Общественные приемные партии AMANAT: эффективный диалог в проактивном формате

На сегодня у партии 226 общественных приемных.

Редакция Liter.kz

Успешное развитие общества во многом зависит от уровня взаимоотношений власти и народа, наличия конструктивного диалога между ними. Глава государства Касым-Жомарт Токаев уделяет самое пристальное внимание построению Справедливого Казахстана, реализации концепции «Слышащего государства». В русло этого важнейшего направления политики удивительно точно вписывается деятельность общественных приемных партии AMANAT, зарекомендовавших себя надежным мостом, эффективным каналом прямой связи между народом и государством. О том, как и в каком формате сегодня осуществляется их работа, об ее особенностях и тенденциях в интервью корреспонденту газеты “LITER” рассказала заведующая Республиканской общественной приемной партии AMANAT Алия Садырбаева.

 

Получив помощь, помогают другим…

– Алия Балатбековна, начнем с традиционного вопроса. С какими проблемами, просьбами чаще всего обращаются граждане в Республиканскую общественную приемную партии? Произошли ли какие-нибудь изменения в тематике обращений в этом году по сравнению с предыдущим?

– Мы ведем статистику ежемесячно, ежегодно подводим итоги,и на первом месте, конечно же, социальные вопросы.Но изменения постепенно происходят. Это связано как с переменами в жизни общества, так и с особенностями формата нашей работы. С 2022 года мы начали выезжать в отдаленные села, и в результате работы наших выездных мобильных общественных приемных мы видим изменения в аналитике.Жители сел и районов в основном поднимают вопросы жилищно-коммунального хозяйства, такие как строительство дорог, освещение, газификация, также очень много запросов на обеспечение людей качественным медицинским обслуживанием, строительство физкультурных центров и мест проведения культурного досуга.

– А сколько всего было обращений с начала года? Каковы результаты их рассмотрения?

– Итоги года мы полностью подведем только по его окончании. Но примерную цифру я вам сейчас могу озвучить. Это порядка 130 тысячобращений за 2024 год. При этом 60% из них решены положительно, 5% еще находятся на контроле. Нужно понимать, что вопросы бывают самые разные – те, которые мы можем решить в соответствии с законодательством, и нерешаемые, это, как правило, те, что связаны с судебной системой. Но и здесь мы тоже стараемся поддержать обратившихся к нам людей встречами на наших площадках, обращениями в Генеральную прокуратуру и другие соответствующие органы. К сожалению, у нас сейчас нет приемов руководства Генеральной прокуратуры и МВД, а встречи с ними для людей имели важное значение.

За этот год у нас было проведено более 28 тысяч приемов, на которыхбыло принято почти 88 тысяч человек. Проводят их должностные лица различного уровня. Это акимы и их заместители, министры, вице-министры, заместители Премьер-министра. И буквально ежедневно мы слышим слова благодарности от наших граждан за то, что организовываем такие встречи. Многие вопросы реально решаются, и люди видят это, ценят и благодарят нас за нашу работу. Конечно же, это для нас самая большая награда.

– Какие случаи, истории обращений особенно запомнились вам?

– Истории разные бывают. Мне очень импонирует, когда люди, которым мы помогли, не только благодарят нас, но и сами начинают помогать другим. Вот один из последних случаев. Молодой парень, оставшись сиротой, встал в очередь на жилье по категории “Сироты”. На тот момент он был студентом и учился в колледже Алматы. После окончания колледжа ему пришлось уехать в родной аул, и акимат города исключил его из очереди. И парень шесть лет пытался решить эту проблему, обращался в самые разные инстанции, но все было бесполезно. Почти потеряв надежду, он пришел к нам, и мы оказали ему помощь в рамках партийного проекта “Құқықтық көмек”. Мы писали вместе с ним обращения, исковые заявления и в итоге,на основании решения суда, его восстановили в очереди. А в прошлом году ему выдали квартиру. Сейчас он живет в ней, очень доволен и благодарен нам. И теперь уже сам помогает другим людям, консультирует, как правильно собрать и подать документы, оформить заявления, куда обратиться и так далее. Так сказать, ведет свою общественную работу. Я считаю, это замечательный пример того, как работа, которую делает партия, перерастает в своеобразную цепочку добра. А парень –общественник, волонтер, который, можно сказать, вырос под нашим крылом. Я попросила Алматинский филиал поддерживать с ним связь, сотрудничать и привлекать к партийным мероприятиям.

