И какую роль в радикализме играют женщины.
В знаменитом американском фильме "Бонни и Клайд" персонаж Бонни была более популярна, чем ее партнер Клайд, потому что сочетание женщины и насилия кажется противоестественным в обществе. Также женщины, вернувшиеся из горячих точек — Сирии и Ирака благодаря спецоперации "Жусан", получают больше внимания средств массовой информации и общественности, чем мужчины. В настоящее время средства массовой информации продолжают углубляться в жизненные пути этих девушек и женщин и задаются вопросом, что могло спровоцировать радикализацию и сподвигнуть их присоединиться к ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в Казахстане) и другим террористическим группам.
Гендерный подход к (де)радикализации также появляется в мире практиков. Однако он сосредоточен главным образом на женщинах, хотя подавляющее большинство экстремистов и террористов — мужчины.
Террористические группы с преобладанием мужчин
Женщины, подверженные экстремистским и террористическим взглядам, могут быть опасны. Идеологи и оперативные руководители джихада иногда назначают женщин для совершения нападений, поскольку те более принципиальны и вызывают меньше подозрений. В сентябре 2016 года женская ячейка, созданная и управляемая оперативным лидером ИГИЛ, попыталась (но не смогла) взорвать припаркованный автомобиль рядом с Нотр-Дам в Париже.
Ранее мы отмечали, что многие террористы в основном мужчины. Джихадистские группировки вкладывают больше средств в военную и оперативную подготовку своих неофитов-новобранцев мужского пола, так как их подготовка значительно повышает боевые способности группировки и ее силы. ИГИЛ, например, назначила большинство женщин, которые присоединились к ее рядам в Сирии и Ираке, на "традиционные" женские роли: они не должны были воевать и, следовательно, не были обучены этому. Ведь многие из них уехали туда вслед за своими мужьями.
Исключение составляют, например, женщины, участвовавшие в так называемых последних боях, когда ИГИЛ стала терпеть поражение за поражением. Мужчины чаще занимают оперативные или руководящие должности в данных группах, в то время как женщины, как правило, берут на себя вспомогательную роль. Роль женщин, как правило, "ограничена" распространением пропаганды, вербовкой других женщин, объединением мужчин и созданием бытовых условий.
Например, Хаят Бумедьен, самая разыскиваемая террористка Франции, помогала своему мужу Амеди Кулибали, который убил полицейского и совершил кровавый захват заложников в еврейском магазине в Париже в январе 2015 года.
Мужчины являются ключевыми участниками террористических группировок и, таким образом, основной мишенью их вербовочных усилий.
Пропаганда данных группировок в значительной степени опирается на нарратив, в которых доминируют мужчины. Например, им давят на совесть, их заманивают "раем", где их будут обслуживать "девственницы в раю" за их жертвоприношение. Эти группировки также пытаются вербовать мужчин, апеллируя к их мужской чести: если женщины террористической ячейки пошли в бой, то только потому, что так мало мужчин готовы были сделать что-либо.
Мужчины также играют ключевую роль в террористических группах с другим идеологическим креном (ЭТА, ИРА, ELN и др). Данные террористические группы обычно отводят женщинам традиционные или вспомогательные роли, и в их нарративах и групповой культуре доминируют преимущественно мужчины. Это также отражается на подходе их членов к женщинам: бытовое насилие в отношении женщин является постоянной темой на жизненном пути ряда высокопоставленных террористов нерелигиозного толка.
Стереотипное насилие
Женщины не менее радикальны, чем мужчины, но все же реже прибегают к насилию. Статистика подтверждает это: большинство исполнителей (и жертв) насильственных преступлений — мужчины, что также объясняет, почему только 14 казахстанок из 137 вернувшихся благодаря спецоперации "Жусан" задержаны по подозрению в причастности к террористической деятельности на стороне ИГИЛ.
Первая причина вполне практична. Мужчины, как правило, имеют больше "возможностей" для участия в преступлениях: будучи юношами, они зачастую пользуются большей свободой, чем девочки, и от них, как от мужчин, обычно ожидают, что они будут действовать обдуманно и рационально, в качестве будущего домашнего кормильца. Женщины в меньшей степени подвержены преступному поведению в силу своих внутренних обязанностей и ряда практических ограничений, налагаемых на них (например, более высокому родительскому контролю).
Однако существует также психосоциологическое объяснение того, почему мужчины чаще обращаются к насильственным преступлениям. Поскольку женщины, как правило, более заинтересованы в создании социальных связей с другими людьми, они получают большую социальную поддержку, что снижает риск их вовлечения в преступную деятельность. Кроме того, импульсивные или агрессивные действия женщин часто сдерживаются социальными ожиданиями родителей и родственников. Общество также влияет на то, как мужчины и женщины выражают себя: женщинам легче выражать свои эмоции иными способами, нежели насилием, в то время как мужчины со школьных лет могу воспринимать насилие как средство утверждения своего превосходства.
Мужской гендерный подход к радикализации
Сосредоточение внимания на процессе (де)радикализации женщин может быть очень полезным, поскольку на сегодняшний день существует очень ограниченное исследование женской преступности. Преступность — это, скорее, мир мужчины. Рассмотрение терроризма через призму мужского пола может обеспечить более точное понимание процессов (де)радикализации.
Пример: радикализация иногда воспринимается как реакция на чувство личной неудачи; присоединение к радикальной или насильственной группе было для некоторых молодых людей средством расширения своих возможностей или представляло собой переход к взрослой жизни. Анализируя эти же факторы, как чувство неудачи человека или как переход к становлению взрослым человеком, можно обеспечить более адекватные меры по предотвращению или противодействию радикализации. Например, эти меры могли бы включать уделение особого внимания развитию различных мужских качеств у молодых людей или повышению их чувства самореализации посредством здорового выражения соперничества и успеха. Усилия по поощрению гендерного равенства, как правило, направлены на расширение прав и возможностей женщин, но почти не затрагивают потребности и проблемы, с которыми сталкиваются мужчины.
Эта односторонняя концепция может оказать двойное воздействие на рост преступности как среди мужчин, так и среди женщин. Гендерное равенство, в большей степени ориентированное на женщин, предоставляет им больше возможностей для вовлечения в преступную деятельность и может устранить некоторые социальные ограничения, которые мешают большинству женщин совершать насильственные действия.
Учитывая "опыт" взаимоотношений между мужчинами и женщинами в так называемых "сирийский семьях", казахстанским специалистам в области теологии и семейно-брачных отношений (психологом, социальным работникам, педагогам и т.д.) необходимо выработать программу по упреждению радикализации в молодых семьях, отчуждения их от общества и предотвращению насилия в семьях, имеющих и практикующих религиозный образ жизни.
Вместе с тем компетентные органы в сфере религии должны усилить работу с родными и близкими вернувшихся женщин, так как нормальная семейно-родственная атмосфера положительно влияет на адаптацию ранее радикализованных граждан. Ведь многие из "возвращенок" проживают с родителями и родственниками умерших мужей. В этой ситуации обвинения их во "всех бедах", может оттолкнуть их от пути исправления и социализации.
Религиовед Центра изучения религий
Кайдар Мирас