В Год 30-летия Независимости Казахстана Министерство образования и науки активизировало свою работу по многим направлениям. С недавних пор ведомство приступило к реализации разработанного по поручению Главы государства Национального проекта «Качественное образование «Образованная нация». Каких изменений стоит ожидать в обозримой перспективе в образовательной сфере страны? На что конкретно будут направлены усилия? Как все это будет происходить? Об этом в интервью ЛИТЕРу рассказала первый заместитель министра образования и науки РК Шолпан Каринова.
– Шолпан Танатовна, прошу рассказать, что нового и позитивного было привнесено в систему образования в год 30-летия Независимости нашей страны.
– Сделано немало. Остановлюсь лишь на некоторых новшествах. К примеру, с нового учебного года по поручению Главы государства в детских садах началось внедрение новой модели дошкольного образования. Также были возвращены в школьную программу учебники «Әліппе» и «Букварь». «Әліппе» разработан по методике выдающегося казахского просветителя Ахмета Байтурсынова, от простого к сложному. Система технического и профессионального образования станет более гибкой и ориентированной на формирование самых востребованных компетенций у обучающихся. ЕНТ полностью переведен в электронный формат. Абитуриенты могут сдать тестирование два раза, при этом они сами выбирают дату и время ЕНТ. Будет внедрен мониторинг образовательных достижений обучающихся.
На сегодня все школы страны работают по обновленному содержанию, которое направлено на развитие функциональной грамотности школьников. Что же касается вузов, то вступительные экзамены в докторантуру впервые в этом году прошли в электронном формате. В прошлом году этот метод успешно апробирован при поступлении в магистратуру. С 2021 года выдаются дипломы собственного образца, что дает работодателям возможность оценивать качество подготовки специалиста. И это лишь немногое из того, чтобы было сделано в этом году.
– На каких направлениях будет сфокусировано внимание при реализации Национального проекта «Качественное образование «Образованная нация»?
– Прежде всего, хочу напомнить, что Нацпроект разработан на основании п. 3 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий», который предусматривает переход государственных программ в формат национальных проектов.
Главная цель Национального проекта, как это прописано в самом его названии, – это повышение качества образования обучающихся всех уровней образования. Работа будет вестись по четырем главным направлениям. Это дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, техническое и профессиональное образование, высшее и послевузовское образование.
– В чем главные отличия Нацпроекта от Госпрограммы развития образования и науки РК на 2020-2025 годы?
– Если Госпрограмма охватывает всевозможные аспекты в сфере образования – политические, законодательные и социальные, то у Нацпроекта более узкая направленность. Иными словами, он ориентирован на решение конкретных задач в образовательной сфере. Хочу заметить, что по основным своим параметрам Нацпроект перекликается с Госпрограммой. Однако в него включены первостепенные задачи и мероприятия программы, к реализации которых еще не приступали. Помимо этого, формат Нацпроекта отличается от Госпрограммы развития образования и науки РК на 2021-2025 годы, которая содержит 11 задач, 8 индикаторов, 40 показателей и 204 мероприятия, лаконичностью содержания. Нацпроект содержит всего 5 задач, 15 показателей и 26 мероприятий, и все они направлены на решение основных задач сферы образования. Один из принципов нацпроектов – человекоцентричность и решение задач, которые требуют незамедлительных действий.
– Как Нацпроект поможет в решении проблемы неравенства в доступе к качественному образованию?
– Первой задача – «Обеспечение доступности и качества дошкольного воспитания и обучения» – состоит из одного показателя и двух мер. Продолжится развитие сети дошкольных организаций через размещение госзаказа путем ваучерного финансирования по принципу «деньги за ребенком». В итоге к 2025 году охват детей от 2 до 6 лет достигнет 95%, 3 до 6 лет – 100%.
Наряду с этим по поручению Главы государства во всех дошкольных организациях будет внедрена новая модель развития ребенка. Будет изменен государственный стандарт на основе принципа «обучение через игру».
Что касается второй задачи, «Повышения качества среднего образования», которая состоит из двух показателей и четырех мер, то, она будет реализована за счет сокращения разрыва в качестве обучения между регионами, городскими и сельскими школами Казахстана (PISA). Также в контексте Нацпроекта будут приняты комплексные меры для снижения разрыва в качестве знаний. Для того, чтобы восстановить пробелы в знаниях учащихся, для детей из социально уязвимых семей по поручению Главы государства будет реализован проект «Цифровой учитель».
Кроме того, с этого года начато размещение госзаказа на дополнительное образование. Оно будет проходить на конкурсной основе и в частных организациях.
По третьей задаче, «Обеспечение школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой» (6 показателей и 11 мероприятий), для сокращения дефицита ученических мест к 2025 году запланировано строительство 1 000 школ. В результате ожидается ликвидация трехсменных и сокращение доли аварийных школ до 0,1%. К 2025 году будут модернизированы 5 000 школ в малых городах, районных центрах и селах. Это обеспечение детей безопасными и комфортными условиями, высокоскоростным интернетом. Будут проведены обновление школьной мебели, модернизация школьных библиотек и столовых, проведение капитального и комплексного текущего ремонта.
Помимо этого, к 2025 году 90% школ будут оснащены предметными кабинетами и 100% школ – обеспечены системой безопасного доступа, охраны и контроля, питьевым водоснабжением, инфраструктурой, которая соответствует современным санитарным и гигиеническим нормам.
Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной среде будет проведена работа по обновлению норматива функционирования организаций для детей с особыми потребностями из расчета 1 психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) на 50 тысяч детей. Будут открыты 43 ПМПК. Наряду с этим разместят государственный образовательный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями развития.
Четвертая задача, «Доступное и качественное техническое и профессиональное образование», предполагает 3 показателя и 4 мероприятия. К 2025 году будет обеспечен полный охват молодежи бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям. Параллельно с этим продолжится работа по оснащению современным оборудованием колледжей, учебно-производственных мастерских. На базе колледжей, оснащенных в рамках проекта «Жас маман», создадут 20 центров компетенций. Во всех этих образовательных учреждениях будет внедрен демонстрационный экзамен по определению компетенции с учетом требований WorldSkills.
Пятая задача – «Повышение конкурентоспособности казахстанских вузов» (3 показателя и 5 мер). Будут созданы 20 центров академического превосходства (15 региональных и 5 педагогических вузов) и 2 передовых вуза по опыту Назарбаев Университета.
Вместе с тем до конца 2025 года планируется открытие филиалов зарубежных вузов, что позволит сократить отток молодежи. Будут созданы центры, которые призваны поддерживать своих выпускников после окончания университета.
– Какие преимущества получит отечественная сфера образования к 2025 году благодаря Нацпроекту?
– Дети будут иметь доступ к получению качественных услуг в дошкольных организациях. Учащимся создадут все условия для получения качественного образования независимо от места проживания и нахождения школы. Как итог, улучшится качество знания детей.
Также ожидается снижение количества молодежи категории NEET (не работают, не учатся). Плюс ко всему в организациях высшего и послевузовского образования будут созданы условия для функционирования исследовательской экосистемы.
Сегодня, учитывая поддержку со стороны государства, у нас есть все основания полагать, что благодаря реализации Национального проекта мы сумеем повысить качество образования в стране.
Татьяна КАЗАНЦЕВА, Нур-Султан