Хочу привести еще один пример, показывающий эффективность приемов на площадке Республиканской общественной приемной. Помните, осенью в Астане был град? Ивы,наверное, слышали, что тогда в Уркере крыши домов были пробиты градом. На тот момент уже установилась холодная погода, а у людей в крыше дыры... Жители пострадавших домов обратились за помощью в местный исполнительный орган, но получили там отрицательный ответ. Якобы это не ЧС, чтобы государствовыделяло средства на ремонт. Но суть еще в том, что эти дома были построеныпо госпрограмме,и, вероятно, там были нарушены СНИПы. А люди, живущие в них, – простые граждане и не имеют лишних средств на то, чтобы сразу же взять и починить свои крыши.

С этой проблемой к нам обратились активисты ЖМ Уркер, с которыми мы уже долгое время сотрудничаем и помогаем им.Мы предложили им записаться на прием к заместителю Премьер-министра РК Канату Бозумбаеву. Прием этот проводился в соответствии с графиком в нашей Республиканской общественной приемной. Мне очень понравилась позиция Каната Алдабергеновича. Он выслушал людей, задал несколько уточняющих вопросов и сказал: “Мы своих граждан не бросим!”. Он дал соответствующее поручение, и на сегодняшний день уже 94% семей, чьи дома пострадали от града, получили выплаты. И теперь мы собираемся поехать в Уркер, чтобы поздравить эти семьи. Вот такие приятные моментычасто бывают в нашей работе.

Что касается приемов, которые проводят государственные органы, хотелось бы особо отметить некоторые из них. Пожалуй, самое ответственное и лучшее в нашем рейтинге – это Министерство здравоохранения. Во-первых, очень много людейобращаются с вопросами, касающимися здравоохранения. Во-вторых, они очень эффективноотрабатываются. Министерство очень ответственно относится к каждому обращению. Часто бывают случаи, когда прием, допустим, должен быть еще где-то через неделю или две недели, а человеку помощь нужна срочно. Мы обращаемся в Минздрав, объясняем ситуацию, и они идут навстречу, помогают. Люди звонят, благодарят за оперативность, ведь речь идет о здоровье. И мы тоже очень признательны министерству за такое отношение к нуждам людей, за понимание и оперативное реагирование. И тут отмечу, что особую роль в нашей совместной работе играют специалисты министерства, отвечающие за приемы на площадке партии. От Минздрава с нами не первый год работает заведующая общественной приемной МЗ РК Дарига Рахметовна.

Также много обращений, причем довольно сложных, у нас приходится на Министерство труда и социальной защиты населения. Это и вопросы назначения и выплаты пенсий, пособий, оформление инвалидности, нарушения в сфере трудовых отношений и т. д.

Пару слов хочу сказать о приемах депутатов Парламента. К нимв основном обращаются с предложениями о внесении изменений в НПА, с предложениями по улучшению инфраструктуры в регионах, с просьбами по различным спорным вопросам, за материальной помощью. Буквально вчера прошел прием депутата Мажилиса Нуртая Сабильянова. Одна из обратившихся женщин – мать двухлетнего ребенка с ДЦП. Они запланировали лечение и реабилитацию для ребенка в соседней России, самостоятельно провели масштабный сбор, и им не хватало некоторой суммы. Конечно, материальная помощь – это сугубо личное решение каждого человека, и мы никогда не настаиваем на оказании финансовой помощи депутатами, но нам всегда приятно, когда обратившиеся с надеждой на помощь люди не остаются без внимания. Вот и Нуртай Салихович проявил неравнодушие и помог молодой мамочке.

Еще один момент. Самые активные граждане Казахстана – это женщины. От них было предложений о внесенииизмененийв законодательство по вопросам социального обеспечения многодетных семей и семей, воспитывающих деток с инвалидностью, по вопросам образования, спорта, строительства и многих других сфер.Еще у нас есть постоянные заявители– группа женщин пенсионного и предпенсионного возраста, которые поднимают вопрос по снижению пенсионного возраста. Они считают, что женщины все-таки должны выходить на пенсию в 58 лет, не позже, потому что все же отличаются от мужчин. И активистки намерены продолжать поднимать этот вопроси дальше.

 

Постоянно на прямой связи

– В своем Послании народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» Глава государства Касым-Жомарт Токаев уделил важное значение построению Справедливого Казахстана, реализации концепции “Слышащего государства”. Как Вы считаете, какую роль выполняют в реализации этой концепции общественные приемные AMANAT»?

– Самую непосредственную, одну из важных ролей, я считаю, выполняют наши общественные приемные. Мы постоянно на прямой связис людьми, знаем их чаяния, потребности, проблемы. Мы открыты и доступны, в том числе в соцсетях. Бывает, что люди пишут и в нерабочее время. Мы стараемся реагировать, отвечать сразу же. Не говорим: “У нас рабочий день закончился, позвоните завтра”. Ведь мы понимаем, что это может быть что-то очень срочное и важное.

