахстане отмечается День учителя. Об особой роли педагогов высказались первый проректор Кокшетауского университета имени Шокана Уалиханова Галым Байтук и директор Высшей школы бизнеса и права Абай Искаков, передает Liter.kz.
"Трудовой путь каждого человека уникален. Кто-то начинал его в стенах родной школы, вуза, кто-то был вожатым в детском лагере, кто-то – в сфере государственных и частных услуг – у каждого своя дорога.
От того, кто будет стоять в начале этого пути, во многом зависит перспектива профессионального роста индивидуума и развитие его как личности. Такими людьми, стоящими у истоков формирования личности, безусловно, являются педагоги, чье отношение к труду можно считать образцовым. Следует отметить, что педагог – это прежде всего человек с высоким интеллектом, знающий свою профессию, умеющий и желающий поделиться своими знаниями и навыками с окружающими его людьми.
Неслучайно в своем Послании народу Казахстана “Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество” глава государства подчеркнул, что движущей силой прогресса в образовании являются преданные своему делу педагоги. Особое значение в деятельности педагога имеет умение выявить потенциальные способности обучаемых и приобщить их к исследовательской деятельности.
Создание нового лекарства, разработка закона, выведение нового сорта – все это результат, в основе которого лежит опыт. Опыт, который через науку и образование выводит человечество на новый уровень цивилизационного развития. Созидательная функция педагога состоит не только в разъяснении уже известных правил и парадигм, формировании у учащихся профессиональных практических навыков, но и в наставничестве, в перспективной работе по совершенствованию теорий, образцов. В процессе такой деятельности педагог должен использовать опыт своих предшественников и создавать свой “интеллектуальный продукт”, где на одну подтвержденную гипотезу должно приходиться несколько опровергнутых.
При этом необходимо руководствоваться только общепринятыми теориями, концепциями и законами, чтобы не нарушить самую главную заповедь педагога – “Не навреди”. Осознание этой заповеди диктует высокий уровень интеллектуальной ответственности за организацию и проведение занятий и консультаций. Наверное, самыми первыми неписаными правилами профессиональной этики могут похвастать педагоги, так как именно они закладывают основу для будущих профессий. Деловая профессиональная репутация должна быть основана на честности и требовательности как по отношению к обучающимся, так и к самому себе. Важно понимать границы взаимодействия и не допускать нарушений, которые приведут к снижению качества педагогического труда.
Таким образом, труд педагога играет решающую роль в повышении потенциала нации и является залогом благополучного будущего страны”.