Казахстанцам разрешат ездить по автобусным полосам. Что не так с новой инициативой МВД

Эксперты считают, что на деле новая инициатива не улучшит ситуацию на дорогах.
Ербол Казистаев

В Казахстане планируют разрешить водителям ездить по автобусным полосам, но эксперты считают, что такая мера не разгрузит трафик, передает Liter.kz.

Министерство внутренних дел РК опубликовало проект постановления об изменениях в правила дорожного движения. Планируется сделать выделенную полосу для маршрутных автобусов доступной для всех автомобилей.

Недоступна она будет для рядовых машин только в будние дни в периоды с 07:30 до 09:30 и с 17:00 до 20:00.

Эти изменения разработаны по поручению Президента РК Касым-Жомарт Токаева. В конце апреля 2021 года Глава государства поручил грамотно организовать автомобильные потоки в городах вне час-пик.

Урбанист Илья Варламов считает, что это плохая идея. По его мнению, после внедрения нового правила водители будут игнорировать автобусные полосы.

Он отметил, что выделенные полосы нужны для улучшения качества услуг общественного транспорта – автобусы не будут стоять в пробках вместе с обычными автомобилями.

«Выделенки стимулируют людей пересаживаться из личного автомобиля в муниципальный транспорт. Это уменьшает количество машин на дорогах и, следовательно, избавляет город от пробок. В итоге все, в том числе водители автомобилей, перемещаются по нему быстрее», – пишет Варламов в своем блоге.

Автовладелец Олжас Сарсен полагает, что у такого решения есть как положительные, так и отрицательные стороны. Да, это должно разгрузить дороги, но службы такси опять могут уйти в тень.

«Машинам такси с опознавательными знаками разрешалось перемещаться по автобусной полосе. То есть это был стимул для сервисов и для водителей чтобы официально регистрироваться, приводить свои машины в порядок», – говорит собеседник Liter.kz.

Теперь службы такси и их водители могут снова уйти в тень – им незачем регистрироваться и соответствующе оборудовать свой автомобиль. А ведь разрешение таксистам ездить по выделенной полосе сделано именно для контроля за сервисами.

Внештатный советник акима Алматы Бакытжана Сагинтаева Роман Барабанов назвал сразу шесть причин, почему новая инициатива МВД в реальности не будет работать.

Во-первых, час-пик на каждом отрезке улице, в каждом городе начинается в разное время. То есть установка одного временного отрезка для всей страны не имеет смысла.

«Если будет точно известно, что в определенный час выделенная полоса перестает работать, то к началу этого времени к улицам с выделенными полосами потянется еще больше частного транспорта, в итоге и общественный транспорт и частные автомобили проведут в пути больше времени», – пишет Роман Барабанов.

В-третьих, это спровоцирует новые ДТП. Водители общественного транспорта уже отвыкли, что по выделенной полосе может ездить кто-то кроме них самих. Сейчас им будет сложно среагировать, когда обычные автомобили будут перестраиваться на их полосу.

От этого пострадают водители автомобилей, общественного транспорта, пассажиры, а также владельцы велосипедов и самокатов, которым тоже можно ездить по выделенной полосе. Барабанов считает, что BRT Алматы станет зоной одного большого ДТП, и о беспрепятственном движении можно забыть.

В-пятых, все это собьет интервал движения общественного транспорта, что значительно снизит его привлекательность.

И самая главная причина – экстренные службы не смогут вовремя приехать туда, где они нужны. К примеру, сейчас они могут беспрепятственно ездить по выделенной полосе, что сильно сокращает время их прибытия.

«В один стандартный 12-метровый автобус помещается примерно 80 человек, а в один частный автомобиль пять человек. Автобус находится в постоянном движении, а частный автомобиль стоит без движения большую часть времени. Поэтому приоритет должен быть у общественного транспорта», – заявил эксперт.

Фото: pixabay.com

Напомним, что публичное обсуждение новой инициативы МВД пройдет до 31 мая 2021 года. Казахстанцы могут оставлять свои комментарии к проекту постановления.

Ранее Liter.kz разбирался, можно ли объехать ДТП, пересекая сплошную линию. Подробнее читайте здесь.

Новости партнеров