Когда у нас идет предвыборный период, агитация, общественные приемные задействованы в сборе наказов. С учетом этих наказов в дальнейшем формируется Дорожная карта. К примеру, встречаемся с людьми, и они говорят: “Нам в этом населенном пункте, где проживает около 8 000 человек, нужна школа, либо медицинский пункт, или постройте нам, пожалуйста, физкультурный комплекс. По такому алгоритму в селе Заречное Костанайской области была построена школа на 900 ученических мест”.

И мы всегда с пониманием относимся к поднимаемым вопросам, потому что не отделяем себя от других людей. Мы такие же, как и все, у нас такие же проблемы. Зачастую вопросы, с которыми люди обращаются, созвучны с теми проблемами, с которыми мы сами сталкиваемся в повседневной жизни.

– Какая работа проделана по выполнению поручения Главы государства Касым-ЖомартаТокаева на внеочередном ХХІІ съезде партии по активизации работы с обращениями граждан? Как вы знаете, Президент тогда сказал: “Общественные приемные партии должны стать местами притяжения для граждан, которые могли бы приходить туда не только с жалобами, но и с конкретными идеями по развитию страны». Он отметил, что «нужно также чаще проводить выездные приемы граждан, встречаться с жителями отдаленных сел, открывать общественные приемные на базе крупных первичных партийных организаций, быть гораздо более активными в социальных сетях”.

– С 2022 года у нас внедрен проактивный формат работы, и мы видим эффект. Можно сказать, мы сломали какие-то устоявшиеся и привычные ранее рамки связи с населением. Мы внедрили Мобильные общественные приемные и сами регулярно выезжаем в отдаленные аулы. Все это делается для удобства граждан. Для того, чтобы голос каждого был услышан и существующие проблемы не нарастали как снежный ком, а решались вовремя.

Кроме того, для участия в приеме людям нет необходимости приезжать в столицу, они могут посредством Zoom попасть на прием к любому министру, находясь даже в отдаленном поселке. Мы сделали такое общение доступным, и это нормально в век цифровизации. Не нужно приезжать, деньги тратить, время. Они там находятся, мы здесь, но связь установлена, проблемы услышаны и решаются.

В последнее время жители столицыначали просить нас организовать выезды в жилые массивы на окраинах Астаны и южногомегаполиса. Поэтому мы сразу же с этого года взяли это на карандаш. Мобильные приемные проводятся в дальних районах крупных городов. К примеру, в октябре текущего года я проводила Мобильную общественную приемную в Турксибском районе Алматы. На встречу пришли более 100 человек. Часть вопросов приглашенные нами госорганы решили на месте. Некоторые вопросы были республиканского уровня,и мы ими занимаемся в настоящее время. Формат МОП удобен еще и тем, что они проводятся в больших ТРЦ и охватывают большой круг лиц, которые, не отвлекаясь от своих дел, могут решить свои вопросы здесь и сейчас.

С 2025 года мы планируем уделять больше внимания и Астане. Кстати, недавно приходили активисты из жилого массива Тельмана с просьбой открыть там филиал общественной приемной. Мы записывали их представителя на прием к руководителю аппарата. И вот над этим сейчас думаем. Там стоит вопрос финансирования, материально-технического обеспечения. Даже если там будут заняты 2–3 человека, это тоже финансовые затраты.

В прошлом году хорошее предложение поступила отволонтера проекта «Доступный Казахстан» Гульнары. Она инвалид по слуху и ранее обращалась к нам со своимипроблемами. Ей мы тоже смогли помочь. Сейчас она занимается вопросами людей с особыми потребностями. Когда она подключалась онлайн из приемной, то ей мешал сильный шум, связанный с тем, что она пользовалась слуховым аппаратом. Мы, люди со здоровым слухом, сами не в состоянии ощутить, понять эту проблему. Она нам порекомендовала использовать слуховые петли, которые позволяют обеспечить качество звука без фонового шума в слуховых аппаратах. Я озвучила это Председателю партии, и, благодаря его поддержке, сейчас у нас практически во всех общественных приемных установлены такие слуховые петли. Кроме того, для удобства маломобильных граждан мы оборудовали все приемные тактильными дорожками, пандусами, табличками для слабовидящих людей. Я рада, что руководство в этом вопросе нас поддержало, и мы сделали наши партийные филиалыболее доступными для людей с особыми потребностями.

 

По принципу открытости

– Сколько всего сегодня общественных приемных партии, и какие принципы в работе являются для них главными?

– На сегодняшний день у нас 226 общественных приемных. Из них одна Республиканская общественная приемная, 20 региональных – это в каждой области, в столице и в городе республиканского значения, и 205 территориальных.То есть мы постарались максимально, насколько это возможно, сделать наши площадки доступными для людей. Допустим, те, кто записываются на прием, но при этом испытывают проблемы с интернетом либо не имеют смартфонов, могут прийти в филиал партии и оттуда подключиться к приему, это тоже очень удобно. В работе мы придерживаемся принципа открытости и в соцсетях, и на местах стараемся быть честными и ответственными, осознавая, что работаем для людей, и их проблемы для нас очень важны.

Бывает, что жалобы из регионов поступают на работу филиалов партии. Мы не замалчиваем их, собираем необходимую информацию и доводим ее до руководства. Жалобы на депутатов тоже бывают.

Но на днях был очень интересный случай. Приехала женщина из Семея. К нам пришла практически в обед, потребовала встречи с руководством. Судя по ее решительному настрою, яподумала, что будет на кого-то жаловаться. Оказалось, она пришла с просьбой, чтобы партия AMANAT выдала Благодарственное письмо акиму области Абай, депутату областного маслихата Ахметову Съезбеку и депутату городского маслихата города Семея Мурат Акмарал. Айгуль рассказала, что всей семьей они жили очень бедно. И вот она приняла участие в программе по поддержке начинающих предпринимателей. Ее обучили, выдали грант. И теперь у нее свой пельменный цех. Там и разъяснительная работа,учеба была,и меры государственной поддержки, которые, что очень важно, дошли до реально нуждающихся. Она, по ее словам,приехала от имени 190 человек, также желающих выразить благодарность этим людям. Мне было очень приятно, и ясказала, напишу об этом и выставлю пост. Вручение Алғыс хат мыуже согласовали с руководством и передадим их в регион.

 

– Какие основные задачи, может быть, проблемы предстоит решать Республиканской общественной приемной партии в новом году?

– Прежде всего, мы хотим улучшить нашу работу. Говорят же, не бойся совершенства, тебе его никогда не достичь. Поэтому, когда мы слышим критику, не встаем в оборонительную позицию. Наоборот, если вы знаете, как нам сделать лучше нашу работу, что-то можете нам посоветовать, пожалуйста, мы рады советам, готовы выслушать мнение каждого человека, который к нам приходит. Считаютакой подход правильным, потому что это помогает нам совершенствовать нашу работу.

Как Республиканская общественная приемная, мы должны уделять особое внимание анализу. Таким образом, мы выявляем, что не так, что нужно изменить, доработать, и даем соответствующие рекомендации.

Большую работу нам предстоит проделать по дальнейшей реализации партийного проекта “'Құқықтық көмек”, который был запущен с 2023 года по инициативе Председателя партии Ерлана Кошанова. Мы понимаем, что нашим гражданамне хватает юридической грамотности также, как и финансовой. Поэтому заключили меморандумы с четырьмя организациями. Это Союз юристов, коллегия адвокатов, медиаторы и нотариусы. Благодаря этому у нас расширились возможности помогать тем, кто нуждается в помощи по правовым вопросам. Но хочу отметить, что такие категории населения, как находящиеся в сложной жизненной ситуации, получатели АСП, всю необходимую помощь получают бесплатно. Круг этих вопросов широкий:это и алименты, и проблемы с ЧСИ, которые не всегда бывают правы,подготовка документов на приватизацию жилья, медиативные соглашения, юридические консультации и т. д.

За 2024 год по проекту “Құқықтық көмек” мы провели 2,7 тысячи приемов и приняли почти 10 тысяч человек. Будем стараться улучшать нашу деятельность в этом плане.

В следующем году продолжим работу мобильных общественных приемных. Будем уделять больше внимания нашим крупным городам, их окраинам. У нас сейчас очень много обращений с окраин столицы. Люди говорят: «Вроде в столице живем, а у нас ни дорог, ни спорткомплекса, ни бассейна, ничего нет». В условиях большого города, если нет поблизости нужных объектов, очень сложноприходится в плане логистики, трудно возитьдетей на спортивные и творческие занятия.

Я, как многодетная мать, это сама вижу и знаю. Ведь хочется, чтобы ребенок и учился, и куда-то на спорт ходил, развивался, был здоров. У меня 7 детей, младшему 5 лет. Хорошо, мне помогают старшие, уже взрослые дети, наша команда. Они помогают с младшими. Поэтому я могу сидеть спокойно заниматься своей работой.

– Спасибо за интервью!

Беседовал Нургали АБИЛЬДАЕВ, Астана

 

 




 

Новости партнеров